Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Файлы: 1 файл

Философия КР.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет

информатики и  радиоэлектроники»

 

Контрольная работа по философии

Тема контрольной  работы № 1:

«Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции»

 

 

Минск 2012

 

Введение

Немецкая классическая философия представляет собой крупное  и влиятельное течение философской  мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому  течению относят философское  учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса. В советской философии по идеологическим соображениям их учение представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий, качественно новый этап в развитии философской мысли. Сейчас стало видно, что их философское учение вполне вписывается в философскую традицию немецкой классической философии, представляя собой завершающий этап её эволюции. Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан деалектический метод познания и преобразования действительности.

 

  1. Немецкая классическая философия как образец философии классического типа.

Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX в.) – одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования. Немецкая классическая философия имеет всемирно-историческое значение в истории философии. Именно с нее в Германии, а во многом и в Европе вообще, получил развитие метод "разумного", теоретического рассмотрения проблем. С этим методом связан поворотный пункт всего новоевропейского стиля мышления: если Средние века характеризовались разрывом мира и сознания на поту и посюсторонность, то философия Нового времени занималась преодолением этого разрыва.

Философия развивалась в  интеллектуальной атмосфере прогрессирующей  научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества, — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Необходимо было философию  привести в соответствие с жизнью, и жизнь в соответствии с положениями философии. В этой связи в немецкой классике был проявлен универсальный интерес к человеческой активности. Необходимо было новое учение о субъекте, сознательной установкой которого было бы не послушание, но самостоятельная активность: именно такой индивид необходим был развивающемуся капитализму. Таким образом, развитию немецкой классической философии способствовали глубочайшие изменения, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы. Если говорить о последнем факторе, то ему способствовали как борьба просвещенческого свободомыслия с религией, так и перемены и достижения в естествознании.

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.

 

 

  1. Особенности и основные идеи теория познания И. Канта.

Человек, этика  и право - главные темы философского учения Канта. 
Он считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. 

Характерными чертами  его теории познания являются агностицизм  и априоризм. Приступая к анализу  процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый  от сознания людей внешний мир, мир  «вещей в себе», который является источником наших ощущений, а то, что мы видим, то, как реально существующее представляется нам, он обозначил термином феномен, или «вещь для нас». Главный вопрос заключается в том, насколько соответствует первое второму или в какой мере феномены могут предоставить нам информацию о ноуменах. Вслед за Юмом Кант утверждал: две эти области жестко разграничены, видимое нами – совсем не то же самое, что действительно есть. В нашем уме содержатся некие врожденные или априорные (доопытные) формы сознания, под которые мы как бы подгоняем окружающий мир, втискиваем его в них, и он существует в нашем представлении совсем не в том виде, каков он на самом деле, а в том, каким он только и может быть в этих априорных формах.

Априори - знание, полученное до опыта и независимо от него, т.е. знание, как бы заранее известное. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления.

Агностицизм  - позиция, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках.

Антиномия - появление в  ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений.  По учению Канта, такого рода попытки  приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование  как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:

1. Мир конечен - мир  бесконечен.

2. Каждая сложная субстанция  состоит из простых частей - не  существует ничего простого.

3. В мире существует  свобода - в мире не существует  свободы, но господствует только причинность.

4. Существует первопричина  мира (бог) - не существует первопричины  мира.

 

  1. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля.

Учение о  тождестве субъекта и объекта  лежит в основе философской системы  Г. Гегеля. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным "Я", т.е. общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории.

Движение сознания, по Гегелю, это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая  ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и другие. Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии - понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, это значит "дойти до понятия". Понятие есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

Гегель называл свою философскую  систему абсолютным идеализмом. Он стремился охватить весь природный  и духовный мир одним понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея", под которой понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего.

Абсолютная  идея существует вечно и содержит в скрытом "свернутом" виде все  возможные определения природных, общественных и духовных явлений. Высшей формой развития "Абсолютной идеи", где она осознает себя и весь пройденный ею путь, является "Абсолютный Дух", под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Это та же "Абсолютная идея", скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

Под "Абсолютным Духом" понимается также философская  система самого Гегеля. С этого момента выходящее движение "Абсолютной идеи" прекращается и дальнейший процесс движения может быть мыслим как замкнутый круг, как простое повторение идей пройденного пути.

В определенном противоречии с системой Гегеля находится  его диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного  познания, как принцип, вносящий в  содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонность и другие.

Учение Гегеля оказало значительное влияние на последующее развитие философской мысли. Последователи Гегеля образовали целое философское течение - гегельянство, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи.

 

 

  1. Учение о человеке, обществе и религии в антропологическом материализме Л. Фейербаха.

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными  вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений  о потусторонних сущностях, как  это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».

За отправной  пункт решения вопроса о соотношении  бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального  и духовного. Однако для него человек – это, абстрактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково. Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию.

Антропологический материализм Фейербаха определил  его социально-философские воззрения. Дело в том, что при осмыслении проблем сущности религии, морали, истории  немецкий философ исходил из своего понимания сущности человека как абстрактного биологического существа. Он характеризовал человека через единство его чувств, мысли и воли. Причем отличие человека от животных видел в наличии у него особого религиозного чувства, которое человек стремится удовлетворить.

 

 

  1. Словарь терминов по предисловию и введению "Критики чистого разума" И. Канта

a priori - знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное.

Аналитические суждения - суждения, истинность которых устанавливается без обращения к действительности посредством логико-семантического анализа их компонентов.

Антиномия - ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов.

Аподиктический - термин, обозначающий высшую степень логической достоверности знания и характеризующий непреложную необходимость содержания тех или иных суждений и высказываний. Достоверность аподиктических суждений вытекает из доказательства обоснования, восходящего к истинным положениям, и поэтому не может быть усмотрена непосредственно из формы суждения.

Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции.

Догматизм - неизменный, игнорирующий конкретные условия места и времени подход к тем или иным проблемам, оперирование догмами. Догмами называют абстрактные, оторванные от жизни положения, которые принимаются за непререкаемую истину и считаются достаточной основой для осуждения и прямого опровержения положений, противоречащих им. Характерная черта догм - слепая вера в авторитеты, защита устаревших (а иногда и с самого начала ошибочных) или недоказанных положений.

Метафизика - это теория движения и развития окружающего нас мира, восходящая к древнегреческому философу Аристотелю, который исходит из идеи тождества законов бытия и законов мышления.

Информация о работе Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции