Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:47, реферат
Самое известное движение эзотеризма древнего мира — Герметизм, который иногда называют Алхимией Духа (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения).
Эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих движений Западной астрологии.
Эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а (также как и, например, в психологии) множество отдельных школ мысли, групп и движений, некоторые из которых столь своеобразны, что могут весьма сильно отличаться друг от друга.
Самое известное движение эзотеризма древнего мира — Герметизм, который иногда называют Алхимией Духа (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения).
Эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих движений Западной астрологии.
Эзотеризм характерен дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в Исламе). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития, внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней.
Во времена Средневековья
Понятие эзотерика произошло от греческого слова "еsoterikos", означающее в переводе - скрытый, внутренний. Учение содержит все то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов. Эзотерика - это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несет в себе тайну, и она должна принадлежать только ему.
Термин "Эзотерика" возник в эпоху эллинизма (4—3 в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "внутреннюю доктрину" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней", изучение которой не только было общедоступно, но и вменялось всем в обязанность. Достаточно упомянуть тайное учение Пифагора и его "общеобразовательную программу", христианские таинства, из которых только в православной церкви и иереям, и мирянам доступны все семь, в католической же это право есть только у священнослужителей, различные ступени посвящения ("градусы") у масонов (от первой до третьей во французском обряде и до тридцать третьей в шотландском).
Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне. Отступничество не поощрялось. Сегодня Изотерику можно обозначить как обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых акцентированно выступает человек.
Взаимные оценки и взаимоотношения между Эзотерикой, наукой и религией позволительно интерпретировать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. Исходными онтологическими началами для них выступают Бог (в религии), либо эзотерическая реальность, либо природа с её законами (наука). Эзотеризм располагает собственными эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собственную архитектонику в соответствии с последними научными достижениями.
С точки зрения Эзотерики, науковедение и богословие суть взаимовлияющие и взаимопроникающие сферы (что полагается очевидным на примере творчества Павла Флоренского2). В контексте религиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности представляют собой не более, чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в Эзотеризм — Бог — упрощенная религиозная форма понимания эзотерической реальности. Согласно постулатам науки, религиозные и эзотерические трактовки мира по природе своей — квазинаучные3 представления. При этом, если формулировки науки и религии являются собственностью научного сообщества и соответствующей конфессии4, то тезисы Эзотеризма — в принципе удел одного человека — того, кто их высказал. Научной доказательности и религиозной основательности Эзотеризма предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкования.
К фундаментальным тезисам
В конце XX в. в науке произошли
существенные изменения. Отклонение от
строгих норм научной рациональности
становилось все более
Ограничение идеи гносеологической исключительности науки, которое вряд ли могло быть воспринято ученым миром с особым воодушевлением, уравновешивалось многообразными возможностями расширения сферы научного интереса. В объектное поле научных изысканий стали попадать явления исключительные, наука обернулась к формам познавательной деятельности, которое ранее квалифицировались как "пограничные", не признанные в сферах официальной науки. Астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых народных наук стали привлекать к себе внимание не с точки зрения их негативной оценки, что весьма банально, а с позиции их нетрадиционных подходов, методов, познавательных ориентаций. Да и внутри самой науки все явственнее стали обнаруживаться "девиантные" линии, т.е. отклоняющиеся от общепринятых норм и стандартов научного исследования. Возник даже новый термин: кроме широкоупотребляемых "паранаука" и "вненаучное знание", стало использоваться понятие "анормальное" знание. Оно указывало на факт наличия знания, которое не соответствовало принятой парадигме, а потому всегда отторгалось.
Ключевой идеей для эзотеризма является существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (что в терминах эзотерики означает существование на тонких уровнях), другая выражает стремление человека пройти путь совершенствования и изменить и себя, и Космос. Отсюда два видимых вектора эзотеризма. Один указывает на идею сверхчеловека, человека с расширенным сознанием и выдающимися способностями. Другой - на идею преображения жизни, аналогично той, которая опредмечена холиазмической формулой "царствия Божьего на Земле".
Эзотерические представления реализуют две основные цели: во-первых, познавательную, направленную на изучение фактов, лежащих за пределами обычного опыта; во-вторых, властную, или кибер-цель, связанную с управлением процессами внешнего мира. Если научное знание, начиная с нового времени, всегда оказывается в центре интеллектуальных притяжений, то положение эзотеризма в разные исторические эпохи было неодинаковым. Он то оттесняется на периферию, то продвигается на авансцену духовных изысканий.
Когда говорят о науке, то отмечают в первую очередь ее системность. Однако подобное же свойство можно обнаружить и в современных эзотерических учениях. Многие исследователи уверены, что так называемое "лунное" знание представляет собой целую систему знаний, такую же сложную, как современная физика, чьи предположения иногда оказываются на стыке вероятного и невероятного.
Эзотерическое знание делится на четыре вида. Во-первых, знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных ритуалов и обрядов. Во-вторых, знание каббалы, тентрического культа и часто колдовства. В-третьих, знание мистических сил, пребывающих в звуке (эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах, зависящих от ритмов и мелодий). Другими словами - знание законов вибрации и магическое действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаимодействия. В-четвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей изучение герметизма.
Согласно существующему
Концепции, в которых истинной причиной
происходящего принимались
Традиционная наука реализует
достаточно строгую форму
По сути своей эзотеризм как поиск и построение идеальной реальности и осмысление личного пути совершенствования есть своеобразная ниша интеллигибельной свободы или свободы умопостижения, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета социально-идеологического характера.
Эзотерика призывает многое принимать на веру. Не предоставляя доказательств, она обращается к внерациональным или сверхрациональным способам убеждения, опирается на легенды и предания, свидетельства исторического повествования, привлекая на свою сторону все большее и большее число сторонников. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т.е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий. На этом воззрении основывалась и магия всех языческих народов. Этот элемент необыкновенно силен и по сей день, особенно в медицине.
Метаморфоза (превращение) взаимоотношений науки и эзотерического или девиантного состоит в том, что всюду, где малообразованный народ сталкивается с высокоэффективными результатами науки, последние объявляются чудом, волшебством, чем-то сверхъестественным. В контексте развития самой науки ее достижения переднего края понятны и объяснимы с естественнонаучной точки зрения. Вырванные из современного им контекста, помещенные в иной социокультурный слой, они предстают как нечто необъяснимое.
Между научным и девиантным знанием можно отметить параллели, ряд черт и особенностей, произрастающих как в сфере традиционного производства научного знания, так и в ее девиантном сопровождении. Они заставляют задуматься над степенью конфронтации науки и эзотеризма. Так, например, основная задача теоретической науки - проникновение в сущность вещей - свойственна не только науке. Это основное кредо эзотерического познания, герметизма.
Эзотеризм включает в себя все, что скрыто, непроявлено и что, даже если и подозревается, все же остается неведомым.
В наши дни сюжеты, символы, идеи, связанные с различными аспектами мистицизма и эзотеризма, играют немалую роль в разных стратах общества, проникают в научные парадигмы и философские системы, художественное творчество, в политику и экономику, а зачастую господствуют и в массовом сознании. Все это говорит о том, что в современной культуре заметен повышенный интерес к мистико-эзотерической проблематике. Между тем она еще не стала постоянным объектом серьезных целенаправленных академических исследований. Научные работы, в которых затрагивается данная проблематика, все еще крайне редко издаются, несмотря на свою востребованность. Исходя из вышеизложенного, ученые, в той или иной мере, занятые исследованием мистико-эзотерических форм.
В современной практической психологии немало как эзотерики, так и настоящей мистики. Думается, что так быть не должно. Психология - это научное знание о человеке и его поведении. Все, что утверждает психология, проверяемо (или подлежит проверке). Эзотерика же, в отличие от научного знания, претендует на владение тайным знанием о человеке, владение знанием, доступным только «посвященным». Если практическую психологию понимать как психологию, базирующуюся на научной базе, то практическая психология с эзотерикой несовместимы. В реальности большая часть книг и личностных тренингов, продающихся под шапкой практическая психология, проходят в эзотерической традиции либо имеют явный эзотерический оттенок.
Мистика от научного знания еще дальше. Эзотерику часто путают с мистикой и духовными учениями, но это неверно. Если эзотерика в практической психологии преподносит себя все-таки как психология, как знание о человеке, то мистика предстает перед нами как духовное учение, как учение о строении мира, созданном Высшими Силами.