Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

ак было бы прекрасно, если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.
Религия все также как в древние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяет миллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормы поведения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласий возникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.

Содержание работы

Введение
1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность.
2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека.
3. Религия и ее роль в современном мире.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

  1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность.
  2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека.
  3. Религия и ее роль в современном мире.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С момента формирования общества начали свое существование нравственные ценности. Они определяли жизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.

Свобода для человека не вовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставался подневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества и традиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он не будет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых он будет жалеть.

Как было бы прекрасно, если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.

Религия все также как в древние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяет миллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормы поведения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласий возникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.

 

  1. Нравственные  ценности и их роль в жизни человека.            Свобода и ответственность.

 

 

    Важнейшей сферой взаимоотношения человека и  общества является мораль, нравственность как особый способ практически-духовного  освоения человеком действительности. На протяжении всей истории люди мечтали  о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и  справедливости, честности и верности, человечности и товарищеской взаимопомощи. Совесть и доброта, честь и  достоинство, долг и ответственность  образуют ценностный каркас нравственной культуры человека и общества. Во все  времена нравственные ценности и  идеалы выражали глубочайшие устремления  человечества, открывали перспективу  совершенствования общества, придавали  человеческой жизни высокий духовный смысл.      

 Поэтому понятно стремление людей  постичь природу нравственных  ценностей, разобраться в закономерностях  развития морали, чтобы достойно  ориентироваться в жизненных  обстоятельствах, иметь устойчивые  жизненные цели и сознательно  наполнять жизнь ценностным содержанием. Моральное сознание предопределяет поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.     

Мораль – совокупность норм и правил поведения человека в обществе, а также его теоретическая и практическая деятельность по отбору, осмыслению, созданию и совершенствованию этих норм. Формирование моральных норм, принципов, традиций, идеалов знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. Мораль включает также наличие у человека "добродетелей" - качеств, делающих человека способным к нравственной жизни, выражающих наличие у него внутреннего уважения к нравственным ценностям, потребности в самоуважении и достоинстве. Это доброта, отзывчивость, верность долгу, великодушие и мужество, благородство и бескорыстие и другие.      

 Мораль играет чрезвычайно  важную роль в процессе исторического  развития общества - служит средством  его духовного сплочения и  совершенствования посредством  выработки ценностей, позволяющих  человеку ориентироваться в жизни  и сознательно служить обществу. Она регулирует общественные  отношения и поведение человека  и воспитывает его сознательной  и духовно развитой личностью.     

Под определением «нравственные ценности»  понимается, во-первых, объективно существующие, сформированные конкретно-историческим и социальным опытом человечества нравственные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья, любви, долга, смысла жизни. Во-вторых, нравственная ценность может выступать как личностный феномен, как персонифицированное отношение человека к общественным нравственным ценностям, их принятие, непринятие и т.д.     

С развитием общества развивается  и нравственность, приобретающая  всё более сложную структуру  и содержание, а также предполагающая выработку новой формы человеческой индивидуальности - самостоятельной  личности, способной не просто следовать  принудительной дисциплине запретов, обычаев и традиций, а руководствоваться  собственными мотивами поведения. Нравственные требования, нормы, принципы и идеалы по сути дела вырабатываются, производятся людьми в их общественной жизнедеятельности, как вырабатывается и человеческая индивидуальность, способная руководствоваться  моральными мотивами и реализовывать  их в поведении.      

 Таким образом, важнейшее общественно-историческое  назначение нравственности заключается  в том, чтобы быть способом  регулирования общественных отношений  людей посредством выработки  духовных ценностей - моральных  норм, принципов, идеалов, понятий  и оценок, а также формирования личности, способной превратить эти ценности в свои потребности и мотивы поведения.    

С позиций социально-исторической этики  нравственное развитие общества - это  двуединый процесс общественного  производства духовных ценностей, углубление и обогащение их содержания, а также  процесс развития человеческой личности, способной сделать эти ценности своими духовными ориентирами в  жизни.    

Главнейшим  условием для нравственно-прогрессивного развития общества является создание объективных общественных условий  для расширения моральной свободы  личности, расширения самой возможности  для нравственно положительного выбора.     

 Критерием нравственного прогресса  может быть именно степень  духовной зрелости личности, её  способность сделать гуманистические  общечеловеческие ценности смыслом  собственной жизнедеятельности.      

Свобода.    

Нет общества без человека, хотя и нет  человека без общества. Именно человек  создает материальные и духовные ценности, преобразует окружающий мир, строит города, творит науку, литературу и искусство. Но чтобы творить, человек  нуждается в свободе. А что  такое свобода? И в чем она  проявляется? На эти вопросы мыслители  давали разные ответы. Гольбах, например, утверждал, что «свобода – это  возможность делать ради своего собственного счастья все то, что не вредит счастью других членов общества». А Коллинз свободу понимал как «способность человека поступать так, как он желает или предпочитает».  Фромм писал, что «свобода означает не что иное, как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей». Таким образом, понятие свободы – самое распространенное и вместе с тем самое сложное понятие.    

Свобода есть понятие социальное. У животных нет никакой свободы. Они  - часть природы и не нуждаются ни в какой свободе. Свобода возникает в процессе взаимодействия людей, в процессе их совместной деятельности. Изолированный от общества индивид не нуждается ни в какой свободе, поскольку он не имеет никаких отношений с другими людьми.    

Свобода означает действовать в рамках юридических  и моральных норм и законов. Индивид  должен осознавать, что в обществе есть определенные моральные нормы, соблюдение которых обязательно  для всех членов данного общества. Иначе общество как целостное и самодостаточное социальное образование погибнет. Помимо морального кодекса есть еще и юридические законы и нормы, регулирующие отношения общества и личности, общества и государства, классовые отношения и т.д. И эти юридические предписания тоже обязательны для всех. Таким образом, свобода предполагает деятельность социальных групп, слоев, классов, индивидов при обязательном соблюдении общепринятых моральных и юридических принципов и законов.    

Чем свободнее человек, тем у него больше возможностей создавать материальные и духовные ценности, обогащать свой духовный мир, т.е. развивать в себе все человеческое. А всё это главным образом зависит от общества, в котором живёт человек.    

Свобода есть процесс, а не застывшее состояние. По мере продвижения общества по восходящей линии человек становится все  более и более свободным в  экономическом, политическом, духовном и других аспектах. Процесс этот носит очень противоречивый и порой  даже драматический характер. На протяжении  всей истории расширялись свободы человека. Так, первобытный человек ни в чем не был свободен. Он не был свободен от стихийных сил природы, от рода или племени. Весь его кодекс поведения регулировался племенными традициями и обычаями. Возможности решать самому те или иные жизненные вопросы, в том числе личного характера (женитьба, например), либо вовсе отсутствовали, либо были крайне ограничены. Всюду его подстерегала опасность, он физически рано изнашивался и умирал в сравнительно молодом возрасте.    

Иная  картина наблюдалась в рабовладельческом  обществе. Жизнь раба полностью зависела от его хозяина: он мог убить его  или продать, обращался с ним, как с вещью. Но тем не менее раб обладал большей  большей свободой, чем первобытный человек, потому что освободился от «пуповины первобытной общности». Он уже отличал себя от других, знал больше и в отличие от первобытного человека мог вести самостоятельный образ жизни.     

Свобода непосредственно связана со знаниями. Чем больше знает человек о законах объективного мира, об окружающей природной и социальной действительности, тем большей свободой он обладает, ибо может принимать такие решения, которые в рамках конкретных условий для него будут наиболее оптимальными. Поэтому нельзя не согласиться с Энгельсом в том, что свобода воли « есть на что иное, как  способность принимать решения со знанием дела».    

Экономический аспект предполагает, во-первых, свободу трудовой деятельности. Человек должен иметь возможность проявить свои интеллектуальные и физические способности по созданию материальных и духовных ценностей;  во-вторых, только свободный труд, т.е. труд на себя и на общество, труд без эксплуатации и без принуждения, приносит настоящее удовольствие человеку; в–третьих, экономическая свобода позволяет человеку воспроизводить свои физические силы, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, использовать свободное время для физического и духовного совершенствования.     

Духовный  аспект свободы связан с овладением духовными ценностями, с возможностью самому их создавать. Знание литературы, искусства, науки и т.д. помогает человеку чувствовать себя раскованным и полноценным гражданином. Человеку необходима свобода для производства духовных ценностей. Это значит: во-первых,  быть экономически в состоянии посвятить себя интеллектуальной деятельности. Без экономической независимости трудно рассчитывать  на творческую независимость; во- вторых, писать по велению души и сердца, писать правдиво и отражать в своём творчестве объективные процессы; в-третьих, не быть контролируемым со стороны цензуры или других государственных учреждений. Главный цензор человека – его совесть, его нравственные принципы и нормы.    

Политический  аспект свободы подразумевает следующие политические свободы: свободу слова, свободу избирать и быть избранным, свободу создавать политические партии и т.д.    

Нет свободы без ответственности и ответственности без свободы. Нельзя понимать свободу как свободу от ответственности за свои действия и поступки. Человек, не осознающий своей ответственности перед обществом, государством, семьей, друзьями и т.д. не заслуживает свободы. И наоборот, человек, лишенный свободы действий, но наделенный ответственностью, имеет полное право не действовать, т.е. ничего не делать. У человека всегда есть возможность выбора принять то или иное решение. Предатели, убийцы, воры, подлые люди должны нести ответственность за свои поступки. И никакие ссылки на сложившиеся объективные обстоятельства не должны приниматься во внимание.    

Виды  ответственности.

  1. Моральная ответственность не влечет за собой никакого уголовного наказания. Человек сам чувствует свою ответственность перед семьей, обществом и государством, и степень ответственности зависит от его добросовестности, порядочности и человечности.
  2. Юридическая ответственность предполагает наказание за нарушение правовых норм и принципов.
  3. Политическая ответственность определяется уровнем цивилизованности общества. Каждый гражданин должен иметь гражданскую позицию, принимать активное участие в политических  и других свободах. Человек сознает свою ответственность перед другими, перед государством, перед обществом и он не должен совершать такие поступки, которые причиняли бы ущерб всем остальным. Чем свободнее человек, тем больше у него ответственности, тем больше он понимает, что его свободные действия не должны лишать других свободы и не должны выходить за рамки дозволенного.  Монарх свободнее, чем придворный, но он ответственнен не только за себя, но и за страну, за всех людей, чьим монархом он является.

 

    Современный человек стал более свободен, так как:    

а) современный человек знает гораздо больше об окружающей природной и социальной действительности и поэтому ему легче адаптироваться к новым условиям жизни;    

б) у него больше возможностей для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;    

в) он имеет больше возможностей при  выборе той или иной профессии;    

г) он может быстрее освоить ту или  иную профессию, те или иные формы  жизнедеятельности, поскольку в  его распоряжении находятся новые  формы и методы обучения;    

д) ему легче получать ту или иную информацию, дающую ему возможность  оперативно принимать те или иные решения;    

Информация о работе Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность