Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:28, контрольная работа
Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724—1804). В творчестве И. Канта принято различать два периода: докритический и критический. Первый период посвящен естественнонаучным исследованиям, преимущественно в области космологии, математики, физики.
Критический период охватывает собственно философское творчество мыслителя, когда предметом его исследований становятся гносеология, этика, эстетика. Наиболее известными работами этого периода стали: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
1.“Критическая философия И. Канта” 3
1.1 Жизнь и философская деятельность 3
1.2 Система «критической» философии 4
1.3 Проблемы теории познания 7
1.4 Этическое учение Канта 12
2. “Объективный идеализм Г. Гегеля” 14
3. “Разработка Гегелем диалектического метода” 17
Список литературы. 20
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
- теория объективного идеализма;
- всеобщий философский метод – диалектика.
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».
В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.
Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
· субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
· объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;
· абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.
Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.
Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Философия природы – распадается у Г. Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.
В «механике» Г. Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий – притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. Самая фундаментальная положительная идея, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны.
В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.
«Органическая физика» содержит три последовательно восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматривается история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида.
Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).
Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Г. Гегель различает гражданское общество, как сферу реализации частных целей и интересов отдельной личности и политическое государство. Гражданское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», подлинное же государство – разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Г. Гегель связывает с развитием буржуазного, строя при этом философ говорит о диалектическом характере взаимосвязи социально – экономической и политической сфер гражданского общества.
Гегель создал на идеалистической основе учение о законах и категориях Диалектики, первый построил систему диалектической логики. Отношение к предшественникам: 1) Критика кантовского субъективизма и агностицизма: вместо "вещи в себе" как сущности, оторванной от "явления" и непознаваемой для науки, говорит об их взаимоотражении друг в друге: сущность является, явление существенно. 2) Критика кантовского априоризма: у сознания имеется объективная содержательная основа - оно отражает реальность, причем в ее диалектическом развитии, отсюда делается вывод о совпадении диалектики, логики и теории познания, устраняющий ограниченность "отрицательной диалектики" Канта: диалектика свойственна и бытию, и мышлению, противоречие - "корень всякого движения и жизненности". Обосновывает вывод с позиций объективного идеализма - за исходное принимается диалектически развивающийся мировой разум ("абсолютная идея" - Бог), толкуемый внеличностно (влияние пантеизма): личный характер он приобретает лишь в человеке, а вне человека и до него это безличная закономерность мира как таковая. 3) Критика субъективизма Фихте, но включает в свою систему активизм его "Я", делая основной характеристикой своей "абсолютной идеи". 4) Принимает Принцип тождества Шеллинга, но считает его недостаточно диалектичным. 5) Как панлогист: Критика иррационализма Шеллинга: противопоставление искусства науке и философии.
Система Гегеля (3 ступени саморазвития "абсолютной идеи"). 1) Логическая (изложена в "Науке логики", 1816) - соответствует бытию "абсолютной идей" до того, как ею были порождены природа и человеческое сознание. Учение о бытии, анализируются категории качества и меры, формулируется закон перехода количественных изменений в качественные. В учении о сущности рассматривается категория противоречия и раскрывается закон взаимопревращения противоположностей. Освещаются парные категории - форма и содержание, сущность (основа) и существование, целое и части, внутреннее и внешнее, возможность и действительность, необходимость и свобода. Учение о понятии, где раскрывается конкретное как единство общего, отдельного и единичного, дается классификация форм суждения по степени их нарастающей познавательной ценности, анализируется виды умозаключение. Прослеживая "переход субъективности в объективность", дает глубокую критику механицизма за его редукционизм. Показывается, что условием движения к истине является соединение теории с практикой, а сама истина понимается не как лишь результат, полученный в ходе познания, а процесс, ведущий к нему. Глубокая мысль о сущности диалектического метода, о взаимосвязи метода и теории. Диалектическое понимание отрицания отрицания.
2) Природа как инобытие "абсолютной идеи". Задача охватить всеобщей внутренней связью выводы различных отраслей естествознания и различные уровни организации природы. Природа предстает как система ступеней, каждая необходимо вытекает из другой, восходя от простого к сложному, от низшего к высшему, а на вершине - человек. Основных ступеней, как и наук, их изучающих, три - механика, физика, и "органика" (биология). Как идеалист, Гегель не принимал эволюционную теорию: развивается не сама природа, а ее духовная основа, которая непрерывно преобразует один и тот же тип ("принцип метаморфозы").
3) Дух - человек, взятый в его социальноисторическом развитии. Здесь "абсолютная идея" достигает полноты, становится "конкретно разумной". Распадается эта ступень на "Субъективный дух" (индивидуальное человеческое сознание, его развитие от чувственности к рациональности с ее рассудком и разумом), "объективный дух" и "абсолютный дух"; основу этого движения составляет принцип "субстанция духа есть свобода" (все, что с объективной необходимостью возникает в сфере духа, порождается деятельностью людей, благодаря которой они все больше и больше "освобождаются"). "Объективный дух" - социально-историческая жизнь человечества, представленная абстрактным правом, моралью, нравственностью (семья, гражданское общество, государство) и всемирной истории. Гражданское общество, по Гегелю, возникает позже государства, предполагает уже сложившееся право на "субъективную особенность" - реализацию индивидом своих интересов (становится личностью, обладающей неприкосновенной личной волей и предполагающую ее у других как равных ей, что возможно с возникновением частной собственности, выступающей гарантом свободной воли). Гегель видит реальную противоречивость гражданского общества, "каждый для себя - цель", а "все другие для него ничто", "равенство" понимается лишь в формально-юридическом смысле (равенство пред законом). "Абсолютный дух" - искусство, религия и философия как формы знания о "духе" как Боге. Эти формы выступают у Гегеля как уровни знания: созерцание (искусство), представление (религия), понятие (философия). Впервые представил всемирную историю философии как единый закономерный процесс восхождения к обещающей истине, а каждую философскую систему - как звено на этом пути.
В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: «Закон отрицания отрицания», «Закон перехода количества в качество», «Закон единства и борьбы противоположностей». Реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»
2. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин.-3-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт,2011.-828.-Серия: Основы наук