Наука, ее конгнитивный и социокультурный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX—XXI веков.
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже будут изучены основные социальные функции науки.

Файлы: 1 файл

Наука, ее конгнитивный и социокультурный статус.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Заключение 

 

Итак, наука как особый социальный институт возникает в  культуре Нового времени и проходит в своем развитии три основных концептуальных этапа: классический, неклассический и постнеклассический. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат, преобладает специфическая научная парадигма. Это означает, что каждая эпоха в развитии науки характеризуется особым типом рациональности.

В рамках классического  типа рациональности, господствовавшего  в науке с ХVII вплоть до конца  ХIХ века, сложилось деление наук на естественные, социально-гуманитарные и технические. Классический тип  рациональности стремится исследовать  объекты познания безотносительно к процедурам познавательной деятельности. Непременным условием объективно истинного знания классическая наука считала устранение из результатов познания всего, что относится к субъекту и средствам познания.

Неклассический тип  рациональности формируется в первой половине ХХ века (прежде всего, в квантовой механике микромира) как радикальная перестройка классического рационализма. Для него характерна включенность субъекта в структуры самой познавательной деятельности, учитывается зависимость характера научных знаний от используемых процедур и средств научного исследования (приборов, способов исследования и обоснования), отказ от описания объекта «самого по себе» и понимание относительной истинности научных теорий.

Постнеклассическая рациональность начинает складываться в последней трети ХХ века. Она предполагает, что знания об объектах науки соотносятся не только с познавательными средствами, но и с социальными целями и ценностями субъекта, его мировоззренческими и нравственными установками. Современная наука все более осознает, что задача строить картину мира, отказавшись от самих себя и стараясь найти какое-нибудь независимое от природы человека понимание мира, человеку не по силам, это – иллюзия. Объектная составляющая научного знания сегодня достраивается субъектной, ценностной аргументацией, научная картина мира становится операциональной и человекоразмерной.  

 

 

 

Список используемых источников  

 

1. Философия : учеб. пособие  / В.Н. Калмыков. - Мн. : Выш. шк., 2006. - 431 с. 

2. Философия: Учеб. для  вузов/В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. - М. Высш. шк., 2003. - 318 с.

3. Философия: Учебное  пособие для высших учебных  заведений (Издание 6-е, переработанное  и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с. (Серия "Высшая школа")

4. Философия: учеб. пособие  с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. - Мн.: ООО «Современная  школа», 2005. - 544 с.

5. Философия : ответы  на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. - 2-е изд. – Мн.: Тетра-Системс, 2009.-160 с.

6. Философия: Учеб. пособие/  Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 5-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 416 с.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 




Информация о работе Наука, ее конгнитивный и социокультурный статус