Научно-технический прогресс: сущность и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Обязательными элементами современного производства являются результаты научно-технических исследований, новые технологии, научные программы, планы и прогнозы, автоматизированные системы научной организации труда и т.п. Все растет в производстве роль науки, которая обеспечивает теоретическую, духовную сторону практической производственной деятельности. Непосредственно это проявляется в научно-техническом прогрессе (НТП), который стал главным фактором прогресса экономического.

Файлы: 1 файл

МОЯ контрольная работа.docx

— 24.81 Кб (Скачать файл)

Философия

Научно-технический прогресс: сущность и последствия.

 

 

  1. Сущность и основные особенности современного научно-технического прогресса.

 

Обязательными элементами современного производства являются результаты научно-технических исследований, новые технологии, научные программы, планы и прогнозы, автоматизированные системы научной организации труда и т.п. Все растет в производстве роль науки, которая обеспечивает теоретическую, духовную сторону практической производственной деятельности. Непосредственно это проявляется в научно-техническом прогрессе (НТП), который стал главным фактором прогресса экономического.

Современный этап НТП принято называть научно-технической революцией (НТР).

Научно-технический  прогресс - это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы, это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышения его эффективности.

Научно-техническая революция - это  более узкое понятие. Она является одной из стадий или форм НТП, когда  последний приобретает ускоренный, скачкообразный характер.

Проявлением научно-технической революции  является коренная перестройка всей технической и технологической  основы производства, его организации  и управления, которые осуществляются на базе практического использования  фундаментальных открытий современной  науки.

Научно-технический прогресс – процесс эволюционный. Как и всякий процесс такого рода, он в результате постоянных количественных накоплений неизбежно сопровождается существенными качественными или революционными изменениями.

Во второй половине ХХ в. мир вступил в новый этап научно-технической революции. Если предшествующая НТР привела к качественно новым изменениям в основном в промышленности, то современная совершила переворот во всех отраслях не только материального производства в сфере услуг, но и в умственном труде. В отличие от эволюционного этапа особенность НТР заключается в качественных изменениях в производительных силах как целостной системы, вызываемых развитием науки, техники и технологии и его влиянием на все элементы системы воспроизводства.

Научные исследования – объективно необходимый  процесс в развитии общества. Но без приложения к производству научные  знания бессильны в своем влиянии  на экономическое развитие той или  иной страны. Лишь материализуясь в  средствах и предметах труда, в технологических процессах, в культурно-техническом уровне всего самодеятельного населения, научные знания становятся производительной силой НТП и усиливают превращение науки в материальную силу.

Процесс превращения науки в непосредственную материальную силу есть овеществление научного труда в продукте материального производства. Этот процесс – не односторонний: материализуясь в НТП, наука получает материальный источник, как для своего развития, так и для развития человечества во всех сферах занятости, НТР усиливает и углубляет взаимосвязь науки, производства и человека.

По мнению западных специалистов, во второй половине ХХ в. мир испытал три последовательных научно - технических переворота.

Движущими силами каждого из них были достижения в  области:

1.     ядерной физики, обеспечивающей энергию деления ядра;

2.     информатики на основе развития электроники;

3.     молекулярной биологии, развитие которой способно дать новые результаты в здравоохранении, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и т.д.

 

 

  1. Социальные последствия научно-технической революции.

 

Научно-техническая  революция - это коренное преобразование производительных сил на базе превращения науки в непосредственную производительную силу, изменение места и роли человека в производстве.

По мнению ученых, научно-техническая  революция берет начало в середине 50-х годов XX ст. с внедрением комплексной механизации, с появлением электронно-вычислительных машин. Современный этап НТР все более связывается с такими ее приоритетными направлениями, как автоматизация, роботизация, кибернетизация, развитие микроэлектроники, биотехнологии, информатике.

Ядром, основой собственно автоматизации  является компьютерная техника. Время  все большую роль в жизни общества играет информатика. "Информатика" - французский по происхождению термин, который соединил два слова: "информация" и "автоматика". Поэтому современный  этап научно-технической революции  можно назвать компьютерно-информационным.

Существенные изменения важных параметров компьютеров за последние  десятилетия привели к кардинальным изменениям в области информационной техники и технологии, которые  можно определить как переход к так называемой безпаперовой информации.

Содержание качественно новой  технологии информационных процессов  заключается в освобождении мозга  человека от нетворческой, механической, рутинной работы, в передачи значительной части такой работы машинам с целью освободить резервы мозга для творческой деятельности различных видов, в том числе по переработке и использования информации.

Развитие науки и техники  само по себе не зависит от того, в какой социально-экономической системе оно происходит. Научно-технический прогресс создает возможность для развития общества, а как используются научные и технические достижения - зависит от конкретной социально-экономической модели строения общества.

НТР - явление глобального характера, оно охватывает как все стороны  внутренней жизни определенного  общества, так и внешние стороны  его жизни.

Социальные последствия научно-технической революции можно свести к следующим основным группам:

обострение экологической ситуации, возникновения проблемы выживания  человечества вследствие загрязнения  и отравления окружающей среды;

изменение взаимоотношений в системе "человек - техника" (рабочий становится регулятором, наладчиком, программистом  и тем, кто управляет технологическим  процессом);

изменение содержания и характера  труда (увеличивается доля творческих, поисковых функций, что ведет  к нивелированию существенных различий между людьми умственного и физического  труда);

рост доли высококвалифицированных  рабочих и специалистов, осуществляющих обслуживание новой техники и  технологий (это высвобождает трудовые ресурсы);

повышение требований к культурно-технологической и интеллектуальной подготовке кадров;

ускорение структурных изменений  в сфере человеческой деятельности (перекачивание трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживания).Это вызывает рост концентрации населения в городах, активизации миграционных процессов, значительное сокращение рабочего и увеличение свободного времени (отсюда - возможность гармоничного развития личности);

"интернационализация" общественных  отношений (как пример - невозможность  производить что-либо в одной  стране, не принимая во внимание  международные стандарты, цены  на мировом рынке, международное  разделение труда);

потеря человеком эмоциональности, интеллектуальное перегрузки, формализация контактов, одностороннее, техническое сознание;

возникновения проблем биологической  и психологической адаптации  человека в обычных и экстремальных  условиях окружающей среды (сверхвысоких и сверхнизких давлений, температур, электромагнитных полей, радиоактивности  и т.п.);

Одной из серьезнейших проблем, порожденных научно-технической революцией, проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которое состоит из двух подсистем: базового образования и дополнительного. Последнее должно осуществляться в основном путем постоянного самостоятельного образования.

Техника и технология существовали, с точки зрения истории человечества, всегда, - поскольку сама эта история  начинается не раньше того момента, когда  люди начинают использовать орудия труда, то есть самую технику. Более того, ход человеческой истории во многом определяется процессом постепенного развития техники и набором доступных  обществу технологий.

Развитие электроники, компьютеризация, развитие средств связи и коммуникаций привело к образованию информационного общества. По мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники расширяется дискурс о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества. При очевидных плюсах средства масс-медиа и коммуникаций позволяют любому человеку в любой части нашей планеты узнать, что происходит в другом мире и, тем самым, стирая межнациональные границы. Но не менее очевидны и минусы такого общества, заключающиеся в его легкой манипуляции и в какой-то мере порабощении человека.

Таким образом, НТР, освобождая человека от тяжелых физических операций, от повторяющихся монотонных умственных нагрузок в процессе трудовой деятельности, предъявляет новые требования к его интеллекту, творческим способностям, духовным качествам. Производству периода НТР все больше нужно специалистов высочайшего класса. Нужны исследователи, свободно владеющие принципами системного анализа, средствами вычислительной техники и автоматизированными системами проектирования и научных исследований. Они должны уметь самостоятельно ставить и осуществлять научные, инженерные и производственные задачи, вести поиск новых физических, технических и технологических принципов, управленческих решений, обладать комплексом знаний, необходимых для разработки и создания машин, механизмов и технологий высокой надежности и качества и для их эксплуатации.

В условиях интернационализации науки  и международного обмена технологиями, создания комплексных программ научно-технического прогресса, совместных предприятий, охватывающих интересы целых регионов, усиления роли контактов между учеными  разных стран, специалист должен обладать основательной гуманитарно-философской подготовкой, современным экономическим мышлением, пониманием теории и практики маркетинга и менеджмента, навыками управленческой и организаторской работы, высокой общей культурой, знанием иностранных языков.


Информация о работе Научно-технический прогресс: сущность и последствия