Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:16, реферат
Экзистенциально-персоналистическая философия Н. А. Бердяева (1874—1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с поисками глубинных основ человеческого существования и смысла истории.
Введение..................................................................................................................3
1. Жизненный путь и этапы творчества...........................................................4
2. Идеи неохристианства......................................................................................6
3. Экзистенциальный метод познания и философствования.......................7
4. Философская антропология и «парадоксальная этика».........................10
5. Историософия и русская идея.......................................................................11
Министерство
образования Калининградской
ГАОУ СПО Колледж предпринимательства
Реферат по философии
Дисциплина: философия
Тема: Николай Бердяев
Содержание
Введение......................
1. Жизненный путь и
этапы творчества..............
2. Идеи неохристианства..........
3. Экзистенциальный метод познания
и философствования..............
4. Философская антропология и «парадоксальная
этика»........................
5. Историософия и русская идея..........................
Введение.
Экзистенциально-
Жизненный путь и этапы творчества.
Н. А. Бердяев родился
в Киеве в дворянско-
Неудивительно, что
уже в ранней юности Бердяев порвал
с традиционным патриархально-
Еще до встречи с марксистами у него определились симпатии к социализму, но обоснование ему он давал этическое. В марксизме его «более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив». Особенная чувствительность к марксизму осталась у Бердяева на всю жизнь: «Маркса я считал гениальным человеком и считаю и сейчас».
В 1901 г. Бердяев
был отправлен на три года в
административную ссылку в Вологду.
Накануне ссылки у него начался духовный
кризис. Сочинения Достоевского, Толстого,
Ибсена, Ницше, общение с Л. Шестовым
и другими немарксистскими
Переехав в 1904 г. в Петербург; Бердяев вошел в редакцию журнала «Новый путь», а в 1905 г. вместе с С. Н. Булгаковым руководил журналом «Вопросы жизни». В эти годы произошла встреча «идеалистов», пришедших из «легального марксизма», с представителями культурно-духовного движения, получившего название «новое религиозное сознание» (Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Иванов, А. Белый, Л. Шестов и др.). На религиозно-философских собраниях деятелей русской культуры и представителей православной церковной иерархии напряженно обсуждались вопросы обновления христианства, культуры, внутренней жизни личности, соотношения «духа» и «плоти» и т. д.
В 1908 г. Бердяев
переехал в Москву и активно включился
в работу Религиозно-философского общества
памяти Вл. Соловьев, Обозначившийся у
него еще ранее интерес к
Будучи одним из активных участников и теоретиков движения «нового религиозно го сознания», Бердяев по многим принципиальным мировоззренческим вопросам не был согласен с другими представителями движения, никогда целиком не сливался ним. Он считал себя «верующим вольно думцем».
В 1909 г. Бердяев
выступил соавтором книги «Вехи.
Сборник статей о русской интеллигенции»,
вызвавшей широкий резонанс в
Рос сии (здесь была опубликована
его статья «Философская истина и
интеллигентская прав да»). В атмосфере
надвигающихся мировых
Октябрьскую революцию
Бердяев воспринял как
Во время пребывания
в Берлине Бердяев основал
Религиозно-философскую
В эмиграции были написаны наиболее важные для понимания его собственно философских взглядов труды: «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927—1928), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947), «Царство Духа и царство Кесаря» (1949) и др.
В зарубежный период Бердяев оставался одним из видных теоретиков русской идеи. Подвергая резкой критике «большевизацию» России, подавление в ней свободы и т. д., он в то же время стоял на патриотических позициях, верил в лучшее будущее своей родины. Особенно это проявилось в годы второй мировой войны и после победы над гитлеровской Германией. Уже на склоне лет Бердяев отмечал, что он, с одной стороны, критически относился ко многому, происходившему в советской России, а с другой — всегда считал , что «нужно пережить судьбу русского народа как свою собственную судьбу», чувствовал потребность «защищать... родину перед миром, враждебным ей». Это не нравилось многим из «непримиримых» эмигрантов. Отношения Бердяева с русской эмиграцией складывались трудно и противоречиво. Осознавая себя представителем «левого» крыла эмиграции, он конфликтовал с деятелями «правого» крыла, отвергал их призывы «вернуться к старому». В какой-то мере он сочувствовал евразийцам, которые примирились с тем, что в России произошел социальный переворот, и хотели строить новую Россию на ноной социальной почве. Но многое в евразийстве, особенно его «этатический утопизм», было для Бердяева неприемлемо. Поэтому, хотя евразийцы и видели в нем своего идеолога, он себя таковым не считал.
Несмотря на активную
общественно-культурную деятельность
и обширные связи, он чувствовал себя
одиноким, как и всегда. И все
же всем своим творчеством и
Идеи «неохристианства».
К религиозной вере
Бердяев пришел не в результате соответствующего
воспитания, которого в детстве был
лишен, а путем внутреннего опыта,
переживания кризиса
Коренную причину современной потери смысла жизни, считал Бердяев, следует искать в дуализме традиционного религиозного сознания, в разрыве между религией и земными проблемами человечества. Отношение христианства к человеку, отмечает Бердяев, всегда было двойственным. С одной стороны, оно как бы унижает человека, считая его су-существом греховным и падшим, призванным к смирению и послушанию. С другой же стороны, оно необычайно возвышает человека, представляя его как образ и подобие Божье, признавая в нем духовную свободу, независимую от царства Кесаря. Бердяев был убежден, что только эта вторая сторона христианства может служить основой для переоценки ценностей и построения «неохристианского» учения о личности и Боге. Он считал, что Бог никогда не создавал так называемого «мирового порядка», «гармонии» мирового целого, превращающего личность в средство. Бог творит лишь конкретные существа людей в качестве духовно-творческих личностей. Он существует не как некая особая, находящаяся над человеком реальность, а как экзистенциально-духовная встреча с ним. Бог хочет не такого человека, который должен его прославлять, а человека как личность, которая откликается на его призыв к свободе и творчеству и с которой возможно общение в любви.
Божественное обнаруживается не в уни-универсально-общем «миропорядке», а в индивидуальном, в восстании страдающей личности против этого порядка. Бердяев возражал тем теологам, которые утверждали, что только Иисус Христос был Богочеловеком, а не человек как тварное существо. Между тем свойственные человеческой личности свобода и способность к творчеству свидетельствуют именно о проявлении богочеловечности. Конечно, не в том же самом смысле, что и Христос, единственный в своем роде. Но в человеке, являющемся как бы пересечением двух миров, есть божественный элемент. Божественное трансцендентно (потусторонне) человеку и в то же время оно таинственно соединено с человеческим, выступая в богочеловеческом образе.
Бердяев исходил
из того, что «историческое