Наука вид деятельности и познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Наука – это особая историческая форма познания мира, сформировавшаяся в определенных конкретно-исторических и социокультурных условиях; это концентрированное и высшее воплощение познавательной активности сознания. Наука выявляет и объясняет закономерности и внутреннюю структурную организацию конкретных систем реальности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Наука вид познавательной деятельности 3
Связь познания и практики 4
Основные признаки научного знания 6
Методы педагогического исследования 7
Библиографический список 10

Файлы: 1 файл

Наука вид деятельности.docx

— 31.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему : Наука вид деятельности и познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ходаков  Д.А

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Наука вид  познавательной деятельности 3

Связь познания и практики 4

Основные  признаки научного знания 6

Методы педагогического  исследования 7

Библиографический список 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наука – это особая историческая форма познания мира, сформировавшаяся в определенных конкретно-исторических и социокультурных условиях; это концентрированное и высшее воплощение познавательной активности сознания. Наука выявляет и объясняет закономерности и внутреннюю структурную организацию конкретных систем реальности. Это позволяет человеку использовать свойства этих систем в своей жизнедеятельности. Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы.

Наука – это и следствие, и условие функционирования культуры в целом. Научное знание формируется не в отрыве от общества, системы духовных ценностей, а в тесном единстве с ними.

Наука вид познавательной деятельности

Предполагает творческий процесс получения знания, она  направлена на получение объективных  законов природы, общества и человека. Научная деятельность имеет и  социальный аспект: выполнение разного  рода социальных ролей и функций, напрямую несвязанных с производством  знания.

Научное познание — это особая форма человеческой деятельности. Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. Научный метод — это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и теоретических операций и др.) для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности. Научный метод рационализирует и оптимизирует научное познание. По словам одного из основоположников методологии естествознания Ф. Бэкона, научный метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику. Объясняя значение научного метода, Бэкон любил приводить еще один афоризм: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.

Научный метод выступает  и как форма опосредования познания и практики. Метод объединяет теорию и практику, поскольку аккумулирует обобщенный практикой исторический опыт познания мира. Именно этот опыт придает методу способность направлять, ориентировать процесс познания.

В естествознании исторически  сложилось и в настоящее время  применяется много научных методов  познания: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, формализация, измерение, сравнение, идеализация, моделирование, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный  метод, метод математической гипотезы, генетический метод и др. Обычно методы подразделяют на эмпирические и теоретические в соответствии с двумя основными уровнями научного познания.

Связь познания и  практики

Практика – это деятельность человека по изменению объективного мира (действительности). Практика выступает как критерий истины. Практика соединяет объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью. Практика является одновременно и относительным, и абсолютным критерием истины. Абсолютной практике противостоит относительная практика. Если теория расходится с практикой, то стоит обратить внимание на теорию, но и на практику. Практика также является критерием определенности познания и знания.

Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей  основе есть жизнь практическая. Поэтому  и практика столь же многогранна  в своих проявлениях, как и  сама жизнь общества. Это и семейно-бытовая  деятельность, и деятельность в сфере  культуры, воспитания, военная деятельность и т.д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность. Во-вторых, социально-преобразующая  деятельность, вносящая изменения в  основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений  и т.д.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Более того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший немалую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется  в наши дни в том, что наука  превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в  развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни. Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, и нформационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности. Не меньшее значение для практики имеет проектно-конструкторская функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не могли бы возникнуть.

Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики. Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.

Все это, вместе взятое, свидетельствует  о взаимном влиянии практики и  познания, практики и теории, об их органическом единстве. Анализ сущности познавательного  oтношения человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к рассмотрению механизма процесса, соотношения в нем чувственного отражения и рационального познания.

Основные признаки научного знания

В разные времена разные науки брались за образец и на их основе формировались признаки "научности" знания. В более ранней версии критерии таковы:

1.Объективность, т.е. отразить объект таким, каков он есть на самом деле (критерий истины по Аристотелю);

2.Рационалистическая обоснованность (согласно Декарту);

3.Системность знания, т.е. имеет форму теории или развёрнутого теоретического понятия;

4.Принципиальная проверяемость, где средства проверки научное наблюдение, опыт, логические рассуждения.

В более поздние  времена, когда наука стала проникать в области недоступные для простого наблюдения и сферы нематериальные, сформировались немного другие критерии научности:

1.Доказательность;

2.Логическая непротиворечивость;

3.Подтверждаемость опытом;

4.Системность;

5.Минимум оснований (простота), чтобы объяснить самый широкий круг явлений, так называемая «бритва Оккама»;

6.Воспроизводимость - возможность повторить методы и результаты научного исследования;

7.Предсказательная сила - гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые;

8.Преемственность - из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию;

9.Наличие методологии – обоснования применяемых приёмов;

10.Формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки, т.е. научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов.

 

Методы педагогического  исследования

Методы педагогического  исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их разнообразие можно  разделить на 3 группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения, Можно выделить следующие этапы наблюдения: – определение задач и цели; – выбор объекта, предмета и ситуации; – выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); – выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись); – обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется  наблюдение, и не включённое – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.  Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа - это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета – это перечень вопросов (вопросник).

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских  карт, классных журналов, ученических  дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Педагогический  эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания. Выделяют следующие этапы эксперимента:- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования); – методический (разработка методики исследования и его плана, программы);

Собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); – аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Различают эксперимент естественный и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент  может быть констатирующим, устанавливающим  только реальное состояние дел в  процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения  условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника  или детского коллектива. Преобразующий  эксперимент требует наличия  для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с  испытуемым.

 

 

Библиографический список

1.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика принципы.

2.http://studentguide.ru/shpargalki-po-pedagogike/metody-nauchnyx-pedagogicheskix-issledovanij-misce-doslidnickogo-komponentu-v-strukturi-diyalnosti-vchitelya.html

3."Большая Логика" Г.В.Ф.Гегель

Омск 2013

 


Информация о работе Наука вид деятельности и познания