Неотомизм, как направление современного католицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:47, реферат

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является подробное рассмотрение неотомизма как направление современного католицизма.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
1.Ознакомление с понятием неотомизм.
2. Рассмотрение основных философских положений неотомизма.
3.Рассмотрение неотомизма как влиятельное течение в философии католицизма.

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 33.72 Кб (Скачать файл)

при правильном употреблении друг друга дополняют.  Это не антиподы, а  два источника одного потока,  два пути,  ведущие к одной и той же цели. Источник веры, в конечном счете - божественное откровение.

Официальная догматическая формула, выражающая томистскую концепцию взаимоотношения  философии  и религии гласит:  "философия

служанка веры". В статье "Католического словаря" записано: Философия, какою её признает неотомизм,  есть и должна быть служанкой веры. Она является ею потому, что она прокладывает дорогу для веры, устанавливает,  например, духовную природу души, бытие Бога и т.д.

Жильсон (французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма, 1884-1978 г., академик, профессор Коллеж де Франси) говорит: "Церковь оказывает неукоснительное сопротивление любой философской реформе,  которая  потребовала  бы  видоизменения

догматической формулы, и она права ...". Папа Лев ХIII утверждает, что "все вещи возникли из ничего в силу божественного  всемогущества, они существуют благодаря его разуму и движимы и направляемы им каждая к предназначенной  ей  цели."  Отсюда  неизбежная непримиримость неотомизма к материализму, отождествляемому с атеизмом.

Тактика неотомистов по отношению к новейшим научным достижениям отличается от их позиции в  отношении  развития  философской мысли.  По  отношению к естественнонаучным открытиям проявляется ныне терпимость и даже готовность к их ассимиляции натурфилософской системой неотомизма. Гонение на научное познание, в соответствии с формулой Экклезианства "многознание  приносит  скорбь"  и прямое придание ученых анафеме осталось в прошлом. Неотомисты заявляют, что они пекутся о "правильном истолковании науки" ; в тоже  время  они стараются частично обновить,  приспособить к науке свои догмы;  направить поток новейших достижений наук о природе в русло богословских интерпретаций.

В наше время нельзя обращаться к ученым,  упорствуя в  своём

непризнании выводов науки.  Томисты теперь признают,  что если бы

философия закрыла глаза на необратимые успехи науки,  она, по утверждению  Жильсона,  была  бы не в состоянии вступить в диалог с

ними, лишила бы себя средств самозащиты в случаи нападения на неё

извне. Приходится теологам искать примирение с наукой, в условиях подъёма научного миропонимания.  Отсюда стремление неотомистов "ассимилировать  общие  выводы  наук применительно к преподаванию теологии". 2-ой Ватиканский  собор  состоялся  в  период с 1962-1965 г.

проведя 168 заседаний. Непосредственно философские вопросы не бы-

ли предметом обсуждения на Соборе.

Папа Иоанн ХХIII,  созвав церковный собор, ставил целью осуществление "аджорнаменто",  т.е.  перестройку католической церкви

применительно к новым историческим условиям.  Важным  документом,

предназначенным для  церковного обновления,  является "Пастырская

конституция об отношении церкви к современному миру". В результате компромисса,  смягчения и устранения первоначальных более радикальных формулировок "Конституция" была принята.

Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их роли в современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признается, что благодаря науке и технике в

современном мире осуществляются коренные преобразования.  Религиозные философы занимаются проблемами естествознания, ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Неотомизм - современная версия томизма, начало которого относится к 1879. Необходимость реставрации томизма была аргументирована появлением множества философских школ, которые, свободно развиваясь, оказывали значительное влияние на сознание католиков, внося в него настроения, противные христианству.

В своей работе "Философ и теология" известный французский томист Этьен Жильсон приводит замечание одного доминиканца в связи с очередным изданием книги под заглавием "Томизм" о том, что доктрина св. Фомы Аквинского принадлежит теологии, также как и доктрина другого средневекового схоласта, св. Бонавентуры. "Из их теологических систем, - говорил доминиканец, - извлекают некоторое число положений, упорядочивают их таким образом, чтобы они походили на философию, и увенчивают авторов званием философов. В действительности же их произведения относятся к теологии, и сами они не что иное, как теологи. Таким образом, в результате получается урезанная теология".

По мнению Этьена Жильсона множество историков, философов и теологов не решаются назвать теологией то, чему они предпочитают давать имя "философия", так как им кажется, что понятия "теология" и "философия" взаимно исключают друг друга. "Если поверить им, - пишет Э. Жильсон, - то чисто философским истинам, зависящим только от разума, нет места в теологии, где все выводы согласуются с верой". Однако такое утверждение неверно. И понять это можно, отыскав подлинный смысл слова "теология", включая сюда вполне определенную концепцию отношения разума и веры, которой обязан придерживаться христианский философ. Обратимся к тому, что говорит в связи с этим в своей книге Э. Жильсон.

Нельзя сомневаться в том, что предметом изучения сверхъестественной теологии является то, что дано в Откровении. Данные в Откровении истины могут быть получены только через веру. Поэтому прав будет тот, кто скажет, что любое теологическое рассуждение отталкивается от веры и, следовательно, законно только для тех, кто верует. Но это только одна сторона вопроса - из того факта, что заключение, опирающееся на веру, не может принадлежать философии, не следует того, что чисто рациональное суждение не может принадлежать теологии. В самой сущности теологии схоластического типа заложено то, что она широко и свободно призывает на помощь философские рассуждения. Чтобы понять эту особенность, надо попытаться разделить вместе со св. Фомой его ощущение абсолютной трансцендентности теологической науки по отношению ко всем прочим наукам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Липская С. А., Философско - антропологический фундамент современного образования/С. А. Липская//http:www.portalus.ru [Электронный ресурс]
  2. Теория обучения: учебное пособие для студентов вузов/под ред. А. П. Андриади.- М.: "Академия", 2010.- 336с.
  3. Бермус, А. П. Модернизация образования. Философия. Политика. Культура/А. Г. Бермус.- М: Общественный издательский центр "Реабилитация", 2008.- 384с.
  4. Кайнова, Э. Б. Философия педагогики/Э. Б. Кайнова.- М.: АПКиППРО, 2007.- 194с.

 

 

 

 


Информация о работе Неотомизм, как направление современного католицизма