Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:22, доклад
Неофрейдизм – это направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоаналитическое учение З. Фрейда. Выделяют несколько поколений неофрейдистов, которые оставили весомый след в науке.
К.Г. Юнг. Также как и Фрейд считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные («плохие») импульсы, но и здоровые стремления.
a) Концепция компенсации у А.Адлера.
b) Понятие коллективного бессознательного у К.Г. Юнга. Что такое архетип? Что такое символ?
Неофрейдизм –
это направление в психологии,
представители которого так или
иначе опираются на психоаналитическое
учение З. Фрейда. Выделяют несколько
поколений неофрейдистов, которые
оставили весомый след в науке.
К.Г. Юнг. Также
как и Фрейд считал разрядку напряжения
основным механизмом мотивации. Однако,
в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что организм
стремится к самореализации. Общество
подавляет не только сексуальные («плохие»)
импульсы, но и здоровые стремления. Одним
из наиболее известных понятий в концепции
Юнга является коллективное бессознательное,
которое содержит опыт всего человечества,
мудрость веков, накопленную за всю историю
и передающуюся от поколения к поколению.
Коллективное бессознательное является
основой индивидуального бессознательного,
которое играет существенную роль в поведении
индивида.
А. Адлер. Рассуждения
ученика, а в последствии оппонента Фрейда
выглядят примерно таким образом. Человек
рождается слабым и беспомощным, переживая
базовое, универсальное чувство неполноценности.
Будучи неприятным чувство неполноценности
вытесняется в область бессознательного
и вместе с тем компенсируется деятельностью
по достижению разного рода успехов –
реальных и мнимых. Так как комплекс неполноценности
продолжает существовать, несмотря ни
на какие достижения личности, он требует
постоянной и все большей компенсации
– сверхкомпенсации (гиперкомпенсации),
порождающий т.н. комплекс превосходства
над другими – обратную сторону комплекса
неполноценности. Стремление к совершенству,
а не к удовольствию (как по Фрейду), по
мнению Адлера является основным принципом
мотивации человека.
a) Концепция компенсации у А.Адлера.
Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался
от понимания бессознательного Фрейда.
Главное понятие – стиль жизни. Закладывается
в детстве. Руководящим началом деятельности
является воля власти. Неудачные поступки,
решения – формируют комплекс неполноценности.
Неполноценность компенсируется через
агрессивность, как стремление доминировать
окружающим.
Адлер создал теорию «Компенсации».
Суть которой состоит в том, что ущербные
или обладающие моральными недостатками
люди, компенсируют это гиперактивностью,
стремлению к власти.
Предметом этой теории является
целостность психической жизни личности.
Основные задачи: Изучение компенсации
неполноценности личности;
Формирование социально полезного стиля
жизни.
Согласно этой теории личность
существует в стремлении к превосходству
и социальном интересе, являющиеся компенсацией
чувства неполноценности. Основные принципы
индивидуальной Психологии – целостность
психической жизни личности, стремление
к превосходству как основная мотивационная
сила в жизни личности, а также социальная
принадлежность человека.
Согласно Адлеру, люди стараются
компенсировать чувство собственной неполноценности,
вырабатывая свой уникальный стиль жизни,
в рамках которого они стремятся к достижению
фиктивных целей, ориентированных на превосходство
или совершенство. Неблагоприятные ситуации
детства, среди которых Адлер особо выделяет
неполноценность органов, чрезмерную
опеку и отвержение со стороны родителей,
способствуют перерастанию чувства недостаточности
в комплекс неполноценности – преувеличение
собственной слабости и несостоятельности.
Второй движущей силой развития
личности является социальный интерес.
С точки зрения Адлера, степень выраженности
социального интереса является показателем
Психического здоровья, его недоразвитие
может стать причиной неврозов, наркомании,
преступности и других социальных и психопатологических
отклонений.
Опираясь на оценку выраженности
социального интереса и степень активности
личности при решении главных жизненных
задач, Адлер выделяет четыре типа установок,
сопутствующих стилю жизни: управляющий,
получающий, избегающий и социально полезный.
Возникновение неврозов, по Адлеру, связано
с ошибочным стилем жизни и недостаточным
развитием социального интереса.
В связи с этим психотерапия
должна быть направлена на коррекцию ошибочного
стиля жизни, устранение ложных целей
и формирование новых жизненных целей,
которые помогут реализовать жизненный
потенциал. Достигаются эти терапевтические
цели через понимание пациента, повышение
его уровня понимания себя и развитие
социального интереса.
------------------------------
Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался
от понимания бессознательного Фрейда.
Главное понятие - стиль жизни. Закладывается
в детстве. Руководящим началом деятельности
является воля власти. Неудачные поступки,
решения - формируют комплекс неполноценности.
Неполноценность компенсируется через
агрессивность, как стремление доминировать
окружающим.
Адлер создал теорию «Компенсации».
Суть которой состоит в том, что ущербные
или обладающие моральными недостатками
люди, компенсируют это гиперактивностью,
стремлению к власти.
Предметом этой теории является
целостность психической жизни личности.
Основные задачи:
1. Изучение компенсации неполноценности
личности;
2. Формирование социально полезного стиля
жизни.
Согласно этой теории личность
существует в стремлении к превосходству
и социальном интересе, являющиеся компенсацией
чувства неполноценности.
Основные принципы индивидуальной психологии - целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.
Согласно
Адлеру, люди стараются компенсировать
чувство собственной
Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.
Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.
Возникновение
неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным
стилем жизни и недостаточным
развитием социального
------------------------------
b) Понятие коллективного бессознательного
у К.Г. Юнга. Что такое архетип? Что такое
символ?
К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником
3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции
психоанализа и создает свою теорию, названную
им аналитической психологией. Центральное
содержание аналитической психологии составляет
учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет
два аспекта -личное (индивидуальное) и
коллективное, и между ними проводится
четкая дифференциация.
Структура личности имеет три части.
1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный
ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает
как центр личности, обусловливающий ее ориентацию
и адаптацию в пространстве, и формируется
прижизненно.
2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сфор-мированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.
3.
Коллективное бессознательное - наболее влиятельная
психическая система, почти полностью
отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума,
содержит в себе воспоминания, унаследованные
от предков в виде скрытых следов памяти
человеческого прошлого: расовую и национальную
историю, а также дочеловеческого, животного
существования. Это общечеловеческий
опыт, характерный для всех рас и народностей.
Бессознательные содержания данных коллективных
образований рассматриваются Юнгом как
возникающие из наследственной структуры
психики и мозга человека. Именно "коллективное
бессознательное" является для швейцарского
психиатра тем резервуаром, где сконцентрированы
все "архетипы". По Юнгу, теория коллективного
бессознательного объясняла и появление
духов в сознании медиума, и распад личности
шизофреника. Раньше говорили об "одержимости
бесами", приходившими в душу извне,
а теперь выясняется, что весь их легион
уже есть в душе. Наше сознательное "Я"
есть один из элементов психики, в которой
имеются более глубокие и древние слои.
Неврозы появляются обычно в кризисные
переходные периоды (не только при переходе
от детства к юности, но и, например, в сорок
лет). Личностное бессознательное, состоящее
из вытесненных "комплексов, забытых,
либо никогда не преодолевавших порога
сознания представлений, – это
результат жизненного пути человека.
Содержания коллективного бессознательного
не просто никогда не входили в сознание,
"они никогда не были индивидуальным
приобретением, но обязаны
своим появлением исключительно наследственности".
Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.
1. Персона (Persona) - роль, предписанная
человеку обществом или
2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.
3. Тень (der Schatten) - это темная
сторона личности, ее животные
инстинкты, унаследованные людьми от
низших форм жизни в ходе эволюции. Она
формирует неприятные и социально неодобряемые
мысли, чувства и действия, которые могут
проявляться в скрытой форме, так как под
маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное
бессознательное.
Идеальное соединение сознания и коллективного
бессознательного совершается через символ.
Символы и ритуалы позволяют ассимилировать
колоссальную психическую энергию архетипов.
Стоит догматам затвердеть в оторванности
от опыта, как появляется опасность прорыва
вод бессознательного, они поднимаются
все выше, грозят захлестнуть сознание.
Человечество всегда стоит на границе
с неподвластными ему силами, готовыми
вторгнуться в наш мир, приняв облик
психической болезни, религиозного фанатизма
или политического безумия. Охраняют
человечество "стены" религиозно-мифологических
символов. Цивилизация, растерявшая своих
богов, свои мифы, по мнению Юнга, обречена,
ибо миф устанавливает жизненные координаты,
придает существованию осмысленный характер.