fy">
Вот
как, например, в разговоре с Евтидемом,
готовившимся к государственной деятельности
и желавшим знать, что такое справедливость
и несправедливость, Сократ применил свой
«диалектический» метод мышления. Сначала
Сократ предложил дела справедливости
заносить в графу «дельта», а дела несправедливости
– в графу «альфа», затем он спросил Евтидема,
куда занести ложь. Евтидем предложил
занести ложь в графу несправедливости
– «альфа». То же предложил он и в отношении
обмана, воровства и похищения людей для
продажи в рабство. Равным образом на вопрос
Сократа можно ли что-либо из перечисленного
занести в графу справедливости – «дельта»,
Евтидем отвечал решительным отрицанием.
Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого
рода: справедливо ли обращение в рабство
жителей несправедливого неприятельского
города. Евтидем признал подобный поступок
справедливым. Тогда Сократ задал подобный
же вопрос относительно обмана неприятеля
и относительно кражи и грабежа добра
у жителей неприятельского города. Все
эти поступки Евтидем признал справедливыми,
указав, что он первоначально думал, что
вопросы Сократа касаются только друзей.
Тогда Сократ указал, что все поступки,
первоначально отнесенные к графе несправедливости,
следует поместить в графу справедливости.
Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ
заявил, что, следовательно, прежнее «определение»
неправильно и что следует выдвинуть новое
«определение»: «По отношению к врагам
такие поступки справедливы, а по отношению
к друзьям несправедливы, и по отношению
к ним, напротив, следует быть как можно
справедливее». Однако и на этом Сократ
не остановился и, снова прибегая к «индукции»,
показал, что и это «определение» неправильно
и требует замены его другим. Для достижения
этого результата Сократ снова обнаруживает
противоречия в положении, признанном
собеседником за истинное, а именно в тезисе
о том, что в отношении друзей следует
говорить только правду. Правильно ли
поступит военачальник, спрашивает Сократ,
если он, для того чтобы поднять дух войска,
солжет своим войнам, будто бы приближаются
союзники. Евтидем соглашается, что подобного
рода обман друзей следует занести в графу
«дельта», а не «альфа», как это предполагается
предыдущим «определением». Равным образом,
продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо
ли будет, если отец обманет своего заболевшего
сына, не желающего принимать лекарство,
и под видом пищи заставит его это лекарство
принять, и тем самым своей ложью вернет
сыну здоровье. Евтидем соглашается, что
и такого рода обман следует признать
делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает
его, как назвать поступок того человека,
который, видя своего друга в состоянии
отчаяния и, боясь, как бы он не кончил
жизнь самоубийством, украдет или просто
отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот
грабеж, Евтидем также вынужден занести
в графу справедливости, нарушая снова
предыдущее «определения» и приходя к
выводу, подсказанному Сократом, что и
с друзьями не во всех случаях надо быть
правдивыми. После этого Сократ переходит
к вопросу о различии добровольного и
недобровольного поступка, продолжая
свою «индукцию» и добиваясь нового, еще
более точного «определения» справедливости
и несправедливости.
Процесс
установления Сократом истины заканчивался,
по его словам, дефиницией. Целью
дефиниции была понятийная фиксация
общего, полученного при помощи индукции.
Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть
новой иронии, а если общее еще
содержало противоречия, сформировать
таким же путем (через маевтику
и индукцию) новую дефиницию.6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период своего
становления человеческое познание
направлено «вовне», на объективный мир.
И впервые греческие философы стремятся
сконструировать картину мира, выявить
всеобщее основания бытия этого мира.
Происходит переход
от преимущественного изучения природы
к рассмотрению человека, его жизни
во всех многообразных проявлениях, возникает
субъективистско-антропологическая тенденция
в философии.
Родоначальниками
этой тенденции являются софисты
и Сократ. Строго говоря, именно с
их деятельностью начинается переход
от философии как любви к мудрости
вообще, как «первонауки» к философии
в подлинном смысле этого слова
– это осмысление, переживание
мыслителем своего места, своей роли, своего
предназначения в бытие.
Следовательно, начиная
с Сократа, философия впервые
формулирует основной мировоззренческий
вопрос как вопрос об отношении субъекта
к объекту, духа к природе, мышления
к бытию. В философии Сократа
человек становится единственным бытием.
Сократ занимает
важное место в истории античной
философии. Диалектика, и притом диалектика
в её положительном смысле, в её постоянном
искании объективной истины, - вот то новое,
чем Сократ резко отличается и от старой
натурфилософии, и от софистики. Лосев
справедливо заключает: «Без этой диалектики;
вечного искательства правды и истины
не сложились бы античная философия и
античная литература в том виде, в каком
они воздействовали на всю последующую
культуру».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев
А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов
до Конфуция и Сократа. – М.: Вузовская
книга, 2005.
- Горбачев
В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Гросс Рональд.
Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004.
- Кожевникова
Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия:
Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006.
- Митрошенкова
О.А. Философия: Учеб. пособие – М.: Гардарики,
2002.