Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:39, реферат
Двадцатый век - век прогресса науки, появления новых технологий и технологических дисциплин, векпроцветания человечества. Однако такое бурное развитие науки и техники, не могло не сказаться на человечестве и в отрицательную сторону. Экологический кризис и создание оружия массового уничтожения, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, причиной которых стал научно-технический прогресс.
Именно то, что появление новых технологий,а соответственно и их применение человечеством в 20 веке нельзя оценить однозначно, и побудило меня взятьсязанаписание реферата по данной теме.
Введение…………………………………………………………………………..3
Области научно-технических знаний в ХХ веке………………………...4
Связь между историей и философией науки……………………...4
Развитие науки в первой половине 20 века……………………….7
Развитие науки во второй половине 20 века………………...…....8
Появление новых технологий в ХХ веке………………………………..12
Изобретение фибробетона………………………….……..…....…12
Изобретение ядерного реактора…………………………...……...14
Изобретение лазера…………………………….…………..………16
Изобретение интернета……………………….…..……………….17
Заключение…………………………………………………...………………….20
Список использованной литературы…………………....….….………………21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский
Архитектурно-строительный университет
Кафедра философии
Специальность 05.23.05 – Строительные материалы и изделия
РЕФЕРАТ
по дисциплине “История и философия науки”
на тему: “Новые области научно-технических знаний, в ХХ в. Появление новых технологий и технологических дисциплин”
Выполнил:
аспирант Пантелеев Д.А.
кафедра СМиТ
Проверил:
к.ф.н., зав. каф. Беззубова О.В.
Санкт-Петербург
2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…………………....….….……………
Введение
ХХ век – век научных открытий, которые оказали существенное влияние на все человечество. Именно тогда произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в разных областях: физики и электроники, биологии и химии, лазерной техники иматериаловедении, создания современных авиации и космонавтики, бурное развитие информационных технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроникии т.д. Это породило производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое развитие. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: если раньше техника и производство, как правило, развивались за счет накопления эмпирического опыта, то теперь они стали развиваться на основе науки, в виде наукоемких технологий, которые включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии.
Двадцатый век - век прогресса науки, появления новых технологий и технологических дисциплин, векпроцветания человечества. Однако такое бурное развитие науки и техники, не могло не сказаться на человечестве и в отрицательную сторону. Экологический кризис и создание оружия массового уничтожения, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, причиной которых стал научно-технический прогресс. Нельзя не заметить, что 20 век так же повлиял и на духовное развитие человека, и привел к общему упадку нравственности, что проявляется в неудержимом стремлении человека к материальным благам в ущерб моральным принципам.
Именно то, что появление новых технологий,а соответственно и их применение человечеством в 20 веке нельзя оценить однозначно, и побудило меня взятьсязанаписание реферата по данной теме.
Философия науки — это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания “перекрещиваются”, где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, “выкристаллизованном” виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по- настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим. 1
Не может быть философии науки, пока нет самой науки, а соответственно нет и истории науки, пока нет науки. В истории науки можно выделить четыре основных периода:
1. С I тыс. до н. э.
до XVI в. Этот период можно назвать
периодом преднауки. На его
протяжении наряду с
2. XVI-XVII вв. Это период
великой научной революции.
3. XVIII-XIX вв. Этот период
соответствует классической
4. XX век называют постклассической наукой. Этот период, как известно, начался научной революцией, и наука стала существенно отличаться от классической науки. В различных областях научного знания были совершены величайшие открытия. В математике в результате критического анализа теории множеств и оснований математики возникает ряд новых дисциплин, а также появляется метаматематика, представляющая собой глубокую рефлексию математической мысли над самой собой. Гедель дает строгое доказательство того, что непротиворечивость достаточно сильной теории не может быть доказана внутри нее самой. В физике создаются теория относительности и квантовая механика — теории, заставившие пересмотреть сами основания физической науки. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в нейрофизиологии, психологии, медицине, лингвистике и других гуманитарных науках. Бурно развивается экономическая наука. В технических науках тоже происходят изменения величайшего значения, созданы кибернетика и теория информации. Меняется вся система научного знания.
Во 2-й половине XX в.
в науке происходят новые
На протяжении всего XX в. складывались специализированные области знания в философии науки. Например, можно отметить существование философии математики, или исследований в области философских вопросов математики, философии физики, философии биологии и т. д. Равным образом философское осмысление материала гуманитарных и социальных наук приводит к появлению философской антропологии и философии языка, философии истории и др. При всей специфичности технических наук, обусловленной их взаимосвязями с самой техникой и инженерно-техническим творчеством, философское осмысление их материала тоже порождает вполне особенную область философии технических наук, среди которых интенсивно развивается философия информатики.
В начале XX в. возникают новые научные теории, технологии и технологические дисциплины. Стремительно меняется повседневная жизнь людей.На рубеже XIX-XX веков начался революционный переворот в сознании, который в первой половине XX в. привел к важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего, он затронул физику. В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил начало эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира.В области химии на основе периодической системы Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Это способствовало быстрому развитию химической промышленности. В биологии были заложены основы генетики, которая сыграла огромную роль в развитии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело открытие витаминов, гормонов.
Развивалась тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Научная система организации труда привела к применению конвейера. Развитие механики позволило наладить производство вычислительных машин. Стали активно использоваться телеграф, телефон, радио. Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомобили, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась “индустрия досуга” - кинотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы.
В архитектуре первой половины
XX в. используются совершенно новые
принципы строительства, новые строительные
материалы. Широко используются стальные
и бетонные конструкции. Одним из
главных принципов
Однако первая мировая война показала, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств.
Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется трансплантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).
Развитие инженерных знаний
сделало возможным
Развитие научно-технической
революции привело к