Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 12:48, реферат
Описание работы
Проблема отделения науки и псевдонауки (проблема демаркации) важна и теоретически, и практически. В теоретическом плане важно понимать различие подлинной науки, дающей объективное и достаточно достоверное знание, и многочисленных учений, имитирующих науку. В практическом плане важно оградить науку от шарлатанства и пропагандировать в обществе авторитет науки.
Значение паранаук не только
в том, что они удовлетворяют духовные
потребности невежественных людей. Паранаука
в ее современном виде – естественный
спутник и вызов науки в условиях демократического
общественного устройства, когда наука
вынуждена вести диалог с другими социокультурными
системами и не может окончательно устранить
оппонентов. Это способствует формированию
более широкого мировоззрения, развитию
критического мышления и активной социальной
позиции ученых по пропаганде науки и
техники.
Глава 2. Идеологизация
науки
Идеологизация науки – процесс,
характерный для тоталитарных обществ,
который выражается в стремлении либо
создать "новую" науку, соответствующую
господствующей идеологии, либо переработать
научные представления с позиций этой
идеологии, когда последняя подавляет
объективное содержание науки и беспристрастный
поиск объективной истины уступает место
селекции научных положений под углом
зрения идеологии и прежде всего таких,
которые обеспечивают ее "торжество".
Признание социальной природы
науки означает, что жизнь общества и его
потребности оказывают определенное влияние
и на характер научных исследований, и
на стиль научного мышления, и на форму
представления тех или иных научных результатов,
и на цели развития науки. Однако это признание
вовсе не подвергает сомнению, в конечном
счете, автономность развития науки, помещая
источники ее прогресса "внутрь"
науки. В тоталитарных обществах автономность
развития науки фактически теряется под
давлением ценностей, которые в данном
обществе выступают в качестве центральных:
классовых – в марксизме-ленинизме, религиозных
– в фундаментальном исламе, расовых –
при национал-социализме.
Недоверие носителей новых
идеологий, стремящихся к революционному
переустройству общества, свойственному
в России не только марксистам, но и, например,
анархистам М.А. Бакунину и П.А. Кропоткину,
отказывавших "правительственной",
буржуазной науке в объективности, их
нетерпимость к другим политическим движениям,
порождало программу создания пролетарской
науки, которая была должна обеспечить
модернизацию народного хозяйства после
совершения революции. Таким образом,
новое общество, уверовав в могуществе
новой идеологии, оказывается нацеленным
и на революцию в науке. Такого рода попытки
редко являются успешными (к таковым можно
отнести, разве что культурно-историческую
концепцию психической деятельности Л.С.
Выготского и А.Р. Лурии или разработку
релевантной логики И.Е. Орловым). Обычно
идеологический пресс способствует крайней
политизации жизни научного сообщества,
выдавливая из него ученых, противящихся
устремлениями неофитов (формируя т.н.
репрессивную науку) и оставляя на поверхности
тех, кто строит свои исследования как
прямое воплощение идеологических установок
и обещает немедленный практический результат
или научный прорыв (феномены Т.Д. Лысенко
и О.Б. Лепешинской).
Утверждение авторитета одного
"вождя" в политике и во всех областях
науки, вера в коллективный разум партии,
догматизация марксистской идеологии,
которой придавался статус единственного
научного мировоззрения, усиление общей
политической реакции в случае СССР привели
в 1930 – 40-х гг. к возникновению феномена
идеологизированной науки, охвативший
и биологию, и физику, и химию, и математику,
и психологию, и едва ли не все отрасли
научного знания. Научная аргументация
уступала место политическим обвинениям
(типа "меньшевиствующего идеализма")
и навешиванию ярлыков, следствием чего
нередко становились аресты и иные репрессии.
В Германии преследовались ученые еврейского
происхождения; после великой отечественной
войны эстафета юдофобии была подхвачена
в СССР.
Побочным результатом становления
идеологизированной науки являлось стремление
утвердить отечественные авторитеты во
всех областях знания и, соответственно,
борьба с "космополитизмом".
В конце 1950-х гг. идеологизация
науки стала сходить на нет, но ее элементы
проявлялись в наделении высокими академическими
званиями некоторых государственных деятелей.
Глава
3. Три способа исправить положение
Начнем с вопроса: является
ли феномен антинауки, столь пестрый и
распространенный, выражением всего лишь
сравнительно безвредного внутри-культурного
разнообразия установок и типов сознания,
или же в его лице мы имеем дело с важнейшим
общекультурным вызовом, к которому следует
отнестись со всей серьезностью?
Ответ однозначен: справедливо
именно второе предположение. Если оставить
в стороне такие малозначительные причины
и обстоятельства, как людское невежество,
поверхностность, банальность и т.п. и
их коммерческую эксплуатацию, то окажется,
что псевдо- и паранаучные конструкции
и поползновения уходят корнями в некие
глубинные убеждения и слои человеческого
сознания. Именно на эти подспудные темные
глубины опирается всякое прочное, стабильное,
мотивированное мировоззрение, и именно
за эти глубинные убеждения и склонности
ведется борьба в современной культуре.
Даже при том, что паранаучные воззрения
в чистом виде исповедывают не столь уж
многочисленные слои населения, все же
в этой ориентации можно рассмотреть своеобразную
нишу, где сохранились и явственно слышны
отголоски давней конкурентной борьбы
за первенство и господство между основными
типами культуры. Мера опасности, связанной
с неопределившимся до конца итогом этого
противоборства, зависит от того, насколько
удовлетворительной или, наоборот, враждебной
воспринимается модернистская картина
мира общественным сознанием. Что же касается
наиболее вероятного исхода этого исторического
конфликта в ближайшем будущем, то он,
по-видимому, в немалой степени будет зависеть
от того, будут ли, и насколько успешно,
предприняты активные меры, противостоящие
влиянию и укоренению в общественном сознании
паранаучных представлений и контрмировоззрений
всякого рода, — или же, вместо этого, интеллектуалы
и политики будут по-прежнему лениво и
риторически относиться к данной проблеме,
как они это делали до сих пор, не слишком,
судя по всему, обеспокоенные фактом не
только научной, но и общекультурной безграмотности
большинства населения.
Говоря о практической стороне
дела, можно указать три разумных способа
изменить сложившуюся ситуацию.
(1) Это традиционный путь,
идти по которому, впрочем, становится
все труднее: формирование у людей
уже с раннего возраста модернистской
картины мира, которая поможет
нейтрализовать влияние своих
культурных конкурентов. Этот путь
предполагает не только включение
ребенка в здоровую образовательную
систему, подчиненную такой задачей;
здесь нужна также активная
поддержка родителей, наставников
и учителей, которые, в свою очередь,
должны обладать соответствующей
подготовкой.
(2) Менее действенный и
интенсивный метод с соответственно
меньшими шансами на успех: обучение
или общение, нацеленные на выявление внутренних
противоречий и несообразностей в альтернативной
картине мира. Сюда же можно отнести и
массовое настойчивое просвещение взрослого
населения (пример — Открытый университет
в Великобритании, не имеющий к сожалению
до сих пор аналогов в США).
(3) Метод, эффективность которого
также не особенно велика: широкое
гласное освещение неудач, провалов
и обманов паранауки, вздорности
ее претензий; настойчивая борьба
политическими средствами против
любых попыток узаконить паранауку
в рамках школьной системы. Примером
здесь может служить десятилетняя
борьба за влияние на экспертную
комиссию в Техасе, которой предстояло
решить, будет или нет официально
принят в качестве обязательного
школьный учебник, излагающий креационистскую
доктрину. И хотя сторонников
креационизма поддерживали влиятельные
силы штата, все же жернов предрассудков
не смог перемолоть рационально
критики противоречий и нелепостей
стоящей за креационизмом картины
мира.
Изложенные три варианта воздействия
на общественное сознание можно рассмотреть
и в другом аспекте. Если вспомнить историю,
то мы увидим, что культура не раз переживала
такие переломные моменты, в которых традиционная
система образования теряла твердую почву
под собой, а привычные представления
не могли адекватно вместить смысл происходящих
перемен. Речь идет о таких исторических
ситуациях, когда бурные социальные процессы
или какие-то внешние факторы ломали устоявшиеся
взгляды людей и влекли за собой быстрые
и крутые перемены в основах бытующей
картины мира. В этой связи вспоминаются:
открытие Нового Света; изобретение телескопа
и сделанные с его помощью в начале XVII
в. открытия; великое лиссабонское землетрясение
1745 г.; Американская и Французская революции
XVIII в.; невиданные до того страдания и
обнищание целых регионов в процессе индустриальной
революции; наконец, великие войны XX столетия.
Сюда же можно с полным правом отнести
и внезапное прекращение холодной войны,
приход "гласности" и другие всем
известные события последнего времени.
Все это — поворотные точки истории. И
многие из них непосредственно сказались
на формировании и становлении того, что
теперь мы называем современной картиной
мира (особенно последствия открытий 1492,
1609 гг., а также мощный подъем научного
материализма на волне антигегелевских
настроений, совпавшей с поражением революций
1840-х гг.). Однако в большинстве случаев
события, потрясающие мир, производят
— по крайней мере, на некоторое время
— обратный эффект по сравнению с только
что отмеченным: в глазах большинства
людей они свидетельствуют против реалистического
миропонимания и, таким образом, в пользу
его альтернатив.
Заключение
Наука - это специфическая форма
человеческой деятельности, направленная
на получение достоверных и систематических
знаний о действительности с целью их
дальнейшего практического использования.
Объективная достоверность и систематичность
научного знания радикально отличает
его от иных, вненаучных форм. Это не означает,
конечно, что вненаучные формы знания
не имеют для человека никакой ценности.
Более того, они и прежде всего т. н. повседневное
знание играют в жизни конкретного человека
огромную роль, оказываются для него гораздо
более значимыми. Но прогресс человечества
невозможен без роста именно научного
знания. Сегодня каждый из нас зависит
от достижений научно-технического прогресса.
Если вообразить себе ситуацию, при которой
вдруг исчезнет всё, что создано благодаря
научно-техническому прогрессу, то окажется,
что существовать мы не сможем. Хотя, конечно,
нельзя забывать, что технический прогресс
неизбежно имеет и оборотную сторону,
связанную с проблематизацией отношений
человека и природы, загрязнением окружающей
среды - плата человечества за те технические
достижения, которыми оно пользуется.
Беспрецедентное повышение
роли науки и научно-технического прогресса
в жизни современного человека с необходимостью
порождает повышенный интерес философии
к сущности и структуре научного знания.
Очевидно, что исходным вопросом здесь
является вопрос об отличиях науки от
не-науки.
Список использованной
литературы
Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Философия
и физика в СССР. М., 1989;
Бажанов В.А. Очерки социальной
истории логики в России. Ульяновск, 2002;
Волькенштейн М.В. О феномене
псевдонауки // Природа, 1983, № 11;
Грэхем Л. Очерки истории российской
и советской науки. М., 1998;
Заблуждающийся разум. Многообразие
вненаучного знания. М., 1990;
Касавин И.Т. Познание в мире
традиций. М., 1990;
Мигдал А. Поиски истины. М.,
1983;
Репрессированная наука. Т.
1. Л., 1991; Т.2. СПб., 1994;
Сойфер В.А. Власть и наука. История
разгрома генетики в СССР. М., 1993;
Сонин А.С. "Физический идеализм".
История одной идеологической кампании.
М., 1994;
Филатов В.П. Научное познание
и мир человека. М., 1989;