Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:34, доклад

Описание работы

Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций.

Файлы: 1 файл

Nemetskaya_klassicheskaya_filosofia.docx

— 15.62 Кб (Скачать файл)

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским  творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).

Каждый из названных философов  создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия  представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется  следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли  философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "душой" культуры.

2. Исследовались не только человеческая  история, но и человеческая  сущность. У Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой  жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать  взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической  немецкой философии относились  к философии как к специальной  системе философских дисциплин,  категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских  дисциплин, прежде всего, гносеологию  и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию  "наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия  разрабатывает целостную концепцию  диалектики.

Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого  познания: чувств, рассудка и человеческого  разума.

Диалектика Фихте сводится к  исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в  виде процесса, т.е. исследовал его в  беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

Вся классическая немецкая философия  дышит диалектикой. Особо надо сказать  о Фейербахе. До последнего времени  в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха  к диалектике Гегеля трактовалась как  отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить  этот вопрос на две части: первое - отношение  Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе - Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, "выплеснул с водой  и ребенка", т.е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли.

Однако сам Фейербах в своих  философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи  явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята  попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих "объятий", хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

5. Классическая немецкая философия  подчеркивала роль философии  в разработке проблем гуманизма  и предприняла попытки осмыслить  человеческую жизнедеятельность.  Шло это осмысление в разных  формах и разными путями, но  проблема была поставлена всеми  представителями данного направления  философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.

Можно определенно сказать, что  представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая  могущество разума, обратившись к  идее закономерности исторического  процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движением; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Именно этот компромисс находит  свое философское обоснование в  работах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. И хотя последний  является представителем другой мировоззренческой  ориентации - материалистической, но и  он рассматривает решение социальных проблем на путях реформ, обещая в обществе гражданский мир и  спокойствие.

Классическая немецкая философия - одно из важнейших выражений духовной культуры XIX в.


Информация о работе Немецкая классическая философия