Нравственное учение и проблема религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

Содержание работы

Введение
1.О человеке
2.Нравственное учение и проблема религии
3. Свобода и мораль закона по Канту
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1КантЭтикаРеф.docx

— 32.60 Кб (Скачать файл)

Своим моральным учением о праве  Кант морально (и философски) оправдывает и возвышает "материю" и принцип права, что и определяет его выдающийся вклад в философию права. Но достигается это у него ценой юридизации морали, принципом и категорическим императивом которой оказывается принцип права.

Регулятивная сила идеи разума в  некотором отношении эквивалентна силе договора, поскольку, разделяя некоторую идею и действуя в направлении реализации ее требований, люди действуют собственно так же, как если бы они специально договорились о том же самом (в форме так называемого общественного договора). Существенная разница здесь, правда, в том, что веления идеи разума безусловны (отсюда и безусловный характер кантовского категорического императива), тогда как договор по своему существу, предмету, содержанию и т. д. условен (и, следовательно, условно обязателен), может быть изменен, расторгнут и т. д.

Трактовка общественного договора в духе регулятивной идеи разума раскрывается в кантовском учении в виде требования республики (т. е. того, что в дальнейшем стали называть правовым государством) с разделением властей.

Канту принадлежит большая заслуга  в деде последовательного философского обоснования и развития либеральной теории правового государства.

Согласно Канту, "государство.—  это объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Благо  государства состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами.

Реализация требований категорического  императива в сфере государственности  предстает у Канта как правовая организация государства с разделением  властей (законодательной, исполнительной и судебной). По признаку наличия или отсутствия разделения властей он различает и противопоставляет две формы правления: республику (кантовский эквивалент правового государства) и деспотию.

Характеризуя различные власти, Кант подчеркивал, что правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяжных. Определяющее значение в его теории, исходившей из идеи народного суверенитета, придается разграничению законодательной и исполнительной властей. "Республиканизм, — писал он, — есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм — принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим; стало быть публичная воля выступает в качестве частной воли правителя". Применительно к законодателю Кант формулирует следующий ограничительный принцип его деятельности: то, чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа.

Проблема различения права и  закона раскрывается (и подменяется) у Канта в контексте соотношения морали и права.

Морально обоснованный закон у  Канта — это разумное право, продиктованное трансцендентальной идеей. Речь здесь  у Канта идет не о сущем, а о  должном (республиканизме, о моральности  закона), соответствующем идее разума и подлежащем практическому осуществлению (в ходе постепенного исторического прогресса на путях реформ, а не революций) гражданско-правового состояния.

Общность морали и права в  их кантовской трактовке состоит  в том, что они оба представляют правила должного, продиктованные идеей  разума2. Специфика морали состоит, по Канту, в том, что она (и ее правила) требует автономного установления и исполнения долга ради самого долга — без всяких внешних расчетов, вмешательств, наград и присуждений.

В зависимости от характера мотивов, определяющих отношение человека к требованиям морального закона, Кант различает моральность и легальность, моральный и легальный поступки: в первом случае деяние продиктовано чисто моральным мотивом и совершается ради самого морального закона, во втором случае действие обусловлено иными (не моральными, возможно и аморальными) мотивами, но требования морального закона (т. е. законность, легальность) не нарушаются. Лишь моральное деяние и является добрым, поскольку, замечает Кант, сообразность деяния с моральным законом может быть случайной и сомнительной, "так как безнравственное основание хотя и может вызвать порой сообразные с законом поступки, но чаще будет приводить к поступкам, противным закону". Характерно в этом плане и положение Канта о том, что "не понятие доброго предмета определяет и делает возможным моральный закон, а, наоборот, только моральный закон определяет и делает возможным понятие доброго".

 

Заключение

 

Глубокая философская разработка проблем права, государства, закона (в контексте системно-философских учений о природе, обществе, государстве, праве, морали, религии, эстетике и т. д.) связана с творчеством представителей немецкой философии и прежде всего Канта (1724—1804) и Гегеля (1770—1831). Их диалектический подход (по сравнению с позицией предшественников, включая и материалистов XVIII в. с их недиалектическими, механистическими и метафизическими воззрениями) означал новый шаг вперед в познании всей социальной (в том числе и государственно-правовой) проблематики.

Вопросы должного и правильного  в человеческих отношениях и действиях  привлекали пристальное внимание Канта  и находились в центре его философского интереса. "Если существует наука, действительно нужная человеку, — писал он, — то это та, которой я учу, — а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком".

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Кант И. Религия в пределах только разума. СПб., 2008. С. 98.
  2. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов.-М."Норма-Инфра". 2009.
  3. Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. - М., 2010.
  4. Спиркин А.Г. Философия. -  М.: БЕК, 2011.
  5. Философия Канта и современность / Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. - М., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Философия Канта и современность / Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. - М., 2010. С. 112.

2 Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. - М., 2011. – С.123.


Информация о работе Нравственное учение и проблема религии