Новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать новые жанры искусства.
Задачи:
Изучить современное искусство как культурное явление.
Охарактеризовать новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Современное искусство как культурное явление
2 Характеристика новых жанров искусства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 31.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат по философии.

на тему: Новые жанры  искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

1курса, группы 1

Петрова А.И.

Проверил:

 

 

 

 

Москва 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Современное искусство  как культурное явление 

2 Характеристика новых  жанров искусства 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Искусство  есть особая форма общественного  сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в  отображении действительности посредством  художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают  как произведения искусства.

Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой  другой конкретной деятельности, где  человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно.

Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства  и минимализма и возвратом  интереса к изобразительности, цвету  и фигуративности. На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры - кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве - всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

Именно в связи с  необходимостью дальнейшего развития искусства, с уходом от кризиса и  возникли жанры инсталляция, перформанс и хэппенинг. Идя в ногу с изменяющимся миром, художники послевоенных лет обретали новый взгляд на реальность. Результатом этих перемен стали весьма спорные произведения, которые многим кажутся совершенно оторванными от искусства и реальной жизни. Но, пристальнее взглянув на послевоенный период и уяснив, что в те годы шло переосмысление самого содержания искусства, мы сумеем понять его современные, пусть даже самые эксцентричные формы.

Степень изученности темы. Данная работа была написана с использованием исследований таких авторов, как Бедарева И.В., рассматривающая в общей полноте специфику современного искусства; Волокитина Е.А., характеризующая развитие искусства от его истоков до современности; Гниренко Ю., предлагающая глубокое рассмотрение перформанса в отечественном искусстве; Петрушин А.П., проводящего анализ современного искусства.

Цель работы: проанализировать новые жанры искусства.

Задачи:

Изучить современное искусство  как культурное явление.

Охарактеризовать новые  жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг.

Структура работы. Работа состоит  из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

1 Современное искусство  как культурное явление

 

Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившаяся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.

Впервые слово contemporary / «современное» по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс (вероятно, самая влиятельная из ныне-живущих аналитиков современного искусства, ученица Клемента Гринберга) в своей диссертации о работах Дэвида Смита, тем самым бросив вызов нескольким посылам истории искусств. В лекции «Что такое современное искусство?» профессор Университета Южной Калифорнии Ричард Мейерс отмечает, что термин «современное искусство»  был применен к искусству Дэвида Смита, что было связано более с отчётами аукционных лейблов, чем с временем его создания.

Современное искусство в  нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание  через введение прямо противоположных  модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых  средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Современное искусство, которое  часто обозначают также термином «актуальное», чтобы подчеркнуть  его нетрадиционный, экспериментально-новаторский  характер, обладает мощным потенциалом  культурной критики. В настоящий  момент критическая функция искусства  осуществляется через поиск и  представление возможных моделей  поведения и сосуществования  в целях сохранения личностной и  групповой идентичности. Возрастает роль художника в борьбе за толерантный, справедливый и мультикультурный социум, противостоящий корпоративной модели

Помещая технологию в свой креативный контекст, анализируя её отношения  с суперструктурой, искусство производит модели отношений с миром, которые направлены в будущее. Можно предположить, что на площадке искусства отрабатываются сегодня социальное конструирование и моделирование исторического творчества в целом. В этих рамках со всей очевидностью проявляется актуальность исследования места и роли искусства в постмодерном обществе, в котором характер социальных связей и вся социальная сфера существования индивида претерпели значительные трансформации. Исследование названных аспектов современного искусства, таким образом, не только способствует приращению знания о социальной действительности, но и ведет к формированию знания относительно процессов коммуникации, где действуют конкретные индивиды и артикулируются возможности социального бытия.

Искусство должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и  дополнением и тем самым расширять  жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных  писателями, музыкантами, живописцами  и т.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных  формах, которые называют видами искусства, родами и жанрами искусства Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически  самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусства: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём синтетическое искусство - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные искусство; литература, актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусство, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусство с искусствами изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков . В этих пределах все виды искусства имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об искусстве по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценического искусства, как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Реальная жизнь искусства  протекает всегда в той или  иной системе художественной. Процесс  художественного развития человечества развёртывается, таким образом, в "двухмерном пространстве", одна из координат  которого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.

Самыми заметными явлениями  рубежа 60-х и 70-х годов можно  назвать развитие концептуального  искусства и минимализма. В 70-х  заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым  заметным явлением середины 70-х сталфеминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп .

На арт-процесс большое  влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — интернет.

 

2 Характеристика новых  жанров искусства

 

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических  средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству XXI века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического (англ.)» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.

Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь  от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века. Рассмотрим новые жанры искусства.

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Основоположниками инсталляции  были Марсель Дюшан и сюрреалисты.

Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время  под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию  со стороны, как картину, а оказывается  внутри неё.

Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней  тем, что их не ваяют, а монтируют  из разнородных материалов часто  промышленного происхождения.

Перформанс (также употребительное название — перфоманс, англ. Performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом — отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом .

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

Перформанс определяется как нечто инновационное, что заменило для современного художника традиционную картину, скульптуру, театральное действие. Работая с теми же объектами искусства, как профанная, предметная среда, человеческие отношения, перформанс выстраивает просто другие отношения с этими объектами. Еще один довод в пользу видового характера, состоит в том, что, работая в определенном виде искусства, художник совершает действие (в отличие от жанра, в котором просто определяется тематика), какую-то определенную работу, что заложено в самой основе перформанса.

Слово "перформанс" буквально переводится, как "полностью снабжать" и происходит от французского глагола "perfounir". В английском языке есть глагол "perform", (точный перевод: "исполнять"), который считают основополагающим для перевода самого термина, однако если исходить для точности определения из сути перформанса, то скорее близок глагол "furnish" (англ.), что переводится как "снабжать" в подразумении игры (то, есть, снабжать правилами). Такой перевод, данный Х. Майером, довольно наглядно показывает, что если перформанс и относят к визуальному искусству, то не в смысле новой формы театрального искусства.

Перформанс - это действие предполагающее паратеатральные формы исполнения, направленное на достижение художественной цели (чего в хэпеннинге нет, а в акции не считается главным). Перформанс не стоит относить к театральному искусству, так как это чисто художественное действие оперирует отнюдь не театральными атрибутами. В нем нет нарочитости игры. Возможно, и вполне оправдано в перформансе искусственность самого действия, но постановка перфомативного акта более напоминает создание произведения, чем постановочно - режиссерские моменты. Перформанс не обладает понятием отрепетированности, а театр - понятием серийности, которое в перформансе является одной из главных особенностей. В перформансе нет такого понятия как роль (нечто чужое, навязанное). То, что делает перфомансер, создавая перформанс, стоит назвать выбором дискурса - то есть определенной поведенческой модели, нежели заучивание роли. И самое главное отличие от театра - художник в ходе перформанса переживает ситуацию, предложенную им же самим, причем эта ситуация глубоко погружена в реальность, не отчуждена красивыми словами и искусной игрой. К тому же, цели спектакля и перформанса совершенно разные. Театр предполагает вызов определенных рефлексивных чувств, перформанс же, наоборот предполагает дистанцирование. А зритель - это объект приложения, но его эмоции и чувства это совсем не цель перформанса .

Информация о работе Новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг