Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:53, реферат
Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1893 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербаха видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия, возникают по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, по средством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Немецкий философ Людвиг
Фейербах (1804 – 1872 гг.) первоначально
увлекался философией Гегеля, однако
уже в 1893 году подверг ее резкой критике.
С точки зрения Фейербаха, идеализм
есть не что иное, как рационализированная
религия, а философия и религия
по самому их существу, считает Фейербах,
противоположны друг другу. В основе
религии лежит вера в догматы,
тогда как в основе философии
– знание, стремление раскрыть действительную
природу вещей. Поэтому первейшую
задачу философии Фейербаха видит
в критике религии, в разоблачении
тех иллюзий, которые составляют
сущность религиозного сознания. Религия
и близкая к ней по духу идеалистическая
философия, возникают по мнению Фейербаха,
из отчуждения человеческой сущности,
по средством приписывания Богу тех
атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку. «Бесконечная
или божественная сущность, - пишет
Фейербах в сочинении «Сущность
христианства», - есть духовная сущность
человека, которая, однако, обособляется
от человека и представляется как
самостоятельное существо». Та
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы.
В этом утверждении –
суть антропологизма Фейербаха. В центре
его внимания – не отвлеченное
понятие материи, как, например, у
большинства французских
Критикуя трактовку познания
предшествующими немецкими
Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания выражается
в том, что он по новому интерпретирует
само понятие «объект». По Фейербаху,
понятие объекта первоначально
формируется в опыте
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям.
Антропологизм Фейербаха возник как реакция прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения «абсолютного духа». Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ