Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:28, реферат
Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало ещё философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно - технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали…………………..
1.1 Научно- технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали…………………………………………
1.2 История проблемы взаимоотношения науки и морали………………..
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали……………………………
2.1 Независимость науки и морали
2.2 Влияние науки на мораль
2.3 Влияние морали на науку
2.3.1 Свобода и ответственность ученого
2.3.2 Возможность этического измерения науки
Заключение
Список использованной литературы
Министерство внутренних дел РФ
Нижегородская Академия
Факультет заочного обучения
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
«НАУКА И МОРАЛЬ».
Выполнил:
слушатель _1_ курса
сержант____полиции
Карпов О.В.________
№ зачетной книжки _118009
Место работы _ОБОКПО УМВД РОССИИ ПО Г.Н.НОВГОРОДУ
Проверил:
г. Нижний Новгород
2015
П Л А Н
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали…………………..
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали……………………………
2.1 Независимость науки и морали
2.2 Влияние науки на мораль
2.3 Влияние морали на науку
2.3.1 Свобода и ответственность ученого
2.3.2 Возможность этического
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало ещё философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно - технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.
Наука и техника - главные движущие силы социально- экономических изменений в обществе, с их помощью человечество с поразительной скоростью изменяет окружающую среду. Только вот изменения не всегда носят созидательный характер. Во многих странах люди больше не воспринимают науку как благо и не склонны так легко ассоциировать её с классическим поиском путей к более посвященной цивилизации. Вера в честность и ответственность ученых падает, уступая отчасти подозрениям и опасениям перед возможностью всякого рода злоупотреблений. Одна из причин этого – очевидная нечувствительность многих ученых к тем этическим проблемам, которые порождаются их же исследованиями.
Но, несмотря на очевидность того, что связь науки с моралью неизбежна и необходима, многие исследователи говорят об их независимости. Необходимо рассмотреть все точки зрения для понимания сложных отношений науки и морали.
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали
Проблему соотношения науки и морали часто связывают с научно - техническим прогрессом, хотя этот вопрос пытались решить ещё в античности.
1. 1 Научно - технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали
Научно- технический прогресс изменил мир и человека. На современном этапе прогресса науки и техники, в условиях внедрения новейших технологий, человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом не только мыслящим, но и активно преобразующим. Именно научно - технический прогресс вступает в серьёзную конкуренцию с другими ценностными представлениями.
Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала науки и техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения технологических новшеств, но стремительное повышение роли науки и техники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально - этических и других проблем.
Как отмечают многие исследователи, характерной чертой нынешнего этапа научно - технического прогресса является то, что, создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего то большего, чем он сам, и что бы ни говорили о новых технологиях, единых рынках и системных кризисах, главной приметой нового времени нужно считать следующее положение: современный человек создал слишком сложный для себя, для своих интеллектуальный возможностей мир и поэтому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития [3, c.42].
В условиях современного прогресса науки и техники “научная деятельность явно обретает новые стороны, связанные c морально - этической рефлексией, которая становится такой же неотъемлемой составляющей современного научного познания. как и методологическая рефлексия” [11, c.5]. В связи с тем, что методологические проблемы каждой области научного знания в чем - то существенном отличны друг от друга, то и морально - этическим проблемам каждой из областей знания характерны свои особенности. Причем, в тех разделах науки, которые связаны с познанием человека, эти проблемы острее и жестче, чем в других, удаленных от реалий человеческого существования. Несмотря на наличие таких расхождений, все же говорят о проблеме взаимоотношения науки в целом и морали.
Одной из причин обострения проблемы исследователи называют неуклонное приближение науки и техники к человеку, к его потребностям, стремлениям, чаяниям. При этом, наука и техника приближаются к человеку не только извне, но как бы изнутри, в известном смысле делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и его самого. Это в буквальном смысле и делается в некоторых современных генетических. эмбриологических и т.п. исследованиях, например, связанных с клонированием. Б. Г. Юдин истоками этих сдвигов называет события конца 60 -х годов, когда молодежь многих западных стран развернула мощные движения протеста, которые породили серьезные социальные волнения, связанные с критикой социальных институтов буржуазного общества, его культуры и науки [11, c.7].
В результате резкой критики науки, которая, по словам участников движения, являлась безмерно далекой от интересов простых людей и порождала тоталитарные тенденции, произошла мучительная и основательная переоценка многих ценностей. Критика повлекла за собой сокращение финансирования научных программ и к появлению безработицы среди ученых, но вскоре ситуация уровнялась с первоначальной.
Сегодня от научных исследований все больше начинают требовать, чтобы их результаты удовлетворяли запросы общества и потребности человека. Приоритетными становятся исследования в области охраны окружающей среды и особенно наук о жизни, прежде всего биомедицины. Выдвигаются такие цели, как победа к заданному сроку над онкологическими и сердечно - сосудистыми заболеваниями. И хотя полной победы над этими недугами добиться не удалось, успехи, достигнутые в этих направлениях, особенно в борьбе с сердечно – сосудистыми заболеваниями, весьма впечатляющи.
Параллельно с такими изменениями приоритетов научной политики сходная переориентация происходит и в сфере бизнеса. Люди все больше становятся потребителями знаний, технологий и продуктов, создаваемых в биомедицинских исследованиях и на соответствующих промышленных предприятиях. Интересно сопоставить упомянутые процессы с тем, что происходило в те же годы в области информатики и компьютерных технологий. Здесь ключевым моментом стало создание персонального компьютера, который стремительно вытеснил громоздкие и плохо управляемые ЭВМ прошлого. И опять таки мы видим – современные технологии подходят все ближе к человеку, радикально меняя стиль его жизни и то, как и что он видит в мире и как взаимодействует с миром.
Такое приближение науки к нуждам человека, впрочем, не дается само собой – как известно, за все приходится платить. Одно из неизбежных следствий – необходимость специально исследовать потребности и нужды человека и способы их удовлетворения. А это значит, что сам человек все в большей мере становится объектом самых разнообразных научных исследований. И чем более на нем концентрируется научное познание, чем более тонкие и эффективные средства воздействия разрабатываются наукой, тем неизбежнее возрастают риск и опасности, которым подвергается человек. Следовательно, актуализируется задача защиты самого человека, во имя которого теперь осуществляется прогресс науки и техники, от негативных последствий самого прогресса.
Научное исследование, таким образом, все более направляется на познание, с одной стороны, самых разных способов воздействия на человека и, с другой стороны, возможностей самого человека. За прошедшие десятилетия индустрия научных исследований, точнее биомедицинских исследований с участием человека, стала реальностью, а сами такие исследования чаще рассматриваются не столько с точки зрения риска, сколько с точки зрения блага, которое они могут принести испытуемому. Обычно в качестве такого блага выступает терапевтический эффект либо от изучаемого нового лекарственного средства, либо от нового метода лечения.
Таким образом, проблема соотношения науки и морали сегодня как никогда стоит очень остро. Но научно – технический прогресс не явился “первооткрывателем” данной проблемы.
Практика общественной жизни человечества подтверждает, что связь между научно – техническим прогрессом и моралью ( в дальнейшем, нравственность, мораль и этика рассматриваются как синонимы), носит далеко неоднозначный, не прямолинейный характер. В связи с этим следует указать на то, проблема взаимоотношения двух важнейших элементов духовной культуры – науки и морали – не новая для философии и этики. Это одна из тех проблем, которые называют “вечными”, традиционными. Проблема взаимоотношения науки и морали выдвигалась в число злободневных философских проблем на каждом крутом историческом повороте. Одна из первых четко фиксируемых постановок проблемы представлена в античной философии. Как известно, в работах софистов, Платона и Аристотеля намечена дихотомичность науки и морали (как учения о добродетелях и пороках), определено различие этих двух сфер духовной деятельности человека, их несовпадение и даже противоположность.
Первое четкое отделение морали (нравственности), добродетели от науки (мудрости) произвел Сократ, но вместе с тем он предпринял попытку объединения их, выявления между ними общего. В стремлении к этому он заходил иногда так далеко, что даже отождествлял их. Известная формула Сократа, что разум ведет к добродетели, а от нее – к счастью, наглядно показывает, что он старался объединить мудрость и нравственность, знание и счастье. Другой мудрец античности – Аристотель, напротив считал, что знания отнюдь не дают гарантии нравственных поступков, а наука и мораль настолько специфичны, что необходимо их не объединять, а разделять.
Эти два пути решения “наука и мораль”, намеченные в древнегреческой философии, развиваются и даже доводятся до крайности в последующих философских системах. Философы эпохи Просвещения считали, что и мораль, и наука нужны людям для того, чтобы правильно организовать жизнь. Но наука изучает мир как он есть, а мораль говорит человеку, что он должен делать. В то же время, выбор поступков должен основываться на знании действительности, на понимании фактов и обстоятельств. То есть просветители выделяли и общее, и различное науки и морали, а так же показали их взаимовлияние.
Оптимистическое отношение
к проблеме науки и морали
философов Просвещения
На современном этапе философской мысли и научно – технического прогресса одни школы и направления стремятся обосновать разрыв и принципиальную противоположность морали и науки, другие предлагают различные варианты их “соединение” в одно целое. Необходимость разграничения науки и морали, их “разведения” и противопоставления доказывается с помощью двух прямо противоположных типов аргументации – сциентистской и антисциентистской. Сциентистскую позицию разделяют в основном представители рационалистских школ в философии и этике - позитивисты (неопозитивисты), метаэтики, приверженцы аналитической философии и др. На антисциентистских позициях стоят представители различных направлений религиозной морали, неофрейдисты, маркузианцы, экзистенциалисты.
Для современного сциентизма характерна вера во всемогущество науки и техники, в их способность и даже “предназначенность” решить все “вечные” моральные проблемы человечества. В подтверждение приводятся следующие рассуждения: мораль показала свое бессилие, поскольку так и не смогла на протяжении тысячелетий человеческой истории решить проблемы добра и зла, свободы и ответственности, долга и совести, смысла человеческой жизни. Поэтому их может и должна пытаться решить наука. именно сейчас настал момент, когда можно и нужно это сделать, ибо мир стоит перед угрозой физического уничтожения. Пора наконец науке выработать гарантии против произвола сильных, поставить преграды нравственной деградации.
Антисциентистские тенденции, возникшие как реакция на увлечение сциентизмом и рационализмом, имеют не менее широкое распространение. Антисциентисты так же исходят из понимания огромной роли науки и техники в современном мире, из признания их выдающихся достижений. Однако достижения науки вызывают у них не восхищение, а страх и глубокую тревогу – выдающиеся достижения науки и техники объявляются злом, породившим в наше время сложные и трудноразрешимые общественные проблемы. Будучи свидетелями антигуманного применения научных открытий, антисциентисты утверждают, что наука равнодушна к человеку, к его надеждам и чаяниям, поэтому человеку остается уповать только на мораль – верную хранительницу непреходящих общечеловеческих ценностей и идеалов. Именно в ней следует видеть единственное средство, которое может обуздать, ограничить безудержный и стремительный рост науки и техники.