Немецкая диалектика как классика европейской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

Содержание работы

Введение.
Критическая философия И. Канта.
Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Г. Гегель различает гражданское  общество, как сферу реализации частных целей и интересов отдельной личности и политическое государство. Гражданское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», подлинное же государство – разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Г. Гегель связывает с развитием буржуазного, строя при этом философ говорит о диалектическом характере взаимосвязи социально – экономической и политической сфер гражданского общества.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Материалистические традиции в немецкой классической философии  развивал Людвиг Фейербах.

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

  • единственно существующими реальностями является природа и человек;
  • человек является частью природы;
  • человек есть единство материального и духовного;
  • человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;
  • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
  • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
  • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем  не уничтожаема;
  • все, что нас окружает (предметы, явления) есть  различные проявления материи.

В атеистическо-антропологической  теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

  • Бога как самостоятельной реальности нет;
  • Бог – порождение сознания человека;
  • мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
  • Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;
  • религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
  • корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В теории познания Л. Фейербах вел  острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания – это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

С точки зрения методологии,  материализм Л. Фейербаха оценивается  как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

 

Заключение.

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

 

Литература

 

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – СПб, Наука, 1994.
  2. Канке В.А. Философия. – М., 1996.
  3. Кант И. Критика чистого разума. // Мир философии. М., 1991.
  4. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.
  5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие.  Ставрополь, 2000.
  6. Несмелиев Е.Е. основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.
  8. Рефераты по истории философии для студентов вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.
  9. Спиркин А.Т. Философия. М., 2001.
  10. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.
  11. Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. М., 1991.
  12. Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. М., 1991.

 

http://revolution.allbest.ru/philosophy

 

 

 




Информация о работе Немецкая диалектика как классика европейской философии