Неофрейдизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:22, доклад

Описание работы

Неофрейдизм – это направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоаналитическое учение З. Фрейда. Выделяют несколько поколений неофрейдистов, которые оставили весомый след в науке.
К.Г. Юнг. Также как и Фрейд считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные («плохие») импульсы, но и здоровые стремления.

Содержание работы

a) Концепция компенсации у А.Адлера.
b) Понятие коллективного бессознательного у К.Г. Юнга. Что такое архетип? Что такое символ?

Файлы: 1 файл

НЕОФРЕЙДИЗМ.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Неофрейдизм –  это направление в психологии, представители которого так или  иначе опираются на психоаналитическое учение З. Фрейда. Выделяют несколько  поколений неофрейдистов, которые  оставили весомый след в науке.  
К.Г. Юнг. Также как и Фрейд считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные («плохие») импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных понятий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передающуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида.  
А. Адлер. Рассуждения ученика, а в последствии оппонента Фрейда выглядят примерно таким образом. Человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Будучи неприятным чувство неполноценности вытесняется в область бессознательного и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов – реальных и мнимых. Так как комплекс неполноценности продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все большей компенсации – сверхкомпенсации (гиперкомпенсации), порождающий т.н. комплекс превосходства над другими – обратную сторону комплекса неполноценности. Стремление к совершенству, а не к удовольствию (как по Фрейду), по мнению Адлера является основным принципом мотивации человека.

a) Концепция компенсации у А.Адлера. 
Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие – стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти.  Неудачные поступки, решения – формируют комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать окружающим. 
    Адлер создал теорию «Компенсации». Суть которой состоит в том, что ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти. 
   Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи: Изучение компенсации неполноценности личности;  
Формирование социально полезного стиля жизни. 
    Согласно этой теории личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности. Основные принципы индивидуальной Психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека. 
    Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.  
   Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем Психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений. 
     Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный. Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. 
    В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса. 
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие - стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки, решения - формируют комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать окружающим. 
   Адлер создал теорию «Компенсации». Суть которой состоит в том, что ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти.  
     Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи:  
1. Изучение компенсации неполноценности личности; 
2. Формирование социально полезного стиля жизни. 
    Согласно этой теории личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.

Основные  принципы индивидуальной психологии - целостность психической жизни  личности, стремление к превосходству  как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.

Согласно  Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль  жизни, в рамках которого они стремятся  к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности - преувеличение собственной слабости и несостоятельности.

Второй  движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального  интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может  стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.

Опираясь  на оценку выраженности социального  интереса и степень активности личности при решении главных жизненных  задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным  стилем жизни и недостаточным  развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
b) Понятие коллективного бессознательного у К.Г. Юнга.  Что такое архетип? Что такое символ? 
К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.

Структура личности имеет три части.  
1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.

2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сфор-мированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное - наболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческого, животного существования. Это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Бессознательные содержания данных коллективных образований рассматриваются Юнгом как возникающие из наследственной структуры психики и мозга человека. Именно "коллективное бессознательное" является для швейцарского психиатра тем резервуаром, где сконцентрированы все "архетипы". По Юнгу, теория коллективного бессознательного объясняла и появление духов в сознании медиума, и распад личности шизофреника. Раньше говорили об "одержимости бесами", приходившими в душу извне, а теперь выясняется, что весь их легион уже есть в душе. Наше сознательное "Я" есть один из элементов психики, в которой имеются более глубокие и древние слои. 
   Неврозы появляются обычно в кризисные переходные периоды (не только при переходе от детства к юности, но и, например, в сорок лет). Личностное бессознательное, состоящее из вытесненных "комплексов, забытых, либо никогда не преодолевавших порога сознания представлений, – это 
результат жизненного пути человека.   Содержания коллективного бессознательного не просто никогда не входили в сознание, "они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны 
своим появлением исключительно наследственности".

   Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона (Persona) - роль, предписанная  человеку обществом или внутренними  потребностями, это публичная  маска личности, надеваемая в  ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной  сущности.

2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень (der Schatten) - это темная  сторона личности, ее животные  инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.  
 
Идеальное соединение сознания и коллективного бессознательного совершается через символ. Символы и ритуалы позволяют ассимилировать колоссальную психическую энергию архетипов. Стоит догматам затвердеть в оторванности от опыта, как появляется опасность прорыва вод бессознательного, они поднимаются все выше, грозят захлестнуть сознание. Человечество всегда стоит на границе с неподвластными ему силами, готовыми вторгнуться в наш мир, приняв облик 
психической болезни, религиозного фанатизма или политического безумия.  Охраняют человечество "стены" религиозно-мифологических символов. Цивилизация, растерявшая своих богов, свои мифы, по мнению Юнга, обречена, ибо миф устанавливает жизненные координаты, придает существованию осмысленный характер.


Информация о работе Неофрейдизм