Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 11:40, доклад
Неотомизм - наиболее распространённое религиозно-философское течение в современной философии. Особенно влиятельно оно в странах католического вероисповедания: Италии, Испании, Бельгии, Латинской Америке, Франции, ФРГ и других.
Наиболее крупными философами-неотомистами являются Этьен Жильсон(Франция, 1884-1978), Жак Маритен (Франция, 1882-1973),Б. Лотц, де Фриз.Сфера влияния этой философии охватывает более 600 млн. человек. Долговечность философии неотомизма обеспечена хорошо разветвлённой и организованной системой Ватикана.
Неотомизм - наиболее распространённое религиозно-философское течение в современной философии. Особенно влиятельно оно в странах католического вероисповедания: Италии, Испании, Бельгии, Латинской Америке, Франции, ФРГ и других.
Наиболее крупными философами-неотомистами являются Этьен Жильсон(Франция, 1884-1978), Жак Маритен (Франция, 1882-1973),Б. Лотц, де Фриз.Сфера влияния этой философии охватывает более 600 млн. человек. Долговечность философии неотомизма обеспечена хорошо разветвлённой и организованной системой Ватикана.
Философия неотомизма основывается на философском учении Фомы Аквинского (1225-1274), который в свою очередь вошёл в историю философской мысли как систематизатор средневековой западноевропейской схоластики. Опираясь на философию Аристотеля(Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей.), Фома Аквинский создал своё учение, использовав аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения, показав, что он не противостоит католицизму. Его учение - томизм (Фома в латинском варианте - Томмазо) стало преобладающим в средневековой христианской философии.
Центральной темой неотомизма является вопрос о соотношении веры и знания. Религиозное откровение противостоит знанию о мире как «дар божий». Поэтому вопрос неотомизма заключается в соотношении веры и знания сводится в конечном счёте к тому, как соединить естественное и сверхъестественное, мир земной и небесный.
Неотомисты видят заслугу Фомы Аквинского именно в том, что он сумел гармонизировать веру и знание, сказав, что истины веры не противоречат истинам знания.
Итак, религиозная вера и рациональное познание не только не противоречат, но и дополняют друг друга. Источником веры является божественное откровение, источником рационального познания является человеческий разум. Но разум человека – это разум несовершенного существа, он ограничен, поэтому на него нельзя полностью положиться, он способен идти не только по пути истины, но и по пути заблуждения. Есть такие истины, которые человеческий разум не в состоянии постигнуть, они открываются только через откровение и являются тайнами бытия, недоступными разуму.
Поэтому неотомисты выделяют два источника познания: знания, полученные через божественное откровение, и знания, приобретённые усилиями человеческого разума. Эти источники неравноценны, поскольку знания, полученные рациональным путём нуждаются в постоянной корректировке и контроле со стороны веры. Вера поэтому не только расширяет границы знания, но и является конечным критерием истинности знания.
Правило: Итак, истинное знание не может противоречить истинной вере. Но человеческий разум способен и без помощи божественного откровения привести к достоверному познанию бога. Назначение человеческого разума как раз и состоит в том, чтобы доказывать бытие бога. Чтобы разум не впадал в заблуждение, необходимо руководствоваться верой.
Неотомизм охватывает ряд философских дисциплин, ядро которых составляет метафизика, понимаемая как универсальная философская теория бытия. Она делится на общую и частную. (Общая метафизика является наиболее универсальной и ценной из всех философских наук, так как её принципы и положения применимы во всех областях философского знания)Вопрос). Общая метафизика делится на онтологию (учение о бытии) и естественную теологию (философское учение о боге). В свою очередь, частная (прикладная) метафизика представляет собой философское учение о мире и человеке. Частная метафизика состоит из натурфилософии, антропологии, психологии.
Поэтому познание мира и есть познание бога. Оно осуществляется науками, а обобщение и итог подводится философией, изучающей сущность вещей, последние причины и движущие силы бытия.. Философия должна построить такую картину бытия, из которой необходимо вытекало бы положение о том, что создателем и движущей силой всего существующего является бог.
Неотомизм устанавливает строгий иерархический принцип учения.(Согласно которому теология( систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения)образует вершину системы знания, философия располагается посредине, а остальные науки образуют подножие этой пирамиды)Вопрос.
Католические философы проявляют повышенный интерес к проблемам научного познания. Развитие науки и техники в современном мире привели к росту могущества человека в отношении природы. Но приобретя мир, человек потерял душу, забыл бога, его разум болен. Католические философы выступают против преувеличения роли науки, которая приводит к сциентизму и рационализму, то есть к утверждению о том, что истинным познанием мира является исключительно научное познание, что на основе данных науки могут быть решены любые проблемы. Неотомисты доказывают, что научное познание является только приблизительным познанием истины, что достижения науки ограниченны, они постоянно нуждаются в углублении и уточнении. Поэтому научное познание рассматривается неотомистами только как низший вид познания, как познание несовершенное по своему существу.
Принципы
Проблемы онтологии рассматриваются в философии неотомизма через совокупность принципов этого учения. Среди них можно выделить следующие: аналогии, тождества, достаточного основания, финальности, причинности, приоритета бытия перед действием и становлением.
Маритен раскрыл эти принципы:
1)Принциа аналогии : предполагает, что все вещи в мире сотворены по образу и подобию Бога. Следовательно, именно Бог является универсальным основанием, исходя из которого можно возвыситься от конечных, сотворённых вещей до чистого бытия.
2)Принцип тождества показывает, что всякое бытие есть то, чем оно является.
3)Принцип противоречия его дополняет, утверждая, что бытие не тождественно небытию.
4)Принцип финальности раскрывается через категории «возможность» и «акт,т.е действие».
Из принципа финальности вытекает наличие многообразных ступеней бытия, сопричастных божественному Благу.( На первой ступени располагается первоматерия, или ничто. На второй - индивидуальные образования, сформированные материей. Высший предел этого уровня - биологические организмы. Третью ступень образуют существа, обладающие чувственностью. На четвёртой ступени находятся интеллектуальные способности. Выше человека в иерархии творения находятся лишь бесплотные ангелы)Вопрос.
5)Завершает иерархию принципов - принцип причинности, гласящий, что всё имеет свою причину. Здесь неотомизм пытается уйти от крайних форм провиденциализма.
Познание осуществляется в соответствии с принципом аналогии, поскольку обо всём божьем мы можем судить по аналогии с вещами конечного, земного мира.
Познание есть способность нематериальной души. Неотомисты выделяют 3 рода познания: чувственное познание, подлинное познание и аналогичное познание. Самой низшей ступенью познания является, конечно, чувственное познание, оно обусловлено несовершенством человека. Разумное познание является подлинным познанием, а аналогичное познание относится к познанию абсолютного бытия и исходит из познания конечного сущего. Степень совершенства познания определяется неотомистами в зависимости от степени его связанности с материей: чем менее познающий субъект связан с материей, тем совершеннее доступное ему познание.
Место человека: Человек занимает среднее положение между телесными вещами, в которых «формы» поглощены материей, и чистыми духами, ангелами, освобождёнными от всякой материи.
Таким образом вся философия неотомистов заключается в соотношении веры и знания( как я и говорила ранее), о их непротиворечии друг друга, а взаимному дополнению для достижения совершенного познания бытия. Но неотомисты делают вывод, что научное познание может претендовать лишь на практическую полезность. Научное познание поэтому должно быть дополнено более глубоким и всеохватывающим познанием. Наука не только не может руководить человеком в решении его жизненных проблем, но сама нуждается в руководстве. Неотомисты признают за современной наукой многие достоинства. Научное познание носит объективный характер, его результатом являются общезначимые истины, которые могут быть проверены и подтверждены. Достижением науки является и то, что она не только описывает, но и объясняет факты, удовлетворяя потребность человека вникнуть в суть бытия. Но при этом ничто не может натолкнуть нас на то, что научные истины - единственные., потому что всякая сущность идеальна, духовна по своей природе, а потому превосходит возможности опыта и чувственного познания. Она доступна лишь абстрактному мышлению через божественное откровение. Опытное научное познание ничего не может сказать о сверхчувственном, оно только способно подвести к его границам. Над всеми науками ставится философия, как обладающая самой глубокой истиной, знанием сущности бытия. С точки зрения неотомизма, в функции философии входит не только доказательство бытия бога, но и руководство науками. А в качестве критерия истинности тех или иных положений науки в конечном счёте берутся религиозные догмы.
Так как за всем бытием стоит Бог, а точнее он и олицетворяет собой все сущее, то истины божественного откровения должны служить ориентиром и нормой человеческого познания действительности.