Наука и её роль в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом.

Содержание работы

Введение
I. Понятие науки
1.Изучение науки в древние времена
2. Средневековая наука
3.Связь науки и философии
II. Современная наука. Основные концепции
III. Роль науки в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат филос.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Московский государственный университет

приборостроения и информатики»

Реферат по философии

 

Тема: «Наука и её роль в современном  обществе»

 

Кафедра коммерции и маркетинговых исследований.

 

 

 

Проверил:

Шинев Станислав Борисович

                                

 Выполнил студент гр. ЭФ3:

                                         Никитин Владимир Алексеевич

 

 

 

 

Москва,2009

                                      Оглавление.

 

Введение

I. Понятие науки 

1.Изучение науки в древние  времена

2. Средневековая наука

3.Связь науки и философии

II. Современная наука. Основные  концепции

III. Роль науки в современном  обществе

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия  представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия  играет важную роль не только в современном  обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности  Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать  наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и  разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий  уровень, на котором она находится  на сегодняшний день.

Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины  мира? И какова её роль в современном  обществе? Обсуж­дение всех этих философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуаци­ей, в которой оказалась современная цивилизация. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день современное общество вступает в информационную стадию развития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не остановить. Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По-моему, таким образом и возникает современная наука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие науки.

1. Изучение науки в древние  времена.

Основная форма человеческого  познания – наука в наши дни  становится все более значимой и  существенной составной частью той  реальности, которая нас окружает и в которой нам так или  иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение  мира предполагает достаточно определённые представления о том, что такое  наука, как она устроена и как  она развивается, что она может  и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов  прошлого мы можем найти много  ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком  мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и  даже драматического воздействия научно-технических  достижений на повседневное существование  человека, который приходится осмысливать  сегодня.

На сегодняшний день нет  точного, однозначного определения  науки. В литературе насчитывается  более 150. Одно из этих определений выглядит следующим образом: наука – это  форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью  постижение истины и открытие объективных  законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Также широко распространено и другое определение: наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат  такой деятельности: знаний, приведенных  в целостную систему на основе определенных принципов и процесс  их производства. Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

Существует множество  определений науки, потому как существует и множество восприятий её, многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным верным определением. Следовательно, занятие наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.

Предпосылки для возникновения  науки появляются еще в странах  Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной  цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему  Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди  которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих  ученых наука рассматривалась как  система знаний, особая форма общественного  сознания.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

Усвоение греками научных  и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велик было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

Древняя Греция много уделяла  времени и сил науки, научным  исследованиям, не удивительно, что  именно появлялись всё новые и  новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологически понятия и догадки, сконструировали  первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое), основываясь  на наблюдениях, они первые предсказали  астрономические и метеорологические  явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них  не только основой практического  действия и применения, но, прежде всего, элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение  это в своем существе материалистическое.

Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким  как познание природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки, использовать для достижения своей цели важные научные открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Средневековая наука

Основными науковедами в  средние века принято было считать  схоластов. Их интересовали не столько  сами предметы, сколько сопоставление  мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих положений.

Все же одних логических доводов  было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был  провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как  на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие  успехи, сделанные в течение средних  веков: расширение культурной области  Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков.

Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций  этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.

Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые  воздействуют на органы чувств. Причем это воздействие может быть независимым  от мышления или же подчинения эмпирического  порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Связь науки и философии.

Наука в своих глубинных  основаниях всегда была связана с  философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала  уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20-50-х  гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф  становится бессильным объяснить мир.

Взаимодействие философии  и науки хорошо прослеживается в  творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально  новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в  физике”, разработанные великим  Ньютоном, которые заложили методо­логический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математиче­ском естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских раз­мышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской  мысли в науке, В. И Вернадский, однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии  науч­ной деятельности, грубое вмешательство в научные исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводило к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической сказалась судьба многих выдающихся ученых, таких как: Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и других. Были репрессированы целые науки и направления научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательство в науку не раз создава­ло препятствия для свободного научного исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей от­стаивать свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует раз­витие практически всех наук определенной эпохи. Но все они не бросают тень на самую идею связи науки и естество­знания, сотрудничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения роли философии в познании, совершенных в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом совещании по философским вопросам современного естествознания, состоявшемся в 1958г. Совещание нанесло ощути­мый удар по невежественным толкованиям достижений современной науки, которые конструировались только на цита­тах из авторитетных в то время философских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации авторов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя интенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в условиях весьма же­сткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, “холодная война” между философами и специалиста­ми в области естественных, общественных, технических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.

 

Несомненно, чтобы повысить достижения в науки, нужно заняться таким важным философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика ученых представляет собой  целостную систему определенных норм, принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения  и поведения научных работников. Её содержание определяется общественными  требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.

В научно-исследовательской  работе от ученого требуются преданность  науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень важно соблюдать уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь, авторитетность.

Нуждается в философском  осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки  даже недавнего прошлого. Советский  философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто высказываемого учёными и философами капиталистических  стран, согласно которому один из главных  источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире кроется якобы  в моральной неподготовленности человечества к современной научно-технической  революции.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий  научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также  этических проблем современной  науки, социальной ответственности  естествоиспытателя был дан атомной  бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую  сыграли физики в создании теоретических  предпосылок и изготовлении атомной  бомбы.

Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего  современ­ный мир, а также социальные последствия современной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Современная наука. Основные концепции.

 

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь  особой формой познания мира и его  преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир  могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже  готово принять это воззрение  как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Информация о работе Наука и её роль в современном обществе