Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы прогрессивного развития Германии.
Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеалогической жизни всей Европы. Поиски адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовленным к этому немецкими философами увенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектого способа мышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развития немецкой философской мысли. Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и искусства с важнейшими задачами данного исторического периода, постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека.

Содержание работы

Введение стр. 3
1. Особенности и главные черты немецкой классической
философии. стр. 5
2. Выдающиеся представители немецкой философии.
Материализм Фейербаха. стр. 8
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Как и французские  материалисты, Фейербах полагал, что  правильно понятый интерес индивида, в конечном счете, совпадает с общественным интересом. Это теория «разумного эгоизма», дополняемая альтруизмом. «Я» не может быть счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним — предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Однако подобная философская конструкция сильно упрощает действительность, абстрагируется от прозы жизни, где наряду с любовью часто встречается недоброжелательство, зависть, злоба, вражда.

Фейербах признает существование  как индивидуального, так и группового эгоизма. Столкновение разного рода групповых эгоизмов создает напряженность, порождает социальные конфликты. Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме» угнетенной массы, о том, что «эгоизм ныне угнетенного большинства должен осуществить и осуществляет свое право и начнет новую эпоху истории». Эти рассуждения можно рассматривать как зародыш исторического материализма, но только как зародыш. В конечном счете, социальные противоположности философ пытается объяснять антропологическими особенностями людей.

Опираясь на антропологический  принцип, Фейербах критикует характерное  для кантианства противопоставление этических норм естественным потребностям человека, его стремлению к счастью. Мораль, противопоставленная человеческой природе, немногого стоит. Поэтому нельзя считать чувственные влечения чем-то греховным. Не существует никакого «первородного греха», на котором основывается религиозное учение. Наши пороки — это неудавшиеся добродетели, говорил философ. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы.

Значительное место  в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются не только страхом перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали материалисты XVII—XVIII вв. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований. Религия, таким образом, имеет реальное жизненное содержание, она не случайна, а необходима людям. Место рождения богов, считал Фейербах, в сердце человека, в его страданиях, упованиях, надеждах. В отличие от холодного рассудка сердце стремится любить и верить. В религии выражается весь человек, но превратным образом.

Человек верит в богов  не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и  потому, что у него есть стремление быть Счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.

Фейербах выводил религиозное  сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал  не исторически, абстрактно. Отсюда и  его трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер.

Если религия рождается  в сердце человека, то она так  же неистребима, как неистребимы человеческие эмоции. Фейербах, однако, предполагал, что религиозно-фантастические представлений когда-нибудь исчезнут. Но когда? Тогда, отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет религиозным Чувством и заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того,  что религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога, религия человеческого братства и любви.   

Религиозные верования  и чувства основаны на отчуждение некоторых свойств человека. Ум, сила, справедливость и другие качества отрываются от своих конкретных носителей, обобщаются и многократно умножаются. Тогда они приписываются фантастическим существам — персонажам многочисленных религий. Если бы у птиц была религия, говорил Фейербах, то их 6оги представлялись бы могучими птицами. Человек же создает богов по своему образу и подобную, отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но в фантастическом и гипертрофированном виде. Надо покончить с этим процессом отчуждения, вернуть человеку отнятые у него качества, свести религиозные верования к их земной, реальной основе.

 

 

 

Заключение

 

Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой  философии. Уникальность немецкой философии  в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

- глубоко исследовать  проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

- совместить в себе  почти все известные в тот  период философские направления  – от субъективного идеализма  до вульгарного материализма  и иррационализма;

- открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Актуальность немецкой классической философии в том, что  она легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.

 

Список литературы.

 

1. Алексеев П. В.  Панин А. В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, пер. и доп.- М.: “Проспект”. 1997.-576 с.

2. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. Учебник. Изд-е  3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 344 с.

3. Виндельбанд В. От  Канта до Ницше. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – 288 с.

4. Кузнецов В.Н. Немецкая  классическая философия второй  половины XYIII – начала XIX века. М., 1989

5. Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 1998. - 240 с.

6. Философия: Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., Юрист., 1998

7. Философия. История  философии, в 2 ч. 4.1. М., 1996

 


Информация о работе Немецкая классическая философия