Наука и эзотеризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:47, реферат

Описание работы

Самое известное движение эзотеризма древнего мира — Герметизм, который иногда называют Алхимией Духа (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения).
Эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих движений Западной астрологии.

Файлы: 1 файл

Наука и эзотеризм.docx

— 26.60 Кб (Скачать файл)

                                        Наука и эзотеризм.

 

Эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а (также как и, например, в психологии) множество отдельных школ мысли, групп и движений, некоторые из которых столь своеобразны, что могут весьма сильно отличаться друг от друга.

Древний эзотеризм.

Самое известное движение эзотеризма древнего мира — Герметизм, который иногда называют Алхимией Духа (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения).

Эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих  движений Западной астрологии.

Эзотеризм характерен дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в Исламе). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития, внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней.

  Эзотеризм средние века.

Во времена Средневековья такие  направления, как астрология, алхимия  и магия были почти стандартными предметами учебного плана мистически-образованного  адепта того времени. Некоторые религиозно настроенные люди (в соответствии со старым предписаниям) полагают, что  эзотеризм (точнее оккультизм) настроен против Библии или Христианства. Однако многие философские воззрения эзотеризма совпадают с Библейскими или взяты из тех же источников, что и раннее Христианство. У многих тайных эзо-течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет. Большинство из них не существовали как непрерывные традиции, иногда терялись и появлялись вновь. Так, Европейский эзотеризм был заново сформулирован в XVll-ом столетии Орденом розенкрейцеров1 и позже вошёл в различные течения, такие как масонство.

Что такое Эзотерика?

Понятие эзотерика произошло от греческого слова "еsoterikos", означающее в переводе - скрытый, внутренний. Учение содержит все то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов. Эзотерика - это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несет в себе тайну, и она должна принадлежать только ему.

Термин "Эзотерика" возник в эпоху эллинизма (4—3 в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "внутреннюю доктрину" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней", изучение которой не только было общедоступно, но и вменялось всем в обязанность. Достаточно упомянуть тайное учение Пифагора и его "общеобразовательную программу", христианские таинства, из которых только в православной церкви и иереям, и мирянам доступны все семь, в католической же это право есть только у священнослужителей, различные ступени посвящения ("градусы") у масонов (от первой до третьей во французском обряде и до тридцать третьей в шотландском).

Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне. Отступничество не поощрялось. Сегодня  Изотерику можно обозначить как обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых акцентированно выступает человек.

Наука и эзотеризм.

Взаимные оценки и взаимоотношения  между Эзотерикой, наукой и религией позволительно интерпретировать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. Исходными онтологическими началами для них выступают Бог (в религии), либо эзотерическая реальность, либо природа с её законами (наука). Эзотеризм располагает собственными эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собственную архитектонику в соответствии с последними научными достижениями.

С точки зрения Эзотерики, науковедение и богословие суть взаимовлияющие и взаимопроникающие сферы (что полагается очевидным на примере творчества Павла Флоренского2). В контексте религиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности представляют собой не более, чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в Эзотеризм — Бог — упрощенная религиозная форма понимания эзотерической реальности. Согласно постулатам науки, религиозные и эзотерические трактовки мира по природе своей — квазинаучные3 представления. При этом, если формулировки науки и религии являются собственностью научного сообщества и соответствующей конфессии4, то тезисы Эзотеризма — в принципе удел одного человека — того, кто их высказал. Научной доказательности и религиозной основательности Эзотеризма предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкования.

К фундаментальным тезисам изотерики относятся, согласно установившейся традиции (В.М.Розин), следующие: критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в существование иной, подлинной, эзотерической реальности; убеждение, что человек способен при жизни интегрироваться в эту реальность — при непременном условии трансформации своей личности, интенсивной духовно работы, переделки себя в иное существо; признание соотнесенности микро- и макрокосма, особой роли Луны; важность освоения различных психотехник. Конечная цель эзотерических усилий, нередко обозначаемых как "полет в себя", — попадание в истинный мир своего учения: душа "сама сподобится стать духом".

В конце XX в. в науке произошли  существенные изменения. Отклонение от строгих норм научной рациональности становилось все более допустимым и приемлемым. Нарушение принятых и устоявшихся стандартов стало  расцениваться как непременное  условие и показатель динамики научного знания. Познание перестало отождествляться  только с наукой, а знание - только с результатом сугубо научной  деятельности. С другой стороны, многие паранаучные теории допускали в свои сферы основополагающие идеи и принципы естествознания и демонстрировали свойственную науке четкость, системность и строгость.

Ограничение идеи гносеологической исключительности науки, которое вряд ли могло быть воспринято ученым миром с особым воодушевлением, уравновешивалось многообразными возможностями расширения сферы научного интереса. В объектное поле научных изысканий стали попадать явления исключительные, наука обернулась к формам познавательной деятельности, которое ранее квалифицировались как "пограничные", не признанные в сферах официальной науки. Астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых народных наук стали привлекать к себе внимание не с точки зрения их негативной оценки, что весьма банально, а с позиции их нетрадиционных подходов, методов, познавательных ориентаций. Да и внутри самой науки все явственнее стали обнаруживаться "девиантные" линии, т.е. отклоняющиеся от общепринятых норм и стандартов научного исследования. Возник даже новый термин: кроме широкоупотребляемых "паранаука" и "вненаучное знание", стало использоваться понятие "анормальное" знание. Оно указывало на факт наличия знания, которое не соответствовало принятой парадигме, а потому всегда отторгалось.

Соотношение эзотеризма и науки.

Ключевой идеей для эзотеризма является существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (что в терминах эзотерики означает существование на тонких уровнях), другая выражает стремление человека пройти путь совершенствования и изменить и себя, и Космос. Отсюда два видимых вектора эзотеризма. Один указывает на идею сверхчеловека, человека с расширенным сознанием и выдающимися способностями. Другой - на идею преображения жизни, аналогично той, которая опредмечена холиазмической формулой "царствия Божьего на Земле".

Эзотерические представления реализуют  две основные цели: во-первых, познавательную, направленную на изучение фактов, лежащих  за пределами обычного опыта; во-вторых, властную, или кибер-цель, связанную с управлением процессами внешнего мира. Если научное знание, начиная с нового времени, всегда оказывается в центре интеллектуальных притяжений, то положение эзотеризма в разные исторические эпохи было неодинаковым. Он то оттесняется на периферию, то продвигается на авансцену духовных изысканий.

Когда говорят о науке, то отмечают в первую очередь ее системность. Однако подобное же свойство можно  обнаружить и в современных эзотерических учениях. Многие исследователи уверены, что так называемое "лунное" знание представляет собой целую систему знаний, такую же сложную, как современная физика, чьи предположения иногда оказываются на стыке вероятного и невероятного.

Эзотерическое знание делится на четыре вида. Во-первых, знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством  определенных ритуалов и обрядов. Во-вторых, знание каббалы, тентрического культа и часто колдовства. В-третьих, знание мистических сил, пребывающих в звуке (эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах, зависящих от ритмов и мелодий). Другими словами - знание законов вибрации и магическое действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаимодействия. В-четвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей изучение герметизма.

Противостояние спиритизма и оккультизма.

Согласно существующему взгляду, теории, в которых признавалось вмешательство  высших духовных существ, получили название спиритических. Спиритизм основывается на древнеегипетском веровании в  существование сверхъестественного  мира нематериальных духов. Его сторонники верят и в существование душ  умерших. Связь с миром духов  оказывается привилегией жрецов, способы этой связи составляют большую  тайну. В настоящее время человека, способного к спиритическим контактам, называют медиумом. Спиритизм рассматривают  в его двух ветвях: американской и европейской (прежде всего немецкой). Спириты объясняют свой успех  тем, что их учение является протестом  против естественнонаучного материализма, господствующего над мышлением. Спиритуалист верит в невидимые  таинственные миры, заполненные существами, истинная природа которых представляет неразгаданную загадку.

Концепции, в которых истинной причиной происходящего принимались неизвестные  природные силы, назывались оккультными. Под понятием "оккультизм" следует  подразумевать общее название учений, признающих существование скрытых  сил в человеке и Космосе, но доступных  для понимания особо посвященных, т.е. людей, прошедших обряд посвящения и получивших специальную биопсихоэнергетическую подготовку. В последнее время эти два родственных по истоку направления вступили в открытую борьбу. Для оккультных наук важным вопросом оказалась проблема, где искать источник сил, проявление которых наблюдается в магических операциях? Искать ли его в живой или неживой природе? Чем он является по природе - физическим или психическим явлением и процессом? И когда современные физика и химия замолкают, не в силах объяснить те или иные феномены, можно расслышать негромкие голоса оккультных наук, выступающих от имени еще непознанных природных сил.

Плюралистичность эзотеризма.

Традиционная наука реализует  достаточно строгую форму организованности. Научное знание выступает в виде логически упорядоченной схемы. Эзотеризм изначально плюралистичен. Он как бы призван отразить индивидуальные различия в путях ищущих, где каждый имеет право на свое собственное, отличное от другого мировосприятие.

По сути своей эзотеризм как поиск и построение идеальной реальности и осмысление личного пути совершенствования есть своеобразная ниша интеллигибельной свободы или свободы умопостижения, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета социально-идеологического характера.

Эзотерика призывает многое принимать  на веру. Не предоставляя доказательств, она обращается к внерациональным  или сверхрациональным способам убеждения, опирается на легенды и предания, свидетельства исторического повествования, привлекая на свою сторону все большее и большее число сторонников. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т.е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий. На этом воззрении основывалась и магия всех языческих народов. Этот элемент необыкновенно силен и по сей день, особенно в медицине.

Метаморфоза (превращение) взаимоотношений науки и эзотерического или девиантного состоит в том, что всюду, где малообразованный народ сталкивается с высокоэффективными результатами науки, последние объявляются чудом, волшебством, чем-то сверхъестественным. В контексте развития самой науки ее достижения переднего края понятны и объяснимы с естественнонаучной точки зрения. Вырванные из современного им контекста, помещенные в иной социокультурный слой, они предстают как нечто необъяснимое.

Между научным и девиантным знанием можно отметить параллели, ряд черт и особенностей, произрастающих как в сфере традиционного производства научного знания, так и в ее девиантном сопровождении. Они заставляют задуматься над степенью конфронтации науки и эзотеризма. Так, например, основная задача теоретической науки - проникновение в сущность вещей - свойственна не только науке. Это основное кредо эзотерического познания, герметизма.

Заключение.

Эзотеризм включает в себя все, что скрыто, непроявлено и что, даже если и подозревается, все же остается неведомым.

В наши дни сюжеты, символы, идеи, связанные  с различными аспектами мистицизма и эзотеризма, играют немалую роль в разных стратах общества, проникают в научные парадигмы и философские системы, художественное творчество, в политику и экономику, а зачастую господствуют и в массовом сознании. Все это говорит о том, что в современной культуре заметен повышенный интерес к мистико-эзотерической проблематике. Между тем она еще не стала постоянным объектом серьезных целенаправленных академических исследований. Научные работы, в которых затрагивается данная проблематика, все еще крайне редко издаются, несмотря на свою востребованность. Исходя из вышеизложенного, ученые, в той или иной мере, занятые исследованием мистико-эзотерических форм.

В современной практической психологии немало как эзотерики, так и настоящей  мистики. Думается, что так быть не должно. Психология - это научное  знание о человеке и его поведении. Все, что утверждает психология, проверяемо (или подлежит проверке). Эзотерика  же, в отличие от научного знания, претендует на владение тайным знанием  о человеке, владение знанием, доступным  только «посвященным». Если практическую психологию понимать как психологию, базирующуюся на научной базе, то практическая психология с эзотерикой несовместимы. В реальности большая часть книг и личностных тренингов, продающихся под шапкой практическая психология, проходят в эзотерической традиции либо имеют явный эзотерический оттенок.

Мистика от научного знания еще дальше. Эзотерику часто путают с мистикой и духовными учениями, но это неверно. Если эзотерика в практической психологии преподносит себя все-таки как психология, как знание о человеке, то мистика  предстает перед нами как духовное учение, как учение о строении мира, созданном Высшими Силами.

Информация о работе Наука и эзотеризм