Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Немецкая классическая философия − это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872) и выражала идеологические взгляды прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений. Немецкая классическая философия − это своеобразное обобщение опыта буржуазных революций. Отсюда − компромиссные тенденции и стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно – теоретической, или абстрактно – чувственной .

Файлы: 1 файл

философия 2.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Немецкая классическая философия  − это значительнейший этап в  развитии философской мысли и  культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872) и выражала идеологические взгляды прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений. Немецкая классическая философия − это своеобразное обобщение опыта буржуазных революций. Отсюда − компромиссные тенденции и стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно – теоретической, или абстрактно – чувственной .

Каждый из представителей этого  этапа создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется  и общими чертами.

Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и  превзошла, сделав этот синтез базой  для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм.

 

1.Особенности и главные черты немецкой классической философии.

 

      

       Характерными особенностями немецкой классической философии можно назвать следующие .

 

1) Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2)Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма − антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3) Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг − натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4) Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика − это  диалектика границ и возможностей человеческого  познания: чувств, рассудка и человеческого  разума.

Диалектика Фихте сводится к  исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не - Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него − становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в  виде процесса, т.е. исследовал его в  беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. − в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

Вся классическая немецкая философия  дышит диалектикой. Особо надо сказать  о Фейербахе. До последнего времени  в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха  к диалектике Гегеля трактовалась как  отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить  этот вопрос на две части: первое −  отношение Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии  Гегеля; второе − Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, «выплеснул с водой и  ребенка», т.е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли. Однако сам Фейербах в своих  философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи  явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята  попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

5) Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.

 

Этапы и характерные черты немецкой классической философии. Представители.

 

 Родоначальником немецкой классической  философии стал Иммануил Кант (1724-1804). Его философия отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом .

В философии Канта выделяется два  периода: 1) докритический и 2) критический.

На первом этапе Кант выступает  материалистом. На втором этапе −  переходит на позиции агностицизма и, во многом, идеализма, сохраняя в  своей философии часть материалистического  учения (признание «вещи в себе», как существующей не зависимо от нас).

 Докритическая философия Канта была сочетанием естественно-научного материализма с философией Лейбница. В 1855г. вышла работа Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». Используя теории Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона, Кант выработал свою космологическую теорию происхождения и развития солнечной системы, согласно которой рассеянные частицы материи в силу притяжения и отталкивания образовали сгущения и центры притяжения. Это не привело к скоплению материи в одном месте, что открыло возможность развития мира. Хотя Кант понимал движение механистически и признавал Бога творцом материи, для своего времени его гипотеза «холодной», разогревающейся космологической системы была прогрессивной.

 Критический период философии  Канта начинается с 1770 года. В  1781 году вышла «Критика чистого  разума», в которой Кант исследовал  возможности самого человеческого  разума в познании. Он, вслед за  Юмом, оказавшим на него большое  влияние, считал, что изучение  возможности познания должно  предшествовать такому познанию  и привести к науке. Кант  ставит вопросы, возможно ли  достоверное знание, то есть необходимое  и всеобщее знание? Как возможна  чистая математика? Как возможно  чистое естествознание? Как возможна  метафизика как наука? То есть  достоверное знание в чисто  теоретическом познании? И отвечает: достоверное знание возможно  и в математике и в естествознании. Научное познание, по Канту, базируется на двух источниках: на опыте, то есть эмпирических данных, и априорных формах чувственности и рассудка. Априорные формы чувственности − это пространство и время. Математика строит свой объект из созерцания пространства − в геометрии − и чистого созерцания времени − в арифметике. Наше познание даёт нам чувственные данные, которые упорядочиваются априорными формами чувственности − пространством и временем, существующими в нас до всякого опыта. Это делает возможной математику как науку. Естествознание, как достоверное знание, как наука возможна благодаря априорным, то есть до опытным формам рассудка – категориям − самым общим понятиям, которых Кант называет 12 (количество: единство, множество, совокупность; качество: реальность, отрицание, ограничение; отношение: субстанция, причинность, взаимосвязь; модальности: возможность, действительность, необходимость .

С помощью данных категорий осуществляется синтез полученных данных опыта, но при  этом именно категории приносят в  мир упорядоченность, закономерность, которые сами носят априорный  характер, то есть существуют независимо от опыта и до всякого опыта.

 Взаимосвязь, причинность и  закономерность по Канту не  объективны, а привнесены априорными формами рассудка в виде данных категорий. Кант встаёт на позицию априоризма. После анализа форм чувственности − пространства и времени, и форм рассудка – категорий, Кант анализирует способности разума. Кант впервые в истории философии делит познавательную деятельность на чувства, рассудок и разум. Раньше выделялась чувственная ступень (восприятия, ощущения и представления) и рациональная (логическая: понятия, суждения и умозаключения). У Канта выделена ещё ступень рассудка, способность которого заключается в логических выводах, то есть способности из суждений строить умозаключения. Рассматривая проблему как возможна метафизика − теоретическое общее знание, он берёт три проблемы старой метафизики: душа как основа всех психических явлений, мир − совокупность причин и следствий, Бог − причина всех явлений. Рассматривая данные три идеи, особенно, вторую, Кант показывает пределы человеческого разума, ограниченность его способностей в познании. Делая анализ второго положения, Кант обнаруживает четыре противоречия, которые он называет антиномиями − неразрешимыми противоречиями, которые он может доказать однозначно

1) Мир имеет своё начало и конец во времени и мир не имеет конца и начала во времени.

2) Мир ограничен в пространстве  и мир бесконечен в пространстве.

3) Мир состоит из бесконечно  делимых частиц материи и мир состоит из неделимых частиц материи.

4) Всё в мире есть реализация  необходимости, и всё совершается  на основе свободы воли.

 

2.Выдающиеся представители немецкой  философии.

а)гносеологические и этические проблемы в философии Канта.

 

Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. Родился он в Восточной Пруссии, городе Кёнигсберге. Отец его был ремесленником с достатком и мечтал, чтобы его сын стал пастором. Кант получил пиетисткое воспитание, которое выразилось и в его творчестве. Пиетистское движение, возникшее на исходе XVII столетия, явилось результатом протеста против духовного застоя и перерождения лютеранской церкви. Пиетисты отвергали обрядность, переносили центр тяжести религии на внутреннею убежденность, знание текстов Священного писания и нравственное поведение. В 1745 г. Кант окончил теологический факультет Кенигсбергского университета и в силу недостатка средств был вынужден в течение девяти лет работать домашним учителем, занимаясь в то же время интенсивными философскими изысканиями. Лишь в 1755 г. он стал преподавателем университета в качестве приват-доцента. В университете он преподавал множество дисциплин и имел энциклопедическую образованность. В 1770 г. он стал профессором, а к концу своей научной и жизненной деятельности деканом, а затем и ректором (1786-1790). В 1797 г. он вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья. Так, скупо и в двух словах можно рассказать о внешней канве жизни великого философа, который безвыездно всю жизнь прожил в Кёнигсберге.

Всю свою жизнь Кант подчинил определенным принципам, от которых никогда не отступал, к таковым относятся  достижение материальной независимости (Кант все считал и жил строго по средствам) и забота о здоровье. Они, конечно, не были самоцелями, но их соблюдение необходимо было для поддержания  работоспособности и творчества. Конечно, здесь мало поэтического, но лишь такой режим жизни позволил Канту выполнить все им намеченное.

Этика И. Канта

И. Кант осуществляет своеобразный переворот  в философии и закладывает  основы понимания философии как  особого рода науки. Пытаясь обосновать новую теорию познания, он выступает  с критикой предшествующих эмпирических теорий XVII - XVIII вв., трактующих познание как некий слепок с бытия. Кант переводит проблему в иную плоскость  и фактически задает гносеологическое направление в философии, которое  рассматривает процесс познания как субъектно-объектное отношение.

Познающий субъект - это не конкретный индивид, а некое абстрактное  представление, концентрирующее в  себе лишь познавательные способности  человека и источники его знания. Совокупность указанных способностей, которые существуют в сознании человека, помогают ему упорядочивать окружающий мир с помощью априорных форм чувственности и разума. Это не значит, что человек не имеет индивидуальных, личностных характеристик, но они не должны играть ведущей роли в процессе познания.

Субъект чувственным образом воспринимает воздействие на него некой вещи, предмета или явления. Это порождает  многообразие ощущений, которые упорядочиваются  с помощью априорных форм созерцания. Но на этом этапе знание остается субъективным. Далее в дело вступает рассудок, который облекает имеющиеся знания в форму понятий, то есть выявляя в них нечто общее. Поэтому в конечном счете лишь познающий субъект, объединяющий восприятие и рассудок, создает единство, которое можно считать знанием.

Соответственно можно дать некоторое  описание различных форм знания.

Так, например, математика опирается  на априорные (то есть внеопытные) формы чувственности, такие, как пространство и время. Иначе говоря, познающий субъект смотрит на мир как бы сквозь призму пространственного и временного расположения. Пространство в данном случае - это априорная форма внешнего чувства, а время - априорная форма внутреннего чувства. Именно такая априорность и определяет возможность существования математических истин, а значит, и математики как науки.

Физика (и другие естественные науки) также опирается на целый ряд  суждений, которые "чисты" в силу своей априорности и "не загрязнены" опытом. Естествознание осуществляется как синтез между априорными суждениями и категориями рассудка. Таким  образом, естествознание возможно, так  как законы опыта берутся из рассудка, который опять же интерпретирует природу соответствующим образом. Понимание философии подвергается Кантом критике, так как оно базируется не на схемах рассудка, а на принципах  психологии (субъективности переживания), космологии и теологии. Одновременно Кант "расчищает" место для  нового понимания философии как  особого рода науки, формулируя ее принципы и критерии. Философия - это особая наука, которая не может быть сведена  только к чистому знанию. Философия  должна исследовать фундаментальные цели человеческого разума, и в этом смысле она имеет абсолютную ценность и придает ценность другим знаниям, пронизывая и пропуская их через себя, что позволяет ей выступать как учению о мудрости.

Информация о работе Немецкая классическая философия