Образование как ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков:
- образование как ценность государственная;
- образование как ценность общественная;
- образование как ценность личностная.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………................ 3
1. Государственная, общественная и личностная ценность
образования………………………………………………………....................... 4
1.1. Государственная ценность образования…………………………………. 4
1.2. Общественная ценность образования …………………………………… 5
1.3. Личностная ценность образования ……………………………………… 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 10

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Образование как ценность.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЖЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: философия  и история образования 

Тема: «Образование как ценность»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 44 группы

Полянская Валентина  Сергеевна 

Специальность: 050713 Сурдопедагогика 

Форма обучения: заочная

Проверила: Беляева  Раиса Александровна

 

 

 

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………................ 3

1. Государственная, общественная и личностная ценность

образования……………………………………………………….......................  4

1.1. Государственная  ценность образования………………………………….  4

1.2. Общественная  ценность образования ……………………………………  5

1.3. Личностная  ценность образования ………………………………………   6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………  9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 10

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Еще древние философы были убеждены в том, что система  образования и воспитания – наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества.

Образование формирует  человека конкретного общества, сообразованного  с его потребностями, осознающего  цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.

Образование –  это единственная технологическая сфера формирования личности человека. По своей сути оно работает всегда на будущее, предопределяя развитие общества в прогрессивном или регрессивном направлении. Поэтому роль образования в развитии любого общества является определяющей.

Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков:

- образование как ценность  государственная;

- образование как ценность  общественная;

- образование как ценность  личностная.

Общественная и государственная ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования.

 

 

 

1. Государственная,  общественная и личностная ценность

образования

 

1.1. Государственная  ценность образования

Образование – стержневой фактор научно-технического прогресса, новой, построенной на высоких технологиях цивилизации общественной жизни. Между тем новую цивилизацию и ее основу (электрохимия, биотехнология, нанотехнология, кристалло-технология, информационная технология, микромеханика и т. д.) невозможно построить без прорыва в сфере духовности общества, людей. Иначе говоря, нельзя стране прийти к высоким технологиям и быть конкурентоспособной на мировом рынке без формирования высокообразованного, гуманного человека, то есть без образовательного самовозвышения общества. В этой связи нельзя не видеть, что образование – институт, показывающий уровень развития страны в международной «табели о рангах», ибо именно он во многом является показателем качества духовной жизни людей.

Образование, его уровень и качество это также один из важнейших факторов привлекательности, имиджа страны. Ведь государство, в котором существует развитая система образования и обеспечивается высокий уровень профессиональной подготовки людей, неизбежно привлекает внимание молодежи разных стран, стремящейся определиться с местом учебы. Все это создает развитый рынок образовательных услуг, который является показателем престижа государства в мире. Государство, предоставляющее образовательные услуги молодежи других стран, неизбежно оказывает влияние на формирование политической и интеллектуальной элиты этих стран. Кроме этого, конечно, политическое измерение ценности образования заключается также в ответной поддержке существующей власти не только со стороны учащейся молодежи, но и большинства граждан страны (если государство заботится о национальной системе образования и многое делает для его развития и процветания).

Образование способствует овладению  духовными ценностями, и в этом смысле оно имеет огромное культурно-историческое значение. Только через образование  осуществляются преемственность и связь эпох и поколений, происходит социальное наследование ценностей культуры. А это значит, что благодаря образованию в сознание людей вносится стабильность, формируется их гражданская идентичность.

Таким образом, государственная ценность образования отражает тот факт, что моральный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого государства зависит от состояния и возможностей прогрессивного развития образовательной сферы.

 

1.2. Общественная  ценность образования

Образование – это процесс приобщения человека к всеобщим формам его бытия в мире с другими людьми. По существу, это означает, что именно через образование люди осваивают социально значимые представления, понятия, формы чувствования и поведения в окружающем их мире.

Его ценность для общества определяется и тем, что оно формирует консенсус, согласие во взаимоотношениях людей, а значит, способствует стабильности развития и самого общества. Ведь, по существу, образование как ценность – ядро культуры, предпосылка и основа взаимопонимания и взаимодействия между членами общества. С помощью системы образования в стране осуществляется интериоризация общезначимых ценностей в сознании индивидов. И естественно, что поскольку такая интериоризация общественных ценностей и ценностных приоритетов проходит у человека через всю жизнь, то именно она и определяет успешность его социализации – процесса освоения социально значимых форм общежития.

Кроме того, образование – один из существенных факторов стратификации в обществе. Оно как создает различия между людьми, так и наоборот – снимает, нивелирует их. Известно, что с помощью образования человек может обрести или повысить свой общественный статус.

Значение образования для общества определяется и психологически. Людям, получающим образование в вузе, свойственно ощущение своей востребованности, нужности, полезности для других людей, они проникаются уверенностью в незыблемости традиций культуры своего народа, у них сохраняется вера в авторитеты.

 

1.3. Личностная  ценность образования

Утверждая, признавая  ценность образования для общества, естественно, нельзя преуменьшать его значение для каждого отдельного человека. Правда, конечно, надо всегда иметь в виду, что основой формирования ценностей каждого отдельного человека выступают ценности общества, которые воспринимаются и усваиваются (или отвергаются) индивидуально. Индивидуальные ценности эмпирически очевидны. Они являются условием существования и развития всякого индивида, ориентацией той или иной его деятельности. Это означает также, что и мотивация той или иной деятельности человека исходит не столько из абстрактных социальных ценностей, сколько из его личностных устремлений, эмпирических личностных оценок объектов действительности. Образование соответственно является такой эмпирической базовой ценностью для каждого индивида, поскольку оно становится для него не просто значимым, но и необходимым для существования в современном обществе. Ведь ценность определяется значимостью явлений и предметов действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям человека. Именно поэтому образование для индивида сейчас – это терминальная ценность, поскольку является его целью, которой он руководствуется в своей жизни в соответствии с потребностями: знать, уметь, соответствовать, быть способным.

Одновременно образование  выступает и инструментальной ценностью, ибо становится также еще и  средством достижения самых разных промежуточных целей в жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностями, например достижения благополучия, карьеры, статусного положения в обществе. Иначе говоря, образование сегодня для очень многих людей осознанно или интуитивно становится ценностью: целью или средством, а порой даже и нормой жизнедеятельности.

Каждому типу ценности образования (цели или средству) соответствует свой мотив. Так, мотивами стремления человека к тем или иным конкретным образовательным целям или средствам могут быть:

– саморегуляция (стремление быть свободным, независимым побуждает человека делать автономный выбор, стремиться к творчеству в познании, действиях);

– безопасность (стремление к стабильности существования, снятию неопределенности ситуаций);

– универсализм (понимание, что потребность в красоте, гармонии, справедливости, толерантности достигается через образование);

– достижение (осознание, что успех в чем бы то ни было, получение социального одобрения  во многом определяются уровнем образованности людей);

– власть (получение пропуска в так называемые коридоры власти и управления, равно как сам процесс осуществления власти зависит от образования);

– благосклонность (стремление к добру, к уважительным взаимоотношениям с другими людьми определяется образованием).

В прошлом можно было говорить о различии ценностей как целей образования среди различных социальных групп людей. Сейчас, в условиях информационного общества, таких различий групп в отношении образования и его ценности практически не замечается. Поэтому можно сказать, что, по существу, различия в отношениях к образованию как цели обусловливаются в основном личностными особенностями индивидов, а не какими-либо условиями бытия социальной группы, членами которой они являются.

 

Таким образом, личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным и стимулированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Образование является социокультурным  феноменом и выполняет социокультурные  функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства. Образование представляет собой социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Именно образование является активным ускорителем культурных перемен и преобразований как в государстве и общественной жизни, так и в отдельном человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Грехнев, В. С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе. /В. С. Грехнев.//  Философия и общество. – 2010. – №3(59). – www.socionauki.ru/journal/articles/128783/;

2. Государственная, общественная  и личностная ценность образования.  –bibliofond.ru/view.aspx?id=17848;

3. Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики: Конспект лекций. /М. А. Ерофеева. – www.e-reading.org.ua/.../Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki...;

4. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. – М.: 2002. – rudocs.exdat.com/docs/index-50331.html?page=3.

 





Информация о работе Образование как ценность