Немецкий философ Л.Фейербах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1893 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербаха видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия, возникают по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, по средством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Файлы: 1 файл

Немецкий философ Людвиг Фейербах.docx

— 18.29 Кб (Скачать файл)

 

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) первоначально  увлекался философией Гегеля, однако уже в 1893 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная  религия, а философия и религия  по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии  – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую  задачу философии Фейербаха видит  в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия  и близкая к ней по духу идеалистическая  философия, возникают по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, по средством приписывания Богу тех  атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. «Бесконечная или божественная сущность, - пишет  Фейербах в сочинении «Сущность  христианства», - есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как  самостоятельное существо».  Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога – человек – рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.

Согласно Фейербаху, для  освобождения от религиозных заблуждений  необходимо понять, что человек –  не творение Бога, а часть – и  притом наиболее совершенная – вечной природы.

В этом утверждении –  суть антропологизма Фейербаха. В центре его внимания – не отвлеченное  понятие материи, как, например, у  большинства французских материалистов, а человек как психофизическое  единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую  трактовку, при которой человек  рассматривается прежде всего как  духовное существо, сквозь призму знаменитого  картезианского и фихтеанского «Я мыслю». Согласно Фейербаху, тело в его целостности  как раз и составляет сущность человеческого Я; духовное начало в человеке не может быть отдельно от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него – не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя трактовку познания предшествующими немецкими философами и будучи недоволен абстрактным  мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как  сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через  органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной  реальностью. С помощью органов  чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния  других людей; не признавая никакой  сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто  отвлеченного познания с помощью  разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип  Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это  другой человек, Ты. Именно любовь к  другому человеку есть путь к признанию  его объективного существования, а  тем самым к признанию существования  вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает  альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому  философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви  к другим людям.

Антропологизм Фейербаха  возник как реакция прежде всего  на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой  степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным  моментом, который надлежало полностью  преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения «абсолютного духа». Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в  большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое  от человека неотъемлемо.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Фролов И.Т., Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
  2. Радугин А.А., Философия: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003.

 


Информация о работе Немецкий философ Л.Фейербах