Наука в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс—это процесс передачи и получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания, создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования,

Содержание работы

Введение 2-3
Наука 3
Изучение науки в древние времена. 4-5
Средневековая наука. 6
Современная наука. Основные концепции. 6-10
Роль науки в современном обществе. 10-13
Система образования. 13
3.1 Эволюция системы образования. 13-18
3.2 Функции института образования в обществе. 18-21
Заключение 21-22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Наука в системе образования.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

3) Социальная  селекция - одна из важнейших функций  института формального образования.  Структура образовательного процесса  устроена таким образом, что  она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для не справляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном  обществе поиск и воспитание талантливой  молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в ВУЗы. После окончания ВУЗа одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.

С социологической  точки зрения, чрезвычайно важны  последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так  как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4) Функция социального  и культурного изменения является  прерогативой современного института  образования. Эта функция реализуется  двумя взаимосвязанными способами.  Во-первых, в процессе научных  исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.

4. Заключение

Поиск новых  форм организации научного знания - важнейший путь реформирования системы  образования. Сейчас складывается новый образ науки, чуждый нормативизму и унитаризму просветительской концепции.

Вместе с  тем изменяются и подходы к  пониманию образованности. Наряду с  традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления  о человеке и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.

Нужно, чтобы  образованный человек был готов к испытаниям, иначе как он может способствовать преодолению кризиса культуры.

В настоящее  время образу "человека знающего" нередко противопоставляется "личность", говорят, что цель образования сформировать полноценную творческую личность. Действительно, человек знающий другими словами, специалист - только часть человека, но и личность - часть человека, хотя и существенная часть, есть и другие "части" - тело (телесное существо), психика (психическое существо), дух (духовное существо), социальный индивид (родовое существо) и т.д.

Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и  духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых  мы еще недостаточно знаем.

 

5. Список литературы

  1. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
  2. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новоибирск, 1991. С.110, 111.
  3. Зиневич Ю.А., Гуревич П.С., Широкова В.А. Философские науки./под ред. Ю.А.Зиневича - М.:Изд.Фирма «Гуманитарий»,1994. – 215с.
  4. Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. //“Образование в конце XX века. Круглый стол”// Вопросы философии.- 1992.-№9.
  5. Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или “Не возводи дом свой на песке”// Вопросы философии.- 1995.- №12.
  6. Крылова Н.Б. Гуманитарные аспекты инженерного образования. //Вестник высшей школы. - 1986. - №8. –С.53-56
  7. Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51.
  8. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
  9. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. // Вопросы философии. – 1995. - №11.
  10. Фролов И.Т., Арефьева Г.С. Введение в философию./под ред. И.Т.Фролова – М.: Изд. фирма «Политиздат», 1989. – 623с.

1 Зиневич Ю.А., Гуревич П.С., Широкова В.А. Философские науки./под ред. Ю.А.Зиневича М.:Изд.Фирма «Гуманитарий»,1994. – 215с.

2 Фролов И.Т., Арефьева Г.С. Введение в философию./под ред. И.Т.Фролова – М.: Изд. фирма «Политиздат», 1989. – 623с.

3 Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новоибирск, 1991. С.110, 111.

4 Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51.

 


Информация о работе Наука в системе образования