Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:03, контрольная работа
Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме.
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское
государственное бюджетное
среднего профессионального
«Промышленно-экономический
(СПб ГБОУ СПО «ПЭК»)
Заочное отделение
Специальность
«Право и организация социального обеспечения»
Контрольная работа
по дисциплине
«Основы философии»
Вариант № 5
Студента группы № 12701
Дутышева Ивана Александровича
Преподаватель - научный руководитель:
Бутенко Виталий Алексеевич
Санкт-Петербург 2013 год
Номинализм и реализм в средневековой философии.
Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.
Характерные особенности представлений
средневековой философии о
Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.
Номинализм и реализм в
Фома Аквинский.
Фома Аквинский (Аквинат) родился в 1225 г. (1226 г.), под Неаполем.
Он принадлежал к
Фома Аквинский был крупнейшим представителем схоластики — господствующего учения в католической церкви и университетах в средние века. Христианство стало стабильной и всепроникающей церковной организацией, нуждавшейся в догматическом, формализованном учении, основанном на авторитете официально признанной интерпретации священных писаний. Схоласты, используя рационалистический и формально-логический подходы, попытались обосновать догматы веры, рационально доказать иррациональные истины.
Учение св. Фомы принадлежит к так называемой зрелой, или поздней, схоластике, которая, не ограничиваясь религиозными догмами, т.е. «суммой теологии», обратилась к анализу повседневной действительности как несовершенных проявлений божественной сути. Следуя здравому смыслу, основываясь на реализме Аристотеля и достижениях римского права, Фома вернулся к античным представлениям о праве и государстве. Он признал значение римского права и трактовку естественного характера государства и тем самым обновил схоластику, хотя рационалистический реализм анализа проблем, обращение к античному наследию представляли угрозу для богословской надстройки и готовили почву для идеологического Возрождения.
Особое значение имеет его учение о многоярусной иерархичной системе права, соединяющее знания о римском праве с патристикой. Основные положения этого учения:
На вершине системы права - «вечный закон» (божественное провидение) - универсальные нормы, не доступные человеческому сознанию и воплощенные в божественном законе, который передается с помощью откровения и содержится в Библии и видениях святых. Чтобы человек мог следовать божественному предопределению, он наделен способностью постигать отдельные максимы вечного закона и на их основе вырабатывать рационалистические принципы, составляющие естественный закон, предписывающий стремиться к самосохранению и продолжению рода. Естественный закон порожден разумом человека, подобно тому, как вечный закон заключен в божественном разуме. Конкретизацией естественного закона является человеческий закон -позитивный императив с меняющимся содержанием, назначение которого силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Фома Аквинский считал, что творить законы - не дело человека. Нормы создает природа, диктует разум, а человек лишь признает и дает им четкую форму.
Каждый из законов - божественный, естественный и человеческий — стремится ввести человека в круг действия вечного закона. Наиболее несовершенен человеческий закон, которому, в случае его несоответствия естественному и божественному законам, можно не повиноваться. Принудительное осуществление такого закона - признак тирании. Во имя религиозной нравственности Аквинский одобрял неповиновение тиранам — вплоть до восстания, если тиран заставляет совершать акты, противоречащие вере, но любое выступление против законных властей он считал смертным грехом.
По Аквинскому, государство - объединение людей в политическое общество, следование велению естественного закона, разума. Человек - животное политическое, он стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей. Интересы человека шире семейного круга. Семья не обеспечивает безопасности, порядка, полного удовлетворения материальных и духовных запросов. Для этого нужно общество, объединяющее разных людей, которые взаимно дополняют друг друга. Фома не исключает общественного договора в качестве способа создания государства.
Цель государства - общее благо — как материальное, так и духовное. Духовное для христианина важнее. Обеспечение минимума материального благосостояния всем членам общества необходимо для добродетельной жизни. Политическое общество предполагает наличие власти. Она существует сама по себе, т.е. не установлена другой властью. Принцип власти божествен, но ее установление и использование может противоречить божественным предначертаниям.
Анализируя формы государства, Аквинский выделяет три чистые, правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три извращенные (тирания, олигархия, демагогия или демократия). Принцип деления на формы - отношение к общему благу.
Лучшей из форм он считает монархию, т.к. власть царя напоминает власть Бога, однако, видит сложность удержания монархии от тирании - худшей из форм. Поэтому он считал, что на практике предпочтительнее смешанная форма с преобладанием монархического элемента.
По вопросу о соотношении церкви и государства Фома придерживался представлений о верховенстве церковной власти, но в умеренных формах. Две власти соотносятся, как душа и тело. Духовная власть выше светской, материальной - Король, повинный в ереси, может быть смещен, папа может освободить подданных от обязанности повиноваться государю, согрешившему против веры.
Рассуждая о собственности, Фома приспосабливает эгалитаризм ранних христиан ко времени, когда церковь стала владеть огромными богатствами. Собственность рассматривалась как дар Бога человеку, которым следует пользоваться, все время чувствуя свою ответственность перед дарителем. Церковное имущество - общее достояние, духовенство лишь его распределяет (ростовщичество Аквинский осуждал).
Несмотря на свой аристотелизм, он проявлял нетерпимость в вопросах веры, одобрял жестокую борьбу с вероотступниками. Превращение официального христианства в охранительную идеологию приобрело в учении Фомы оконченную форму и получило название томизма. Томизм вначале был осужден (1277 г.) университетами Парижа и Лондона за примирение с Аристотелем и другие новации. Но уже в XIV в. он стал доктриной доминиканского ордена, а в 1879 г. пана Лев Х111 объявил учение Святого Фомы единственно истинной философией католицизма. В 1914 г. по распоряжению папы Пия X издаются «24 томистских тезиса».
В наше время официальной философией Римской курии и христианской демократии является неотомизм. Идеологов католицизма нашего века привлекает его упорядоченность, рационализм, дисциплина, способность к сосуществованию с научными теориями, объективность, противостоящая всяким импровизациям, откровениям и произволу в области веры.
Неотомизм - символ религиозного освящения существующего порядка. Он объявляет этот порядок покоящимся на естественном праве, на велениях разума и соответствующим вечному закону; отождествляет частную собственность как один из элементов естественного права и естественного порядка с собственностью вообще, т.е. с присвоением человеком продуктов природы; объявляет социальные различия естественными и неизбежными, вызванными разделением труда, разницей в профессиях и т.д.; различает три типа отношений личности к обществу - индивидуализм, коллективизм и солидарность, причем индивидуализм и коллективизм - крайности, а солидарность на основе христианской любви к ближнему - идеальное решение социальных проблем. Неотомизм становится важным течением современной философии и политической мысли.
Информация о работе Номинализм и реализм в средневековой философии