Научно-технический прогресс
и его влияние на развитие культуры
Техника как древнейший вид
деятельности человека с момента
своего возникновения является уникальным
средством преобразования всей действительности.
Исторически цивилизация возникла
на Земле на основе преобразующей
деятельности человека и общества.
Именно преобразование среды, природы,
самого человека и человеческого
общества лежит также в основе
развития культуры и цивилизиции.
Культура как процесс
реализации духовных ценностей выражает
вечное стремление человечества к постоянному
освоению-преобразованию действительности,
и она как поприще проявления
сущностных сил человека отражает также
его становление, самоутверждение
как субъекта культуры. Или, иначе
выражаясь, культура -- это процесс,
связанный с «работой» сознания,
его активностью для удовлетворения
духовных потребностей и реализации
духовных ценностей, на основе которого
формируются определенные взгляды,
идеи, учения людей об окружающей действительности
и самих себе и создаются духовные
ценности, что составляет духовное
богатство или духовную культуру
общества.
Культура общества включает
в себя как материальную, так и
духовную сферы, но и в материальной
культуре воплощены духовные силы человека.
Культура же личности преимущественно
есть его духовная культура, культура
его души; культура как мера гуманизации
человека, человеческих отношений должна
проявляться в таких основных
сферах духовной культуры, как познание,
художественное творчество и нравственное
поведение.
Существование человека как
социального существа подразумевает
его активное, преобразующее отношение
к действительности, и вполне естественно,
что это его существование
развертывается на фоне «быть» и «иметь».
Культура как средство и одновременно
цель является поприщем, где проявляются
эти важные качества человека. Человек,
ориентированный преимущественно
на обладание (иметь), рассматривает
познание как «приобретение», как
«аннексию». С его точки зрения,
ценность познания зависит от ценности
предмета, которым он овладевает (таким
образом трасформацию человеческого
бытия на примерах явлений повседневной
жизни проанализировал Э. Фромм
в работе «Иметь или быть»). С этих
позиций подлинное познание отличается
от мнимого знания тем, что первое
имеет дело с подлинными предметами
-- подлинным бытием, идеями; второе
же -- с кажущейся действительностью,
с небытием. Но наука, научное познание,
выражая процесс становления человека,
его «очеловечивания», является важным
элементом духовной культуры, и мы имеем
полное основание для того, чтобы не считать
познание предмета и достижение истины
«аннексией» этого предмета. Человеческое
познание по своей природе социально;
познание -- это диалог с другими людьми,
другими эпохами, ругими культурами; истинно
познавательный интерес не имеет ничего
общего с обладанием. Познание (как культура
вообще) есть понимание в широком смысле
-- понимание предмета, природы, жизни.
А понимание предполагает вслушивание,
внимание к предмету. Поскольку познание
предполагает понимание и диалог, постольку
оно выражает сущность человека; подлинная
познавательная деятельность способствует
гуманизации человека, хотя она не может
быть гарантией того, что результаты познавательной
деятельности не будут использованы во
вред человеку.
Практика общественной жизни
человечества подтверждает, что связь
между научно-техническим прогрессом
и культурой, особенно с ее квинтэссенцией
-- нравственностью, носит далеко не
однозначный, не прямолинейный характер.
В связи с этим следует указать
на то, что проблема взаимоотношения
двух важнейших элементов духовной
культуры -- науки морали -- вовсе
не новая для философии и этики.
Это одна из тех проблем, которые
называют «вечными», традиционными. Проблема
взаимоотношения науки (знания) и
морали (нравственности) выдвигалась
в число злободневных философских
проблем на каждом крутом историческом
повороте. Одна из первых четко фиксируемых
постановок проблемы представлена в
античной философии. Как известно, в
работах софистов, Платона и Аристотеля
намечена дихотомичность науки и
морали (как учения о добродетелях
и пороках), определено различие этих
двух сфер духовной деятельности человека,
их несовпадение и даже противоположность.
Размышляя об отрицательном
влиянии современного научно-технико-индустриального
прогресса на многие стороны человеческой
жизни, следует обратить особое внимание
на тенденцию нивелирования личности.
В современном индустриально-прогрессивном
мире развитие индустрии нуждается
в человеке лишь как в производителе
и потребителе. И поскольку производственные
операции в основном выполняются
машинами, постольку человек должен
свестись к «служащему» и превратиться
в «придаток» машины. Индустриальный
прогресс, как отмечает профессор
З. Какабадзе, нуждается, таким образом,
исключительно в человеке как
производителе и потребителе, все
же остальные отношения и соответствующие
особенности становятся лишними, «нерентабельными».
Именно подобной нерентабельной особенностью
оказывается индивидуальность человека:
эффективное функционирование индустриальных
организаций требует единой дисциплины
и единого режима, единая же дисциплина
и единый режим идеально осуществляются
лишь при абсолютной однородности характеров,
наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих
в этой организации индивидов. Функционирующая
в бешеном темпе индустриальная машина
не терпит никаких опасностей отклонения.
Поэтому-то она принимает специальные
меры для уравнивания, нивелирования личностей.
Весьма характерно в этом отношении, что
современные общественно-государственные
учреждения с необычайным усердием занимаются
«воспитанием» граждан по всеобщим стандартам
и образцам. Уличная реклама, телевидение,
журналы, газеты упорно внушают гражданам
образцы, нормы и стандарты поведения,
образования, одежды, квартирной обстановки.
И нужно подчеркнуть, что граждане современных
индустриальных обществ в этом отношении
слишком «благовоспитанны» -- каждый из
них необычайно чувствителен к тому, что
делают, как себя ведут, как одеваются,
как отдыхают, как развлекаются и как обставляют
квартиру, что читают другие, вернее, большинство
других: каждый хочет во что бы то ни стало
жить по всеобщим стандартам, по «моде».
В результате всего этого люди постепенно
теряют свое индивидуально- своеобразное
лицо и превращаются в анонимно-безликую
массу.
В условиях современного научно-технического
прогресса, в эпоху беспрецедентного
развития науки и техники еще
более резко выявилась характерная
для западного общества тенденция
фетишизации рациональности или
разума, которая часто доходит
до иррационализма.
Индустриальный прогресс
различными средствами и путями приводит
к нивелированию личностей, что
означает резкое падение «качества
содержания» человеческой жизни. Ибо
для человека в конечном итоге
невыносимо чувство потери индивидуально-своеобразного
лица, т.е. потери собственной «самости»,
превращения в безликую количественную
единицу. Научно-технико-индустриальный
прогресс, уравнивая и нивелируя
личности, способствует внутреннему
разобщению людей, ибо внутреннее обращение
людей предполагает их различие и
индивидуальное своеобразие.