Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:15, контрольная работа
Немецкая классическая философия − это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872) и выражала идеологические взгляды прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений. Немецкая классическая философия − это своеобразное обобщение опыта буржуазных революций. Отсюда − компромиссные тенденции и стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно – теоретической, или абстрактно – чувственной .
Введение.
Немецкая классическая философия
− это значительнейший этап в
развитии философской мысли и
культуры человечества. Она представлена
философским творчеством
Каждый из представителей этого этапа создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется и общими чертами.
Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм.
1.Особенности и главные черты немецкой классической философии.
Характерными особенностями немецкой классической философии можно назвать следующие .
1) Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.
2)Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма − антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.
3) Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг − натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4) Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика − это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не - Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него − становящийся, развивающийся дух.
Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. − в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.
Вся классическая немецкая философия
дышит диалектикой. Особо надо сказать
о Фейербахе. До последнего времени
в советской философии данная
Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха
к диалектике Гегеля трактовалась как
отрицание Фейербахом всякой диалектики
вообще. Однако следует разделить
этот вопрос на две части: первое −
отношение Фейербаха не к диалектике
только, а в целом к философии
Гегеля; второе − Фейербах действительно,
критикуя гегелевскую систему
5) Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.
Этапы и характерные черты немецкой классической философии. Представители.
Родоначальником немецкой
В философии Канта выделяется два периода: 1) докритический и 2) критический.
На первом этапе Кант выступает
материалистом. На втором этапе −
переходит на позиции агностицизма
и, во многом, идеализма, сохраняя в
своей философии часть
Докритическая философия Канта была сочетанием естественно-научного материализма с философией Лейбница. В 1855г. вышла работа Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». Используя теории Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона, Кант выработал свою космологическую теорию происхождения и развития солнечной системы, согласно которой рассеянные частицы материи в силу притяжения и отталкивания образовали сгущения и центры притяжения. Это не привело к скоплению материи в одном месте, что открыло возможность развития мира. Хотя Кант понимал движение механистически и признавал Бога творцом материи, для своего времени его гипотеза «холодной», разогревающейся космологической системы была прогрессивной.
Критический период философии
Канта начинается с 1770 года. В
1781 году вышла «Критика чистого
разума», в которой Кант
С помощью данных категорий осуществляется синтез полученных данных опыта, но при этом именно категории приносят в мир упорядоченность, закономерность, которые сами носят априорный характер, то есть существуют независимо от опыта и до всякого опыта.
Взаимосвязь, причинность и закономерность по Канту не объективны, а привнесены априорными формами рассудка в виде данных категорий. Кант встаёт на позицию априоризма. После анализа форм чувственности − пространства и времени, и форм рассудка – категорий, Кант анализирует способности разума. Кант впервые в истории философии делит познавательную деятельность на чувства, рассудок и разум. Раньше выделялась чувственная ступень (восприятия, ощущения и представления) и рациональная (логическая: понятия, суждения и умозаключения). У Канта выделена ещё ступень рассудка, способность которого заключается в логических выводах, то есть способности из суждений строить умозаключения. Рассматривая проблему как возможна метафизика − теоретическое общее знание, он берёт три проблемы старой метафизики: душа как основа всех психических явлений, мир − совокупность причин и следствий, Бог − причина всех явлений. Рассматривая данные три идеи, особенно, вторую, Кант показывает пределы человеческого разума, ограниченность его способностей в познании. Делая анализ второго положения, Кант обнаруживает четыре противоречия, которые он называет антиномиями − неразрешимыми противоречиями, которые он может доказать однозначно
1) Мир имеет своё начало и конец во времени и мир не имеет конца и начала во времени.
2) Мир ограничен в пространстве
и мир бесконечен в
3) Мир состоит из бесконечно делимых частиц материи и мир состоит из неделимых частиц материи.
4) Всё в мире есть реализация
необходимости, и всё
2.Выдающиеся представители
а)гносеологические и этические проблемы в философии Канта.
Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. Родился он в Восточной Пруссии, городе Кёнигсберге. Отец его был ремесленником с достатком и мечтал, чтобы его сын стал пастором. Кант получил пиетисткое воспитание, которое выразилось и в его творчестве. Пиетистское движение, возникшее на исходе XVII столетия, явилось результатом протеста против духовного застоя и перерождения лютеранской церкви. Пиетисты отвергали обрядность, переносили центр тяжести религии на внутреннею убежденность, знание текстов Священного писания и нравственное поведение. В 1745 г. Кант окончил теологический факультет Кенигсбергского университета и в силу недостатка средств был вынужден в течение девяти лет работать домашним учителем, занимаясь в то же время интенсивными философскими изысканиями. Лишь в 1755 г. он стал преподавателем университета в качестве приват-доцента. В университете он преподавал множество дисциплин и имел энциклопедическую образованность. В 1770 г. он стал профессором, а к концу своей научной и жизненной деятельности деканом, а затем и ректором (1786-1790). В 1797 г. он вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья. Так, скупо и в двух словах можно рассказать о внешней канве жизни великого философа, который безвыездно всю жизнь прожил в Кёнигсберге.
Всю свою жизнь Кант подчинил определенным
принципам, от которых никогда не
отступал, к таковым относятся
достижение материальной независимости
(Кант все считал и жил строго
по средствам) и забота о здоровье.
Они, конечно, не были самоцелями, но их
соблюдение необходимо было для поддержания
работоспособности и
Этика И. Канта
И. Кант осуществляет своеобразный переворот
в философии и закладывает
основы понимания философии как
особого рода науки. Пытаясь обосновать
новую теорию познания, он выступает
с критикой предшествующих эмпирических
теорий XVII - XVIII вв., трактующих познание
как некий слепок с бытия. Кант
переводит проблему в иную плоскость
и фактически задает гносеологическое
направление в философии, которое
рассматривает процесс познания
как субъектно-объектное
Познающий субъект - это не конкретный индивид, а некое абстрактное представление, концентрирующее в себе лишь познавательные способности человека и источники его знания. Совокупность указанных способностей, которые существуют в сознании человека, помогают ему упорядочивать окружающий мир с помощью априорных форм чувственности и разума. Это не значит, что человек не имеет индивидуальных, личностных характеристик, но они не должны играть ведущей роли в процессе познания.
Субъект чувственным образом
Соответственно можно дать некоторое описание различных форм знания.
Так, например, математика опирается на априорные (то есть внеопытные) формы чувственности, такие, как пространство и время. Иначе говоря, познающий субъект смотрит на мир как бы сквозь призму пространственного и временного расположения. Пространство в данном случае - это априорная форма внешнего чувства, а время - априорная форма внутреннего чувства. Именно такая априорность и определяет возможность существования математических истин, а значит, и математики как науки.
Физика (и другие естественные науки)
также опирается на целый ряд
суждений, которые "чисты" в силу
своей априорности и "не загрязнены"
опытом. Естествознание осуществляется
как синтез между априорными суждениями
и категориями рассудка. Таким
образом, естествознание возможно, так
как законы опыта берутся из рассудка,
который опять же интерпретирует
природу соответствующим