Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 06:52, контрольная работа
Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX в.) – одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования. Немецкая классическая философия имеет всемирно-историческое значение в истории философии. Именно с нее в Германии, а во многом и в Европе вообще, получил развитие метод "разумного", теоретического рассмотрения проблем. С этим методом связан поворотный пункт всего новоевропейского стиля мышления: если Средние века характеризовались разрывом мира и сознания на поту и посюсторонность, то философия Нового времени занималась преодолением этого разрыва.
СОДЕРЖАНИЕ
Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX в.) – одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования. Немецкая классическая философия имеет всемирно-историческое значение в истории философии. Именно с нее в Германии, а во многом и в Европе вообще, получил развитие метод "разумного", теоретического рассмотрения проблем. С этим методом связан поворотный пункт всего новоевропейского стиля мышления: если Средние века характеризовались разрывом мира и сознания на поту и посюсторонность, то философия Нового времени занималась преодолением этого разрыва.
Важную роль в формировании
немецкой философии сыграли
достижения естествознания и общественных
наук: стали развиваться
физика и химия, продвинулось вперед изучение
органической
природы. Открытия в области математики,
позволившие понять
процессы в их точном количественном выражении,
учение Ламарка
об обусловленности развития организма
окружающей средой,
астрономические, геологические, эмбриологические
теории, а также
теории развития человеческого общества
– все это со всей остротой
и неизбежностью выдвигало на первый план
идею развития как
теорию и метод познания действительности1.
Интерес почти всех основных философских учений направлялся на постижение единства Бога и мира, мышления и бытия. Мышление становилось более независимым от теологии и культа. Восторжествовала установка на свободное и открытое исследование, критическое испытание перед судом непредвзятого разума. Эта установка стала мыслиться как социальная норма, порожденная новой эпохой. Перед окрепшим разумом раскинулся необъятный мир, требующий своего познания, и в лице немецкой классической философии разум попытался объять необъятное.
Было подвергнуто критике и теоретическому исследованию все, начиная от вопросов метафизики и кончая историей, правом, искусством, моралью, наукой и т.д. Немецкая классика, проявляя такую всеядность, стремилась снабдить происшедшие в социальной и духовной сферах изменения своего рода "мандатом общеметафизического процесса", т.е. пыталась и в метафизике произвести революцию, которая уже происходила в общественных отношениях2.
Необходимо было философию привести в соответствие с жизнью, и жизнь в соответствии с положениями философии. В этой связи в немецкой классике был проявлен универсальный интерес к человеческой активности. Необходимо было новое учение о субъекте, сознательной установкой которого было бы не послушание, но самостоятельная активность: именно такой индивид необходим был развивающемуся капитализму. Таким образом, развитию немецкой классической философии способствовали глубочайшие изменения, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы. Если говорить о последнем факторе, то ему способствовали как борьба просвещенческого свободомыслия с религией, так и перемены и достижения в естествознании (стал отходить в прошлое механицизм, зарождались такие науки как химия и биология, учения о магнетизме и электричестве).
Развитие немецкой классической
философии было
одним из важнейших выражений эпохального
подъема
духовной культуры, начавшегося в германских государствах
с середины XVIII в. Этот подъем был включен
в общеевропейское движение общественной
мысли, получившее название Просвещения.
Немецкая классическая
философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые
происходили в экономической, социально-политической
и духовно-идеологической жизни всей Европы,
прямо или косвенно затрагивая также немецкие
государства и становясь предметом осмысления
живших в них философов, чей мировоззренческий
кругозор при всей его определенности
условиями своей страны не был национально
ограниченным.
Немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
Своеобразным пониманием
роли философии в истории
Исследовались не только
человеческая история, но и человеческая
сущность. У Канта человек
Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг — натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
Классическая немецкая
философия разрабатывает
Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей
человеческого познания: чувств, рассудка
и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию
творческой активности Я, к взаимодействию
Я и не-Я как противоположностей, на основе
борьбы которых происходит развитие самосознания
человека. Шеллинг переносит на природу
разработанные Фихте принципы диалектического
развития.
Природа у него – становящийся, развивающийся дух.
Великим диалектиком является Гегель,
который представил развернутую, всестороннюю
теорию идеалистической диалектики. Он
впервые представил весь естественный,
исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. исследовал его в беспрерывном движении,
изменении, преобразовании и развитии,
противоречиях, количественно-качественных
и качественно-количественных изменениях,
перерывах постепенности, борьбе нового
со старым, направленном движении. В логике,
философии природы, в истории философии,
в эстетике и т.д. – в каждой из этих областей
Гегель стремился найти нить развития.
Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой. Особо надо сказать о Фейербахе. Сам Фейербах в своих философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.
Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.
К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику.
Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.
Учет исторических судеб немецкой классической философии с очевидностью показывает высокую актуальность и большую значимость ее научного понимания.
Рассмотрим особенности пестрого и противоречивого философского движения немецких просветителей. В их среде развивался деизм (Штош, Г.С.Реймарус), пантеизм (Лессинг, Гете, Гердер), историзм и стихийная диалектика (Винкельман, Лессинг, Гердер), естественнонаучные идеи (Вольф, Вейкард и "докритический" Кант), моральные проблемы и нравственное истолкование религии (Лессинг и др.), немецкая литература и эстетика (А.Баумгартен, Винкельман, Лессинг, Гете, Шиллер), материалистические учения (К.Л.Кнебель, Г.Форстер) и атеизм (М.Кнутцен, А.Эйнзидель, И.Г.Шульц и К.Кноблаух). Были также интуитивисты и иррационалисты Гаман и Якоби.
Мировоззрение Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) можно охарактеризовать как гилозоистический пантеизм, так как он провозглашал гимны природе и человеку, об этом особенно свидетельствует бессмертный "Фауст". Для Гете мир един и одновременно многообразен, познание целого и общего для него возможно только через особенное и отдельное. Он учил о так называемых "прафеноменах", непосредственном созерцании явлений, которое приводит к открытиям. Гете раскрывает диалектику явления и сущности, практики и теории.
Последняя для него бессмысленна, если оторвана от жизни. Его многое роднит с Шеллингом и Гегелем, однако еще большее отличает. Гете нельзя заставить смотреть на мир через очки той или иной философской рационалистической системы, какой бы изощренной она не была. Столь же своеобразно отношение Гете к религии. "Бог для нас все, – говорил он, – если мы стоим высоко; если мы стоим низко, он есть дополнение нашего убожества". Кто же истинно обладает наукой и искусством, "у того есть и религия; кто ими не обладает, у того пусть будет религия"3.
Подобно Сократу с ростом познаний Гете осознавал еще глубже его ограниченность и безбрежность, непостижимость как мироздания, так и человека: "С каждым мигом растет мое неведение о самом себе". "Я все меньше понимаю кто я такой и что я должен". От Гете всегда требовали быть чем-то, христианином или атеистом, или-или, или поэтом, или ученым, но его невозможно определить, втиснуть в определенные и предзаданные границы.
Следующим представителем немецкого просвещения, оказавшего также громадное влияние на развитие немецкой культуры и, в особенности, литературы, был Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781). Его размышления и эстетические построения оказали во многом определяющее влияние на немецкое Просвещение и на личность самих немецких философов-классиков (особенно философская драма "Натан мудрый"). Лессинг пытался светским образом перетолковать религиозные тексты. Искусство, с его точки зрения, должно в какой-то мере заменить религию в деле нравственного воспитания и совершенствования человеческого рода. Об этом свидетельствуют его работа "Воспитание человеческого рода"(1780). Беседа Лессинга с Якоби, которая вошла в историю под названием "Спор о спинозизме" (1785-1787), характеризует его мировоззрение как пантеистическое, тяготеющее к материализму. Многие явления он пытался объяснить естественным путем, например, происхождения языка: "Язык не мог быть сообщен первому человеку при помощи чуда". Лесссинг считал весь мир одушевленным, признавая метемпсихоз: "Если природа никогда не совершает скачков, то и душа должна была пройти через все низшие "ступени", прежде чем она достигла уровня, на котором находится сейчас"4.
Центральной фигурой немецкого Просвещения является Иоанн Готфрид Гердер (1744-1803). Он сыграл огромную роль в становлении национального самосознания и также оказал глубокое влияние на философскую мысль в Германии, особенно на Гегеля. В его работе "Исследование о происхождении языка"(1772) формулируется идея о единстве языка и мышления исходя из их естественного происхождения. Своей работой "Бог. Несколько диалогов" (1787) он принял участие в "споре о спинозизме", где поддерживал сторону Лессинга против Якоби. Нужно сказать, что этот спор велся не столько об аутентичном понимании учения Спинозы, сколько о разных направлениях пантеизма и совместимости с ним христианства.
В "диалогах" Гердер высказывает различные точки зрения, по нему чувствуется, что в немецкой культуре пробудилась мысль, однако в итоге теология побеждает, хотя эта победа не доказана логически, но вводится лишь рядом поверхностных и формальных суждений. По сути же для Гердера бытие каждой вещи покоится на внутренней необходимости и "все несет само себя". В своей наиболее известной работе "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791) Гердер рассматривает историю общества как естественное продолжение развития природы. Разные народы представлены как единая цепь восхождения к гуманности5.
Многие развитые в этой работе идеи и даже термины перекочуют затем в системы немецких философов ("жизнь мирового духа", "мир есть изображение его деятельных сил", "материя оживлена, в природе все связано и организовано" и т.д.), особенно Гегеля. Однако в целом мировоззрение Гердера содержит много противоречий, так как он пытался согласовать трансцендентизм христианства с пантеизмом, в результате чего получилось нечто среднее и эклектичное.
2. Основные идеи ведущих представителей
немецкой классической философии.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:
дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
сформулировал моральный закон («категорический императив»);
выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.