Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 12:10, реферат
Наиболее влиятельными направлениями иррационализма являются: волюнтаризм, философия жизни, фрейдизм. Один из основателей волюнтаризма - Артур Шопенгауэр (1788-1860). Главное произведение - "Мир как воля и представление" (1819), где утверждается, что сущностью мира ("вещи в себе" по Канту) является неразумная воля как слепое, бесцельное влечение к жизни, имеющее мировой, абсолютный характер (монистический волюнтаризм).
Структурализм показал свою плодотворность при изучении быта первобытных племен, в фольклористике, исследованиях в области "археологии знания". Оживленные дискуссии вызывала проблема применимости структурализма как универсального метода познания, противостоящего классической диалектике. В философском плане структурализм связан с рационалистической традицией картезианства и кантианства, активно использует концепции фрейдизма, позитивизма и феноменологии. Подвергается критике со стороны экзистенционализма, персонализма как сциентистское, "антигуманистическое" течение. Эта критика вызвана тем, что структурализм выявляя фундаментальные структуры культуры, "растворяет" традиционную проблему человека в более глубоких причинах и основаниях. "...Человек исчезает как лицо, начертанное на прибрежном песке" /Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. С-Пб.: Академия, 1994. С.404/.
Синергетика (греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - междисциплинарное научно-исследовательское направление, ориентированное на познание общих закономерностей, определяющих процессы самоорганизации в открытых неравновесных системах любой природы: физических, химических, биологических, экономических, познавательных, социальных. Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях, вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестностях которых поведение систем становится крайне неустойчивым. В этих условиях система под воздействием самых незначительных и случайных воздействий может кардинально и совершенно непредвиденно изменить свое состояние. Этот переход характеризуется как возникновение порядка из хаоса. Переосмысливается и само понятие хаоса, как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно и потенциально и реализующейся в неограниченном многообразии упорядоченных систем.
Синергетика предполагает качественно иную картину мира по сравнению с теми, которые лежали в основе как классического, так и неклассического естествознания (первая половина XX века). Образ мира предстает как совокупность нелинейных процессов.
Синергетика как научное направление плюралистично и содержит множество теорий, концепций, определений и понятий, относящихся к различным отраслям знания. Наиболее фундаментальные исследования в этой области связаны с именами бельгийского физикохимика, философа И.Р.Пригожина, немецкого физика Г.Хакена, отечественных ученых - В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, С.П.Курдюмова и других. И.Пригожин разрабатывает философию нестабильности - теорию диссипативных структур. Основная мысль заключается в том, что состояние неравновесности систем ведет к порядку и беспорядку, тесно сочетающихся друг с другом. Неравновесные системы обеспечивают возможность возникновения уникальных событий, возникает история универсума. Время становится неотъемлемой константой эволюции, ибо в нелинейных системах в любой момент времени может возникнуть новый тип решения, не сводимый к предыдущему.
И.Пригожин делает неожиданный и парадоксальный вывод о том, что в результате развития идей синергетики происходит сближение универсума как внешнего мира и универсума как внутреннего мира человека. В мире, основанном "на нестабильности и созидательности", человечество вновь оказывается в самом центре законов мирозданья. Как во внутреннем, так и во внешнем мире человек должен выбирать, а, следовательно, нести нравственную ответственность за поступок. Время никогда не предстает в готовом, совершенном виде, оно конструируется в каждый данный момент, и человечество может принять участие в этом конструировании /См. Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии, 1991. №6. С.46-52/.
Важное философское значение имеют следующие методологические выводы синергетики:
- невозможно традиционными детерминистскими методами описывать эволюцию сложноорганизованных систем;
- развитие этих систем выявляет возможность альтернативных путей, что предполагает свободу выбора и ответственность человечества;
- невозможен абсолютный контроль над какой-либо сферой реальности, в том числе и над развитием общества, провозглашенных традиционной наукой;
- в критических точках (точках бифуркации) неустойчивости социальных систем деятельность каждого человека или группы лиц может иметь решающее значение в макросоциальных изменениях;
- возрастает ответственность человечества за судьбы универсума, ибо оно в состоянии целенаправленно избегать бифуркационных состояний, особенно в социальной и экологической областях, существенно влиять на коэволюцию природы и общества.
3
Неотомизм - философия современного католицизма
Неотомизм - религиозно-философское учение, получившее в 1879 году официальное признание Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет учение средневекового теолога Фомы Аквинского /См. подробнее в разделе о средневековой философии/. К виднейшим представителям можно отнести Жака Маритена (1882-1973), Этьена Жильсона (1884-1978), Й. Бохенского, Б.Лакебринка, Ф.ван Стенбергена и других.
Неотомизм, следуя заветам своего основателя, различает два источника познания - естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). С помощью естественного разума можно проникнуть в тайны природы и окружающего мира, можно также доказать некоторые части вероучения - существование бога, бессмертие души, - и эти доказательства соответствуют религиозным канонам, тем не менее свету разума не доступны глубокие тайны божественного существа (тайна троичности бога, сотворение мира из ничего и другие). Эти сокровенные истины умопостигаются только через веру. Определяющая роль в гармоничном единстве веры и знания принадлежит религии.
Отсюда формулируется положение о сущности и назначении философии. Согласно неотомистской концепции, философия должна определяться теологией. Высшая цель философского исследования - обоснование христианского вероучения, использование всех средств философской методологии для подтверждения истин богословия.
Однако следует отметить активную перестройку и обновления томистского учения в соответствии с "вызовами времени". Происходит ассимиляция теоретических положений и концепций экзистенциализма, феноменологии, персонализма и других направлений. Осуществляется переориентация на все более глубокое и полное рассмотрение проблем человеческого существования. Но происходящие трансформации не задевают главный принцип томизма - идею союза веры и разума, и также примата теологии по отношению к философии.
Философское учение неотомизма представляет собой систему различных философских дисциплин, охватывающую метафизику, гносеологию, натурфилософию, этику, эстетику, социологию, философию истории и другие разделы. Ядро неотомистских учений образует метафизика, понимаемая как универсальная теория бытия и разделяемая на общую и частную. Общая метафизика считается наиболее универсальной из всех философских наук, так как ее понятия и принципы применимы ко всем отдельным философским и нефилософским теориям. Она расчленяется на онтологию (учение о бытии) и естественную теологию (философское учение о боге). Частная метафизика - это философское учение о мире и человеке. Неотомисты формулируют принципы взаимоотношения философии и частных наук. Оно характеризуется указанием на то, что частные науки, основанные на опыте, рассматривают лишь часть бытия и не могут претендовать на всеобъемлющее знание об окружающем мире. Самое большее, на что может притязать опытное знание, - это подойти к границам естественного бытия и этим навести человеческий разум на мысль о существовании потустороннего, сверхъестественного мира. Сущность философского знания заключается в его абсолютной беспредпосылочности, его полной независимости от частных наук. Философия должна понять всякое сущее, исходя из чистого первичного принципа, из всеобщего основания - бытия.
Развитие теории неотомизма поставило в повестку дня и разработку методологических проблем. В первую очередь это проявляется в отношении к традиционной диалектике, к диалектическому методу познания. Наиболее последовательно неотомистская методология разработана в книге Б.Лакебринка "Гегелевская диалектическая онтология и томистская аналектика".
Неотомизм отрицает гегелевскую и марксистскую теории диалектики и противопоставляет им так называемую аналектику. Неотомисты не отрицают раздвоение единого на противоположные части, они лишь по своему объясняют их соотношение. В признании противоречия диалектика и аналектика полностью согласуются друг с другом. Но последняя утверждает, что между противоречиями существует не борьба и взаимный переход друг в друга, а гармония, сходство различий. Различия изначально определены, неизменны, между ними всегда сохраняется определенный интервал, что дано в творении. Закон сходства составляет суть неотомистской аналектики. В соответствии с ним сходство - целое по отношению к различиям. Противоположности, противоречия примиряются в первооснове - сходстве всего сотворенного.
В сегодняшнем мире неотомизм свою главную задачу видит в разработке нравственных ценностей, отвечающих вызову времени и предназначению человечества. В одной из своих последних энциклик папа Иоан Павел II поставил перед современным неотомизмом главную цель, которая заключается не в объяснении происхождения мира в его библейской интерпретации, а в ее всестороннем раскрытии смысла дальнейшего человеческого пути. Задача религиозной философии на перспективу, по мысли видного неотомиста Ю.Бохенского (Швейцария), заключается в том, чтобы "заново переосмыслить основные положения религии: ее понятия не могут оставаться такими, какими они были в течение последних веков".
Сартр. "Экзистенциализм
- это гуманизм"
Выступает в защиту экзистенциализма:
обвиняют в том, что он якобы призывает
погрузиться в отчаяние, показывает только
темное, гнусное; забыли о солидарности
людей, смотрят на человека как на изолированное
существо. Христиане обвиняют в том, что
разрушая заповеди, они не оставляют ничего.
Существуют две разновидности экзистенциалистов:
христианские – Ясперс, католик Габриэль
Марсель; экзистенциалисты-атеисты –
Хайдеггер, французские экзистенциалисты
и он сам. И тех и других объединяет то,
что нужно исходить из субъективности,
существование предшествует сущности
(человек сначала существует, встречается,
появляется в мире, и только потом он определяется).
Атеистический экзистенциализм учит,
что даже если бога нет, то есть по крайней
мере оно бытие, у которого существование
предшествует сущности, бытие существует
прежде чем его можно определить каким-нибудь
понятием. Для экзистенциалиста человек
потому не поддается определению, что
первоначально ничего собой не представляет.
Человеком он становится лишь впоследствии,
причем таким, каким он сделает себя сам.
Нет никакой природы человека, как нет
и бога, который бы ее задумал. Человек
просто существует, и он не только такой,
каким себя представляет, но такой, каким
он хочет стать. Это и называется субъективностью,
за которую нас упрекают. Человек – это
прежде всего проект, который переживается
субъективно, а не мох, не плесень и не
цветная капуста. Первым делом экзистенциализм
отдает каждому человеку во владение его
бытие и возлагает на него полную ответственность
за существование.
И при этом человек ответствен не только
за свою индивидуальность, он отвечает
за всех людей. Выбрать себя так или иначе
означает одновременно утверждать ценность
того, что мы выбираем, ... если мы хотим
существовать, одновременно творя наш
образ, то этот образ значим для всей нашей
эпохи в целом. Ничто не может быть благом
для нас, не являясь благом для всех. Выбирая
себя, я выбираю человека вообще. Человек,
который на что-то решается и сознает,
что выбирает не только свое собственное
бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий
одновременно с собой и все человечество,
не может избежать чувства полной и глубокой
ответственности. Правда, многие не ведают
никакой тревоги, но мы считаем, что эти
люди прячут это чувство, бегут от него.
...От этой беспокоящей мысли можно уйти,
лишь проявив некоторую нечестность. ...Для
каждого человека все происходит так,
как будто взоры всего человечества обращены
к нему и будто все сообразуют свои действия
с его поступками. И каждый человек должен
себе сказать: действительно ли я имею
право действовать так, чтобы человечество
брало пример с моих поступков. Эта тревога
известна всем, кто брал на себя какую-либо
ответственность, такая тревога знакома
всем руководителям. Эта тревога объясняется
кроме того, прямой ответственностью за
других людей. Это не барьер, отделяющий
нас от действия, но часть самого действия.
Экзистенциализм противостоит той распространенной
светской морали, которая желает избавиться
от бога с минимальными издержками. ...Иначе
говоря, ничто не меняется, если бога нет;
и это – умонастроение всего того, что
во Франции именуют радикализмом. Мы сохраним
те же нормы честности, прогресса, гуманности;
только бог превратиться в устаревшую
гипотезу, которая спокойно, сама собой
отомрет. Экзистенциалисты, напротив,
обеспокоены отсутствием бога, так как
вместе с богом исчезает всякая возможность
найти какие-либо ценности в умопостигаемом
мире. Достоевский: «если бога нет, то все
дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма.
И потому человек заброшен, ему не на что
опереться ни в себе, ни вовне. Ни за собой,
ни перед собой – в светлом царстве ценностей
– у нас не имеется ни оправданий, ни извинений.
Это и есть то, что я выражаю словами: человек
осужден быть свободным. Осужден, потому......