Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:09, курсовая работа
Между наукой и философией существует тесная связь и взаимодействие. Она просматривается на протяжении всей истории становления и развития как философии, так и науки. Показательно, что исторически философия и ранняя наука (VII-III в. до н.э.) возникли одновременно, в процессе активного взаимодействия и совместного выступления против изживавших себя форм древнего мировоззрения, прежде всего традиционного религиозно-мифологического мировоззренческого комплекса.
ВВЕДЕНИЕ 3
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ 3
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ В НАШЕ ВРЕМЯ 6
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ 11
РЕФЛЕКСИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Важная задача философии заключается также в анализе и формировании категорий культуры и познания. Категории формируются в практике познавательной, предметно-трудовой деятельности и в практике общения. По большому счету, они являются результатом развития всей социальной и культурной действительности, всей жизнедеятельности человека. Категории не только отражают наиболее общие, фундаментальные свойства и отношения реальности, но и фиксируют, аккумулируют в себе опыт, способ практической и познавательной деятельности, те устойчивые связи, которые апробированы в культуре, общественных отношениях. Поэтому в категориях тесно переплетены социальные, культурные, логические, познавательные аспекты. Такая сложная, многокомпонентная природа категорий, формируемая культурой, практикой, познанием, позволяет им (категориям) не только отражать, фиксировать действительность, но и регулировать жизнедеятельность человека, его практику и познание.
Поэтому справедливо утверждение, что категории образуют общие социокультурные и одновременно логико-гносеологические основания человеческой деятельности, в том числе и познавательной; они дают общее направление культурному, практическому, научному развитию, определяют общую модальность подхода человека к действительности.
Важнейшую роль в выработке категорий играет философия, которая не только выявляет и анализирует, но и создает, обосновывает категории, предлагая человеку, культуре, познанию различные варианты, различные их системы и совокупности. Будучи непосредственно связанной с культурой, социальным бытием, практикой и познанием, обобщая весь совокупный опыт человека в системах категорий, философия тем самым получает широкую возможность не только объяснять, интерпретировать действительность, но и предвидеть возможные ее изменения и направления дальнейшего развития. Философия в этом смысле имеет возможность опережать и практику, и познание, выполнять функцию теоретического предвидения будущего, выявляя и обосновывая его основные характеристики. Философское предвидение непосредственным образом связано с эвристической функцией, т.е. функцией созидания нового. Во-первых, предвидение в определенном смысле означает открытие неизвестного, нового, так сказать, конструирование новых миров. Во-вторых, философия выдвигает и обосновывает, разрабатывает новые теоретические идеи. В-третьих, философия помогает открытию нового в культуре, познании, в том числе и в научном познании. Философия, конечно, не достигает строгости и точности исследования наподобие естественнонаучного познания; в философии, например, не применяется измерение, математические средства и т.п. Отсутствие строгости компенсируется с избытком содержательным, семантическим богатством философских идей, концепций и категорий. Именно такого рода содержательное богатство философских категорий, их многообразные связи как друг с другом, так и со всей совокупностью знания, со всем социальным и культурным контекстом выступает необходимым условием, предпосылкой свободного творчества не только в самой философии, но и в науке, основой для выдвижения новых теоретических идей. Блестящим подтверждением этому может служить сформулированная еще в античной философии и полностью доказанная современной теоретической физикой и экспериментальной практикой концепция атомистического строения вещества.
История взаимовлияния и взаимодействия между наукой и философией продолжается, иногда принимая неожиданные формы. Их распознавание и изучение является делом теоретического и философско-категориального осмысления для будущих поколений ученых и философов.
|
Наука |
Философия |
1. |
Изучает фрагмент действительности |
Изучает бытие как целое |
2. |
Обращена к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества |
Исследует отношение человека к миру |
3. |
Развивается кумулятивно (знания накапливаются). Считается, что объём научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. |
Развивается циклично: на одни
и те же вопросы разные поколения
ищут свои ответы |
4. |
Дает верифицируемое (проверяемое)
и потенциально фальсифицированное( |
В своих основаниях (Бог, материя) философия не проводит их проверку. |
5. |
Оперирует терминами (однозначные слова, которые могут быть обобщены). |
Оперирует категориями, которые являются предельными понятиями.Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. – примеры философских категорий. |
6. |
Опирается на факты, основа которых опыт. |
Оперирует интеллигибельными (умозримыми) сущностями, природа которых не опытна. |
7. |
Универсализм знания. Познание
носит объективно безличностный
характер. Учёный не несёт ответственности
за последствия своих открытий. |
Философия носит личностный и национальный характер. |
8. |
Представители отдельных наук не задаются вопросами, как возникла данная наука, как она возможна, в чём её специфика. |
Вопрос «Что такое истина, парадигма, теория, метод?» представляет главный интерес для философского осмысления. Философия стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. |
9. |
Развивается по большей части изолировано от других сфер культуры. |
Открыта для взаимодействия со всеми сферами культуры |
Несмотря на различие, взаимодействие
науки и философии является необходимостью,
поскольку философия
- парадигмальная рефлексия - осмысление учёным
образцов, нормативов его исследовательской
работы и контроль за ее осуществлением
в соответствии с установками действующей
парадигмы
- мировоззренческая рефлексия - осмысление оснований
научной деятельности с позиций представлений
о наиболее общих первоосновах мира;
- методологическая рефлексия - осмысление методов
научной деятельности, прежде всего, связанное
с необходимостью творческой разработки
новых методов научных исследований;
- историко-научная рефлексия - анализ процессов
исторического развития науки или ее фрагментов;
- научно-организационная рефле
Методология науки – это учение о методах и процедурах
научной деятельности, а также раздел
общей теории познания, в особенности
теории научного познания (эпистемологии)
и философии науки. Методология определяет
систему принципов и подходов исследовательской
деятельности, на которые опирается исследователь
(учёный) в рамках конкретной дисциплины:
физики, химии, биологии, информатики и
других разделах науки.
Методологическая деятельность учёного
отличается от методической. Методика – это конкретизация метода,
доведение его до инструкции, алгоритма,
четкого описания способа существования.
Чаще всего применяется в словосочетаниях
методика расчета, методика оценки, методика
составления, разработки. Например, математическая
обработка данных эксперимента может
объясняться как метод (математическая
обработка), а конкретный выбор критериев,
математических характеристик — как методика.
Методологическая культура учёного характеризует
уровень владения соответствующими исследовательскими
процедурами, гибкость в их выборе и применении,
подготовленность к профессиональному
выполнению и сочетанию методов эмпирического
и теоретического поиска, способность
к усовершенствованию имеющихся и разработке
новых способов исследования. Методологическая
культура учёного влияет на успешность
выполнения его основной деятельности
– поиска нового знания.
Можно выделить следующие критерии методологической
культуры учёного:
- принадлежность к одной из научных школ
и глубокое владение присущим ей аппаратом
исследования;
- ориентация в существующих в науке методологических
подходах, концепциях и теориях;
- корректное использование научной терминологии;
- способность выделять и обосновывать
актуальность исследовательских проблем;
- прогностичность мышления;
- способность формулировать гипотезу,
планировать и осуществлять её проверку;
- умение выполнять исследование в соответствии
с такими методологическими ориентирами
как объект, предмет исследования, цель,
актуальность, новизна;
- умение представить результаты исследования.
Овладеть методологической культурой
можно лишь через анализ опыта применения
методологического знания в процессе
собственной исследовательской деятельности.
Подводя
итоги нашего исследования, хотелось
бы сказать следующее. Философия
и наука тесно взаимосвязаны
между собой и научно-
Научная сущность
философии не подлежит сомнению, так
как за время существования
Таким образом, философия и наука – это важнейшие области приложения усилия человеческого разума – ценнейшего свойства человека как социально-общественного существа.