Наука и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Между наукой и философией существует тесная связь и взаимодействие. Она просматривается на протяжении всей истории становления и развития как философии, так и науки. Показательно, что исторически философия и ранняя наука (VII-III в. до н.э.) возникли одновременно, в процессе активного взаимодействия и совместного выступления против изживавших себя форм древнего мировоззрения, прежде всего традиционного религиозно-мифологического мировоззренческого комплекса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ 3
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ В НАШЕ ВРЕМЯ 6
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ 11
РЕФЛЕКСИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.docx

— 45.98 Кб (Скачать файл)

      Важная задача философии заключается также в анализе и формировании категорий культуры и познания. Категории формируются в практике познавательной, предметно-трудовой деятельности и в практике общения. По большому счету, они являются результатом развития всей социальной и культурной действительности, всей жизнедеятельности человека. Категории не только отражают наиболее общие, фундаментальные свойства и от­ношения реальности, но и фиксируют, аккумулируют в себе опыт, способ практической и познавательной деятельности, те устойчивые связи, которые апробированы в культуре, общественных отношениях. Поэтому в категориях тесно переплетены социальные, культурные, логические, познавательные аспекты. Такая сложная, многокомпонентная природа категорий, формируемая культурой, практикой, познанием, позволяет им (категориям) не только отражать, фиксировать действительность, но и регулировать жизнедеятельность человека, его практику и познание.

      Поэтому справедливо утверждение, что категории образуют общие социокультурные и одновременно логико-гносеологические основания человеческой деятельности, в том числе и познавательной; они дают общее направление культурному, практическому, научному развитию, определяют общую модальность подхода человека к действительности.

      Важнейшую роль в выработке категорий играет философия, которая не только выявляет и анализирует, но и создает, обосновывает категории, предлагая человеку, культуре, познанию различные варианты, различные их системы и совокупности. Будучи непосредственно связанной с культурой, социальным бытием, практикой и познанием, обобщая весь совокупный опыт человека в системах категорий, философия тем самым получает широкую возможность не только объяснять, интерпретировать действительность, но и предвидеть возможные ее изменения и направления дальнейшего развития. Философия в этом смысле имеет возможность опере­жать и практику, и познание, выполнять функцию теоретического предвидения будущего, выявляя и обосновывая его основные характеристики. Философское предвидение непосредственным образом связано с эвристической функцией, т.е. функцией созидания нового. Во-первых, предвидение в определенном смысле означает открытие неизвестного, нового, так сказать, конструирование новых миров. Во-вторых, философия выдвигает и обосновывает, разрабатывает новые теоретические идеи. В-третьих, философия помогает открытию нового в культуре, познании, в том числе и в научном познании. Философия, конечно, не достигает строгости и точности исследования наподобие естественнонаучного познания; в философии, например, не применяется измерение, математические средства и т.п. Отсутствие строгости компенсируется с избытком содержательным, семантическим богатством философских идей, концепций и категорий. Именно та­кого рода содержательное богатство философских категорий, их многообразные связи как друг с другом, так и со всей совокупностью знания, со всем социальным и культурным контекстом выступает необходимым условием, предпосылкой свободного творчества не только в самой философии, но и в науке, основой для выдвижения новых теоретических идей. Блестящим подтверждением этому может служить сформулированная еще в античной философии и полностью доказанная современной теоретической физикой и экспериментальной практикой концепция атомистического строения вещества.

    История взаимовлияния и взаимодействия между наукой и философией продолжается, иногда принимая неожиданные формы. Их распознавание и изучение является делом теоретического и философско-категориального осмысления для будущих поколений ученых и философов.

Различия между наукой и философией

 
№ п/п

Наука

Философия

1.

Изучает фрагмент действительности

Изучает бытие как целое

2.

Обращена к явлениям и  процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества      

Исследует отношение человека к миру

3.

Развивается кумулятивно (знания накапливаются). Считается, что объём  научной деятельности, рост научной  информации, открытий, числа научных  работников удваивается в среднем  примерно каждые 5-10 лет. 

Развивается циклично: на одни и те же вопросы разные поколения  ищут свои ответы 
Философия оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей.

4.

Дает верифицируемое (проверяемое) и потенциально фальсифицированное(опровергаемое) знание. В развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды (научные революции) которые приводят к изменению её структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.     

В своих основаниях (Бог, материя) философия не проводит их проверку.

5.

Оперирует терминами (однозначные  слова, которые могут быть обобщены).        

Оперирует категориями, которые  являются предельными понятиями.Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. – примеры философских категорий.

6.

Опирается на факты, основа которых опыт.        

Оперирует интеллигибельными (умозримыми) сущностями, природа которых  не опытна. 

7.

Универсализм знания. Познание носит объективно безличностный  характер. Учёный не несёт ответственности  за последствия своих открытий.     

Философия носит личностный и национальный характер.

8.

Представители  отдельных наук не задаются вопросами, как возникла данная наука, как она возможна, в чём её специфика.  

Вопрос «Что такое истина, парадигма, теория, метод?» представляет  главный интерес для философского осмысления. Философия стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания.

9.

Развивается по большей части  изолировано от других сфер культуры.         

Открыта для взаимодействия со всеми сферами культуры


Рефлексия научной деятельности

Несмотря на различие, взаимодействие науки и философии является необходимостью, поскольку философия способствует рефлексии(осмыслению) научной деятельности. Научное познание носит осознанный характер, но различие предметности и способа формирования рефлексии привело к выделению её типов: 
- парадигмальная рефлексия - осмысление учёным образцов, нормативов его исследовательской работы и контроль за ее осуществлением в соответствии с установками действующей парадигмы  
- мировоззренческая рефлексия - осмысление оснований научной деятельности с позиций представлений о наиболее общих первоосновах мира; 
 - методологическая рефлексия - осмысление методов научной деятельности, прежде всего, связанное с необходимостью творческой разработки новых методов научных исследований; 
- историко-научная рефлексия - анализ процессов исторического развития науки или ее фрагментов; 
- научно-организационная рефлексия - это выработка принципов управления научными структурами, принципов их организации и оптимального функционирования и т. д.

Методология науки

Методология науки – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология определяет систему принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь  (учёный) в рамках конкретной дисциплины: физики, химии, биологии, информатики и других разделах науки.  
Методологическая деятельность учёного отличается от методической. Методика – это конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета, методика оценки, методика составления, разработки. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика. 
 Методологическая культура учёного характеризует уровень владения соответствующими исследовательскими процедурами, гибкость в их выборе и применении, подготовленность к профессиональному выполнению и сочетанию методов эмпирического и теоретического поиска, способность к усовершенствованию имеющихся и разработке новых способов исследования. Методологическая культура учёного влияет на успешность выполнения его основной деятельности – поиска нового знания. 
 Можно выделить следующие критерии методологической культуры учёного: 
- принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования; 
- ориентация в существующих в науке методологических подходах, концепциях и теориях;  
- корректное использование научной терминологии; 
- способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем; 
- прогностичность мышления; 
- способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять её проверку; 
- умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами как объект, предмет исследования, цель, актуальность, новизна; 
- умение представить результаты исследования. 
Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности.

Заключение

 

Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы сказать следующее. Философия  и наука тесно взаимосвязаны  между собой и научно-практической деятельностью человека. Философия, будучи наукой имеет свой предмет  и методологию. Предметом философии  являются человек, мир, познание, мировоззрение, культура, мораль и нравственность, поведение и нормы поведения. Методы, изучающие эти явления, могут  быть различны, но их основа одна –  это сам человек, со своим миро представлением, мироощущением и  мировоззрением. Предметом же науки  являются законы природы, социально-экономического и политического, вообще общественного  развития человеческой общности, называемой цивилизацией. Здесь как и философии  применяются различные методы, однако основа остается та же – человек, познающий  и применяющий, полученные знания для  преобразовательной деятельности. Следовательно, связь науки и философии двояка. С одной стороны – эта связь  субъективна, через человека, через  его представления и мыслительный аппарат. С другой – связь объективна, так как и наука и философия  изучают объективные процессы и  явления. Просто, философия более  обобщенно подходит к данным процессам, дает более систематизированное представление, включая в себя все достижения науки и культуры.

Научная сущность философии не подлежит сомнению, так  как за время существования человечества она стала наукой, для которой  мир, человек, сама наука являются предметом  исследования. Говоря о роли философии  и науки в жизни и деятельности человечества, хочется сказать, что  без науки невозможно движение по пути прогресса, а без философии  невозможно оценить, почему совершено  это движение, каковы его результаты, и как отражается прогресс на жизни  общества.

Таким образом, философия и наука – это  важнейшие области приложения усилия человеческого разума – ценнейшего свойства человека как социально-общественного  существа.

Список литературы

 

  1. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки. М., 1996.
  2. Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др. Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие. М., 1995.
  3. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4. Библиотека «Полка букиниста»: 
    http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch35_i.html 
     
     

 


Информация о работе Наука и философия