Николай Кузанский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:53, реферат

Описание работы

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.
Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из особенностей философии Николая Кузанского, представляющих

Файлы: 1 файл

17. Философия Николая Кузанского.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

    Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе  и их диалектической связи соответствует и его гносеологическое представление о предмете познания. "Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения, - утверждает Кузанец, - первое видит то, как он существует в себе, второе - как он познается посредством знаков. Единый объект есть "Сама Возможность".

    Итак, единый и единственный объект познания - пантеистически понятый и истолкованный  бог, трактованный в неразрывном  единстве с чувственно воспринимаемым миром природы.

    Чувственная познавательная способность направлена на "некий чувственный предмет", но это - "тот же объект", но познаваемый "только тем способом, которым он становится известным чувству посредством видимых знаков".

    Эти рассуждения Николая Кузанского содержат постановку проблемы сущности и явления. Интеллектуальным познанием постигается сущность вещей, отождествляемая с "Самой Возможностью" (Бытие-Возможность, Неиное). Максимум в других сочинениях Кузанца, определяющего этими понятиями бога как бесконечную сущность вещей. Поскольку сущность вещей есть бесконечность, в которой совпадают противоположности, процесс познания рассматривается как раскрытие этого совпадения, как восхождение от знания конечных вещей к постижению их бесконечной сущности.

      Вера и знание

    С пантеизмом Николая Кузанского связано  и решение им важнейшего для средневековой и ренессансной философской мысли вопроса о соотношении веры и знания.

    В основе учения Николая Кузанского о  соотношении веры и знания лежит  представление о космосе, природе  как "божественной книге", в которой  бог "раскрывает" себя человеческому знанию, и о боге как "свернутом" начале Вселенной. Поэтому здесь нельзя ограничиться простым приведением высказываний философа о приоритете веры.

    Вера  есть путь постижения бога в нем  самом в "свернутом" виде. Но познание "развернутого" мира, более того, познание бога, в результате чего человеческий разум достигает объекта, переходя от конечных вещей к бесконечной сущности, - есть дело разума, и верой оно заменено быть не может.

    Николай Кузанский еще сформулировал  учения о "двух книгах" (Писания и Природы) как соответственно объектах веры и знания. И именно через познание "книги природы", по Кузанцу, идет путь подлинного разумного знания, не смешиваемый с путем веры. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Основное  содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии. Кузанец, испытавший влияние развивающегося естествознания, а также гуманизма Возрождения, был сам выдающимся представителем естественнонаучной и гуманистической мысли той эпохи.

    Прогрессивное значение его творчества определяется той ролью, которую Кузанец сыграл в истории диалектики.

    Именно  диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло  свое продолжение и развитие в  философии немецкого классического  идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму. Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.

    Именно  понимание бога как "свернутого" и мира как "развернутого" максимума нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы.

    Не  менее важную роль сыграла также  космология Николая Кузанского, базировавшаяся на диалектико-пантеистическом мировосприятии философа. Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.

    Николай Кузанский стоит в одном ряду с гуманистами Возрождения. Один из первых мыслителей этого времени  Кузанский высоко поднял значение личности человека, проповедуя могущество, безграничную способность человеческого ума к познанию. Человек - бог, творец; эта идея гуманиста Николая Кузанского носит, по существу, атеистический характер, ибо несовместима с религиозным представлением о человеке.

    Велика  заслуга Кузанца и в разработке гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазии Кузанец  пытался решить задачу наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.

    Николай Кузанский одним из первых среди  философов высказал мысль о противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть вечное, бесконечное  приближения мышления к объекту", каковым была для него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

    Объективно  идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому  на основании вышесказанного Николая  Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем ранебуржуазной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998
  2. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2009.
  4. Философия. Учебник для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  5. Чанышев А. Н. Фрагменты книги «Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981

Информация о работе Николай Кузанский