Нижегородская
государственная сельскохозяйственная
академия
Экономическое
отделение
Политология
и социология
Реферат на
тему:
Никколо Макиавелли
Выполнил: студент(ка) 4 курса
Группа
№ 46
заочного факультета
специальность:
Экономика и управление
на предприятий АПК
Бердышева
И.И.
Проверил:
Нижний
Новгород
Введение.
Целью нашего исследования
является рассмотрение политико-правового
учения Николо Макиавелли, итальянского
политического деятеля историка и писателя,
определение основных принципов его концепции.
При этом должна учитываться та историческая
эпоха, в которой итальянский мыслитель
создавал свои произведения. Политическая
философия Макиавелли носит научный характер,
основана на его собственном деловом опыте
и ставит своей целью указать средства
для достижения намеченных целей, безотносительно
к тому, признаются ли эти цели хорошими
или дурными. Когда при случае Макиавелли
решается назвать те цели, которые ему
самому представляются желательными,
они оказываются достойными нашего всеобщего
одобрения. Во многом традиционное злословие,
которое неотделимо от имени Макиавелли,
обязано негодованию лицемеров, ненавидящих
откровенное признание в совершенном
зле. Конечно, в учении Макиавелли остается
немало такого, что действительно заслуживает
осуждения, но в этом он является выражением
своего века. Подобная интеллектуальная
честность в вопросах, касающихся политической
бесчестности, едва ли была бы возможна
в какое-либо иное время и в какой-либо
иной стране среди людей, обязанных своим
теоретическим образованием, а практической
выучке - войнам мелких государств, которые
в Италии эпохи Возрождения составляли
политическое окружение индивидуального
гения.
Биография: Никколо Макиавелли (1469 - 1527)
Никколо Макиавелли родился
3 мая 1469 года в семье юриста. Его отец,
Бернардо Макиавелли, получал также небольшой
доход от своих земельных участков. Мать
Никколо - донна Бартоломеа, была женщиной
религиозной, она сочиняла гимны и канцоны
в честь Девы Марии и пела в хоре в церкви
Санта Тринита.
В семь лет Никколо поступил в школу магистра
Маттео, затем его отдали в городскую школу.
К концу обучения он очень хорошо знал
латынь и прошел курс латинской стилистики.
Средний достаток семьи Макиавелли не
позволил Никколо поступить в университет.
Его учителями стали древние авторы Тит
Ливии, Тацит, Цицерон, Цезарь, Вергилий,
Светоний, Овидий, а также Тибулл и Катулл.
По-видимому, Бернардо Макиавелли ознакомил
сына с основами юридической науки и практики.
18 февраля 1498 года Макиавелли баллотировался
на пост секретаря второй канцелярии республики
и был побежден кандидатом партии монаха-доминиканца
Савонаролы. Но уже в апреле партия Савонаролы
потерпела крах, а сам доминиканец 23 мая
был казнен на площади Синьории.
Через пять дней после этого события Макиавелли,
победив кандидата от партии Медичи, был
намечен, а 18 июня утвержден секретарем
второй канцелярии; 14 июля ему была также
доверена канцелярия комиссии Десяти,
ведавшая иностранными и военными делами.
Очень скоро флорентийская Синьория убедилась
в том, что не ошиблась в своем выборе.
29-летний Никколо Макиавелли успешно справлялся
со своими обязанностями. За четырнадцать
лет он составил тысячи дипломатических
писем, донесений, правительственных распоряжений,
военных приказов, проектов государственных
законов; совершил тринадцать дипломатических
и военно-дипломатических поездок с весьма
сложными поручениями к различным итальянским
государям и правительствам республик,
к папе, императору и четырежды к французскому
королю; как секретарь комиссии Десяти
он был организатором и участником военных
кампаний и инициатором создания республиканского
ополчения.
Тучи над Италией сгущались. В октябре
1499 года французские войска вошли в Милан,
а в начале следующего года его правитель
Лодовико Моро был пленен и увезен во Францию.
Судьба итальянских государств теперь
зависела от Людовика XII, к которому Флорентийская
республика в июле 1500 года и направила
дипломатическую делегацию в составе
Никколо Макиавелли и Франческо Каза.
Раньше вопрос о Пизе решала Флоренция,
отныне его решал французский двор, требовавший
огромных денег за военную помощь. Макиавелли
не принадлежал к числу парадных послов,
которых посылали в торжественных случаях,
а был оратором-дипломатом, который, по
его собственному выражению, «готовит
пути Господу» и, не имея «средств и веса»,
добивается всего своими талантами и умом.
Великий флорентиец не только выполнял
официальные инструкции, но внимательно
наблюдал и оценивал обстановку, людей,
обычаи. Макиавелли посетил Лион, Невер,
Мелея, Париж. Его сообщения флорентийской
Синьории были не менее важны, чем ведение
переговоров. «Французы ослеплены своим
могуществом, - писали Макиавелли и Каза,
- и считаются лишь с теми, кто обладает
оружием или готов давать деньги».
Вскоре Каза заболел, и Макиавелли остался
единственным представителем республики
при дворе. Он не только изучал французскую
политику, но и пытался оказать на нее
влияние. Когда однажды кардинал Руанский
заявил, что итальянцы ничего не понимают
в военном деле, Макиавелли ответил ему,
что «французы ничего не понимают в политике,
так как если бы понимали, то не позволили
бы папству достичь такого могущества».
Совет флорентийца заставил французский
двор серьезнее относиться к политике
папства.
В1502 году Макиавелли встретился с Цезарем
Борджа - герцогом Валентине, который произвел
на него сильное впечатление - жестокий,
хитрый, не считающийся с какими-либо нормами
морали, но смелый, решительный и проницательный
правитель. Он не идеализировал Цезаря
Борджа, а изучал его действия, когда тот
пытался подчинить и объединить целые
области Италии. Макиавелли еще несколько
раз встречался с этим героем шпаги и отравленного
вина, и в своих донесениях отмечал качества
этого государственного деятеля, достойные
послужить материалом для теоретических
обобщений.
Вместе с епископом Вольтерры Франческо
Содерини Макиавелли прибыл в захваченный
Цезарем Борджа Урбино. Содерини и Макиавелли
были приняты в два часа ночи 24 июня 1502
года. Их общее впечатление было изложено
в донесении: «Герцог так смел, что самое
большое дело кажется ему легким. Стремясь
к славе и новым владениям, он не дает себе
отдыха, не ведает усталости, не признает
опасностей.
Он приезжает в одно место прежде, чем
успеешь услышать о его отъезде из другого.
Он пользуется расположением своих солдат
и сумел собрать вокруг себя лучших людей
Италии. Кроме того, ему постоянно везет.
Все это вместе взятое делает герцога
победоносным и страшным». Этот портрет
военачальника и политика можно считать
первым наброском знаменитого трактата
«Государь», законченного Макиавелли
в 1513 году.
В сентябре 1502 года во Флорентийской республике
была введена должность пожизненного
гонфалоньера, которым стал Пьеро Содерини,
брат епископа Вольтерры, ездившего в
Урбино вместе с Макиавелли. Он был главой
Синьории, имел право законодательной
инициативы и вмешательства в судебные
дела. Содерини был хорошим оратором, но
не обладал какими-либо значительными
дарованиями. От имени комиссии Десяти
Макиавелли поспешил уведомить нового
гонфалоньера об избрании и выразил надежду
на успешную его деятельность. Вскоре
Макиавелли приобрел неограниченное доверие
Содерини, стал его постоянным советчиком.
Хотя второй канцлер республики и был
первым человеком при главе правительства,
он продолжал выполнять сложные дипломатические
поручения, так как никто не мог точнее
и вернее оценить политическую атмосферу
в чужой стране и дать характеристику
ее деятелям.
Поэтому в трудные моменты итальянской
и европейской истории именно Макиавелли
посылали в другие государства и чужие
страны.
Выполняя многочисленные и сложные обязанности,
Макиавелли не превратился в занудного
чиновника. Он обладал живым, общительным
характером, любил хорошо одеваться и
не жалел на это денег, даже когда их было
не слишком много. Особенно заботился
он о своей одежде, когда представлял республику
перед чужеземными государями. Он был
остроумным и любил повеселиться, и на
вечеринках, которые иногда устраивали
члены комиссии Десяти, всегда оказывался
душой компании.
Макиавелли женился в тридцать три года
на Мариетте Корсини, в тридцать четыре
- стал отцом первого ребенка. Он очень
заботился о семье, в шутку называя ее
своей «командой».
Многое сделал Макиавелли и как секретарь
военной комиссии Десяти, проявив себя
на этом поприще не только исполнителем,
но и организатором.
В 1512 году произошли драматические события,
которые привели к гибели Флорентийскую
республику и пресекли бурную политическую
деятельность Никколо Макиавелли. 11 апреля
испанское войско захватило Прато, учинив
там беспощадную резню и грабеж. Пьеро
Содерини бежал из Флоренции, где была
восстановлена синьория Медичи; в результате
переворота Макиавелли лишился должности
и был выслан на год из города.
В следующем году был раскрыт антимедичейский
заговор во главе с Боски. Заподозренный
в соучастии Макиавелли в марте 1513 года
был брошен в тюрьму, подвергнут пытке
- ему нанесли шесть ударов плетьми. Он
вышел из заключения только благодаря
амнистии, объявленной в связи с избранием
на папский престол Джованни Медичи, принявшего
имя Льва X. Как неблагонадежному ссыльному
Макиавелли разрешили проживать в принадлежавшем
ему небольшом имении Сант-Андреа в Перкуссино,
расположенном недалеко от Флоренции.
Макиавелли был обречен на вынужденное
бездействие. Однако он готов был служить
только своему государству, а не кому угодно
и где угодно. Об этом свидетельствует
его отказ от приглашения стать секретарем
кардинала Просперо Колонны в 1521 году,
что объяснялось его неприятием папства
и церковников.
Увы, Медичи не доверяли Макиавелли и в
течение пятнадцати лет не допускали его
к политической деятельности.
Макиавелли занялся творчеством. В период
ссылки (1513-1520) он написал «Государя и прочие.
Он не отказывался от незначительных деловых
поручений, вроде поездок в Карпи во францисканский
монастырь.
4 мая 1527 года Рим был захвачен немецкими
ландскнехтами. Флоренция ответила на
это антимедичейским восстанием и восстановлением
республики.
58-летний Макиавелли выдвинул свою кандидатуру
на пост канцлера Флорентийской республики.
Вопрос решился на Большом Совете республики
10 мая 1527 года. Однако годы медичейского
правления сделали свое дело: за Макиавелли
было подано всего 12 голосов, против - 555.
21 июня 1527 года Никколо Макиавелли скончался,
а еще через день его похоронили в церкви
Санта-Кроче, ставшей флорентийским пантеоном.
Рядом с Макиавелли покоятся Микеланджело,
Галилей и другие великие итальянцы.
Политическая деятельность Макиавелли
была прервана драматическими событиями
осени 1502 года - гибелью республики. Макиавелли
был лишен поста и права занимать какую-либо
государственную должность и выслан. Но
эти события не сломили Макиавелли: он
находит в себе силы заняться литературой
и научными исследованиями. Он хотел быть
полезным своей стране книгами.
Одно из своих важнейших произведений
- «Государь» - Макиавелли создал в 1513 году.
Опубликовано же оно было лишь в 1532 году,
уже после смерти автора.
Произведения Макиавелли необходимо
рассматривать как закономерное
выражение его эпохи. Условия, в
которых он жил, определялись противоречиями
в трех сферах: в пределах Флорентийской
республики (необходимость развития
города-государства), внутри Италии (междоусобная
борьба итальянских государств и
папства), в рамках Европы (торговая
конкуренция, участие итальянских
республик в большой европейской
политике).
Каково же было в то время состояние
Италии? Она перестала быть государством.
Все ее части завоевали суверенитет,
многие превратились в сеньории. При
этом строе сохранились внешние
формы республиканского строя, но фактически
города-государства управлялись
представителями одного знатного рода,
передававшего власть по чисто династическому
принципу. Италия превратилась в беспорядочное
смешение независимых государств, внутри
которых по воле случая устанавливалось
монархическое, аристократическое
или демократическое правление.
Италия стала ареной войн, которые
иноземные державы стали вести
за ее земли. Немцы, французы, швейцарцы
постоянно нападали на Италию и грабили
ее. В эти страшные годы и появилось произведение
«Государь» Никколо Макиавелли, к чтению
которого нужно подходить с точки зрения
тех исторических событий.
В своем произведении, вызвавшем
массу споров, Макиавелли не идет на
поводу у тех, кто предлагал умилительный
идеал государя, обладающего лишь
превосходными положительными качествами.
Он рисует картину качеств реалистических,
которыми обладали и обладают реальные
правители. И совет - каким нужно быть
новому государю в реальной жизни - он
дает аргументированно, ссылаясь на действительные
события мировой истории.
Новый Государь по словам Никколо Макиавелли
- это не просто человек, обладающий набором
качеств и свойств, не просто идеальный
образ. Макиавелли основательно, тщательно,
бережно и продуманно выстраивает зримый,
живой и притягательный образ Нового Государя.
Макиавелли обстоятельно рассматривает
такие категории и понятия, как
щедрость и бережливость, жестокость
и милосердие, любовь и ненависть.
Рассматривая щедрость и бережливость,
Макиавелли замечает, что те государи,
которые стремились быть щедрыми, за
короткое время тратили все свои
богатства. После истощения казны
они были вынуждены поднимать
уже существующие и устанавливать
новые налоги, что вело к ненависти
подданных. Поэтому Макиавелли советует
государю не бояться прослыть скупым.
Но тут же автор рассматривает
некоторые возможные ситуации, когда
подобный совет будет не полезен,
а вреден. И, как и в течение
всего произведения, приводит конкретные
исторические факты, иллюстрирующие его
утверждения.
Ведя речь о таких качествах,
как жестокость и милосердие, Макиавелли
сразу же пишет, что «каждый государь
желал бы прослыть милосердным, а
не жестоким». Другое дело, что часто,
для удержания власти, правителю
приходится проявлять жестокость. Если
стране грозит беспорядок, то государь
просто обязан не допустить этого, даже
если придется учинить несколько
расправ. Зато по отношению к многочисленным
подданным эти казни станут актом
милосердия, поскольку беспорядок принес
бы горе и страдания именно им.
Именно из-за этой части произведения
Макиавелли обвинили в призыве к
жестокости и в неразборчивости
в выборе средств. «Государь» является
трактатом о роли, месте и значении
главы государства, а его объявили
пособием для абсолютных монархов и
диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом
жестокости и лицемерия, а исследователем
методов и сущности единовластия.
К тому же обвинители «не замечали»
в той же главе такие слова
автора: «Однако новый государь не
должен быть легковерен, мнителен и
скор на расправу, во всех своих действиях
он должен быть сдержан, осмотрителен
и милостив». Применение жестоких мер
Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных
обстоятельствах.
При этом, как истинный идеолог
буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность
частной собственности, жилища и
семьи граждан. Все остальное
зависит от самого государя, которому
Макиавелли советует опираться только
на то, что зависит от него самого.
Советует государю Макиавелли и
не быть в политике романтиком. Нужно
быть реалистом. Это касается и того,
нужно ли правителю держать данное
им слово. Надо, но только если это не
идет в разрез с интересами его
государства. Государь должен поступать
так, как диктуют ему обстоятельства.
«Итак, из всех зверей пусть государь
уподобится двум: льву и лисе». То есть
пусть он будет силен, как царь
зверей, и в то же время хитер
и изворотлив, как лиса. Макиавелли
призывает государя к бдительности.
Преобладание общих государственных
интересов над частными, общеполитических
целей над любыми другими определяет
характер психологии нового государя.
Много внимания уделяет Макиавелли
отношениями нового государя с народом.
Прежде всего, он предупреждает, чтобы
правитель не совершал поступков, которые
могли бы вызвать ненависть или презрение
подданных. Государь может вызвать презрение
к себе непостоянством, легкомысленностью,
изнеженностью, малодушием.
Именно в этой главе Макиавелли
ясно формулирует неприкосновенность
частной собственности. Государю ни
в коем случае не следует нарушать
эти священные права, так как
это быстрее, чем что-либо, приведет
к ненависти к правителю со
стороны народа.
Правителю, по утверждению автора
«Государя», может грозить лишь две
опасности: извне и изнутри. Против
опасности извне можно защититься
оружием и доблестью. А против
заговоров изнутри есть одно важнейшее
средство - «не быть ненавистным
народу».
Макиавелли четко делит подданных
государя на знать и народ. Он считает
достижение равновесия между этими группами
одной из важнейших задач мудрого правителя.
Причем небезосновательно считает, что
народ гораздо большая сила, чем знатные
подданные.
Макиавелли учил не только устанавливать
власть, но и придавал большое значение
тому, как эту власть сохранить. Советы
автор дает не отвлеченные, а подтвержденные
реальными историческими событиями.
В вопросе сохранения власти после
ее завоевания Макиавелли рассматривает
большое количество подходящих способов:
выбор друзей и советников, постройка
или, наоборот, разрушение крепостей, содержание
армии и т.д.
Почитание и уважение государя подданными
- одно из главных условий сохранения
им власти в стране. «Ничто не может
внушить к государю такого почтения,
как военные предприятия и
необычайные поступки», - утверждает
Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный
кодекс поведения и действий нового
государя, которые должны быть направлены
на повышение его авторитета внутри
страны и за рубежом, на прославление
его имени, добродетелей и доблестей.
«Государя уважают также, если он открыто
заявляет себя врагом или другом», то
есть не колеблется, если нужно выступить
за или против. Макиавелли рисует многосторонний
облик нового государя.
Не обходит автор стороной и
такой важный вопрос, как советники
правителя - его ближайшее окружение.
Хороши они или плохи, «зависит от
благоразумия государей». Именно то, каких
людей правитель приближает к
своей особе, говорит о его
мудрости. Макиавелли считает, что первая
ошибка или, наоборот, первая удача
правителя, это выбор советников.
Выбрав хороших советников, государь
должен стараться удержать их преданность
с помощью богатства и почестей.
В одной из глав своего произведения
Макиавелли пытается предостеречь государя
от льстецов. Уберечься от них, не попасть
под их влияние, не потеряв почтения,
не так просто, как кажется.
Макиавелли опровергает и распространенное
мнение, что мудрость государя во многом
зависит от добрых советов. Это не
так, наоборот, «государю, который сам
не обладает мудростью, бесполезно давать
благие советы».
Наделяя нового государя неограниченной
властью, Макиавелли, в строгом соответствии
с этим, возлагает на него всю
ответственность за состояние государства,
за сохранение и укрепление власти.
Меньше полагаться на судьбу советует
автор правителю, а больше уделять
внимание правлению, мудрому и умелому.
Государь должен рассчитывать прежде
всего на свое умение управлять государством
и на созданное войско, а не на судьбу.
Хотя Макиавелли и признает, что
судьба «повинна» в половине происходящих
событий, однако вторую половину он отдает
в руки человека.
Не раз и не два, в различных
главах различной тематики, Макиавелли
возвращается к вопросу о войске
государя. Любое войско можно отнести,
по его мнению, к одной из четырех
групп: собственное, наемное, союзническое
и смешанное. И постоянно, рассматривая
различные исторические ситуации, автор
приходит к выводу, что наемные
и союзнические войска опасны для
правителя. Макиавелли считает, что
собственная сильная армия просто
необходима любому правителю, который
не хочет потерять власть. Собственную
армию автор рассматривает «как
подлинную основу любого военного предприятия,
потому что нельзя иметь более хороших
солдат, чем свои».
Одно из самых важных достижений
Макиавелли - вычленение политики в
самостоятельную науку. Политика, согласно
убеждениям Макиавелли, есть символ веры
человека, и поэтому она должна
занимать господствующее положение
в мировоззрении.
Исходя из требований своего времени,
Макиавелли формулирует важную историческую
задачу - создание единого унитарного
итальянского государства. По ходу мысли
Макиавелли приходит к выводу, что
вести народ к построению нового
государства может лишь государь.
Не конкретно-историческая личность, а
нечто отвлеченное, символическое,
обладающее такими качествами, которые
в совокупности своей недоступны
никакому живому правителю. Именно поэтому
Макиавелли большую часть своего
исследования посвящает вопросу: каким
должен быть государь, чтобы выполнить
историческую задачу - построение нового
государства.
Исследование построено строго
логически, объективно. Макиавелли исходит
из реального жизненного опыта и
пытается возводить свои теоретические
построения на фундаменте этого опыта.
«Государь» является живой картиной
того времени.
Все упоминаемые лица произведения
реальны. Современники автора или исторические
деятели выводятся в «Государе»
для того, чтобы что-то доказать или
опровергнуть. В выборе имен, событий,
мест сражений у Макиавелли нет ничего
случайного, все выполняет определенную
функцию.