Общая характеристика античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Латинское слово «antiguus» означает «древний», но когда люди говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества.

Содержание работы

Введение 3
1.Основные формы материализма и идеализма в философии античности 4
2.Развитие диалектических идей в античной философии. 8
3.Дайте общую характеристику философии Древней Греции. 11
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ


 

Факультет финансово-кредитный

Кафедра философии истории и  права

 

 

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант №4

 

По дисциплине «Философия»

ТЕМА: Общая характеристика античной философии

   

 

 

 

Студент _________________________ Гусева Лариса Сергеевна

(подпись)

Группа 2Бэп-2 Номер личного дела 11флд11855

 

Преподаватель  к.ф.н., доцент, Менькин Николай Павлович

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Латинское слово «antiguus» означает «древний», но когда люди говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества.

Античная философия  зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической  ориентации и направленность своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу же устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

Объектом данной темы является философия античности. Предметом: общая характеристика античной философии. Цель: проанализировать философию данного времени. Задачи: сформулировать основные формы материализма и идеализма, развитие диалектических идей в античной философии.

1.Основные формы материализма и идеализма в философии античности

 

Перед взором древних  греков, живших в период детства  цивилизаций, мир представлял как  огромное скопление различных природных  и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в  нем? Как согласовать собственные  возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первоначалах и причинах» (Аристотель). Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. Материализм – одно из двух главных философских направлений, который решает основные вопросы философии в пользу первичной материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, как свойство материи в противоположность идеализму. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно.1 Философы, действовавшие в VI в. до н.э. в Милете, - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, эфесянин Гераклит, уроженец Колофона Ксенофон - при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различными способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и притом вещественного начала.

Первый древнегреческий  философ Фалес (ок. 625 – 547 до н.э.),

 


  1. Философия.: Энциклопедический словарь. – М. 1998

причисляемый античной традицией к «семи мудрецам», приписывал душу к неодушевленным предметам. Началом всего он считал воду и утверждал, что мир одушевлен. Учеником Фалеса был Анаксимандр (вторая половина VI в. до н.э.). он признал началом сущего некую природу Беспредельного, из которого возникают небеса и находящиеся в них миры. Эта природа вечна и неизменна, и объемлет все миры. Он сказал, что начало и стихия сущего есть Беспредельное, первый дав название началу. Кроме того он говорил о существовании вечного движения, в котором происходит возникновение небес. Апейрон Анаксимандра материален, он находится в вечном движении. Находясь во вращательном движении апейрон «выделяет противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое; их паровые комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее)»1 Анаксимандр попытался объяснить происхождение и устройство мира из его внутренних причин  и из одного материально-вещественного начала. Учеником же Анаксимандра был Анаксимен (ок. 570 – 500 до н.э.) , который назвал началом всего воздух. Он считал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из него. Так же как и душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас. Гераклит (ок.504 – 501гг. до н.э.), милетский философ стихийного материализма, считал огонь – не только «архэ», как стихию, но и живой и разумной силой. Таким образом, древнегреческая философия возникла как философия хотя и наивная, но наивно-материалистическая. Особенно характерна материалистическая философия для милетских мыслителей, ученых, живших в передовом центре промышленности, торговли и культуры, связанном с культурными центрами Ближнего Востока.

Однако внутри этой материалистической основы, неизменно определяющей многое в дальнейшем развитии древнегреческой  философии,

уже рано наметились отдельные  воззрения, которые впоследствии могли


1. www.gumfak.ru/filos_html/lecture/lec 0.2.shtml

привести и в ряде случаев действительно привели  к возникновению идеализма. Под идеализмом следует понимать общее обозначение философских учений, утверждающих что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физически вторично. Идеализм делится на объективный и субъективный.1 первый провозглашает независимость идеи, Бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека(Платон). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.  Если окунуться в историю, то после завоевания Ионии персами центр античной философской мысли переместился в «Великую Грецию». Первую философскую школу здесь основал Пифагор. Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули вперед числа, стали считать их начала началами всех вещей. В области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды; например, такое-то свойство чисел есть душа и ум. Что же касается, основных моментов религиозно-мистических представлений Пифагора, то это то, что он верил в переселение души после смерти человека в тела других существ.2 Платон в онтологии – идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы. Платон характеризует бытие, как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию.

Вывод: То, что в античной философии VI в. до н.э. было лишь возможностью, стало действительностью во второй половине V в. и в первой половине IV в. до н.э. В лице Платона здесь складывается учение философского идеализма, который сознательно и непримиримо противопоставляет себя предшествующему и современному материализму. Начиная с этого времени в


1. Философия.: Энциклопедический словарь. – М. 1998

    2. Антология мировой философии. Античность. Мн., Харвест, 2001, с.37

истории античной философии, ясно обнаруживается две борющиеся  между

собой линии развития – материализм и идеализм. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Что же касается идеализма, то он противостоит материализму в решении основного вопроса философии – об отношении бытия и мышления, духовного и материалистического.

 

2.Развитие диалектических идей в античной философии.

 

История древнегреческой  философии являет классический образец ясности, в которой выступает противоположность двух методов мышления – диалектического и метафизического. Уже ранние материалистические гипотезы, например как у Гераклита развертывается в цельное мировоззрение, в котором материалистические по содержанию космология, физика и психология пронизаны диалектическими представлениями о характере изменений, происходящих в мире. Подчеркивается всеобщность изменчивости, раздвоение единого на противоположности. И Гераклит - самый яркий представитель ранней диалектики в античной философии – не исключение. Конечно же, не исключена возможность, что даже у таких ранних мыслителей некоторые характеристики диалектического процесса представляют перенесение на природу черт изменения и движения, противоположностей, впервые открытых в явлениях не природных, а общественной жизни. Фундаментальный образ, используемый Гераклитом, - образ огня. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы: возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита – это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а их борьба. Борьба – созидающее начало жизни и бытия. Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает «прекраснейшая гармония». Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного из противоположных качеств, стихий, стремлений и тенденций. Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах – понятиях и смыслообразах.

Сократ (470 – 399 гг до н.э.) назвал «диалектикой» искусство ведения спора, в котором «рождается истина». Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала находящимися и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной точки зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникла и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Продолжил диалектические поиски Сократа Платон, определив диалектику – конечно, субъективную – как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных значениях к общим понятиям. Платон сближает свою теорию идей с предложением о причинах всего возникающего и учит, что все такие предположения восходят к единой, но уже не предполагаемой основе – к идее блага. Однако это противоречит существованию таких понятий, которые не могут быть возведены к единому высшему понятию. Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному.

Величайший из учеников Платона, Аристотель (384 – 322 гг до н.э.), не был согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в следующих словах. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель разработал учение о первоначалах, или первопричинах всего существующего. Формальная причина, или ее эйдос, обусловливает «суть бытия», то, без чего вещи нет. Материальная причина рассматривалась им в двух планах: как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Движущая причина является столь же необходимой, как и первые две. Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели. И завершает концепцию Аристотеля учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя: «…есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей и сущности».1

Вывод: В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежало  диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как единой основы мира во всем  его многообразии содержала диалектический подход к миру. Теория объективной диалектики есть результат отражения, объектом которого является реальность, как она существует безотносительно знанию. Теория же субъективной  диалектики выступает результатом отражения, объектом которого выступает знание, как оно существует в голове человека безотносительно к реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Аристотель. Соч. В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1976. С.311.

3.Дайте общую характеристику философии Древней Греции.

Античность – это  то рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации одновременно возникает философия. В этот период развивается астрономия, математика, механика. Торговые пути становятся причиной возникновения новых земель, а значит новых культур, традиций. Появление товарно-денежных отношений.

Рассмотрим философию Древней Греции. Греческая философия античности становилась в рабовладельческий период. Она явилась первой попыткой рационального постижения окружающего мира. Мировоззрение античной Греции в основном сохранило религиозно-мифические представления, в основе которых находились сначала Боги, а позже герои-родоначальники, покровители общины. Философия в период от милетских философов до софистов частично изменила содержание и свои основные цели. Философы главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Возникают материалистическое и идеалистические идеи миропонимания. Древнегреческая философия рассматривает человека, как мыслителя, искателя мировой истины. Философы Древней Греции, разделившись на материалистов и идеалистов, рассматривают бытие с научной точки зрения, поскольку появляется метафизика и диалектика.

Информация о работе Общая характеристика античной философии