Общая характеристика античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

Философская мысль зародилась более или менее одновременно, в середине I тысячелетия до нашей эры, сразу в трех основных центрах Древнего мира – Индии, Китае и Древней Греции. Но по сколько связи между этими регионами носили тогда эпизодический характер, характер философии в каждом из этих районов Древнего мира был весьма своеобразным. Античная философия охватывает длительный период древней истории, начиная с XII в. до н.э. и кончая V в. н. э. Под античной, т.е. древней, философией обычно понимается древнегреческая и древнеримская философия этого периода.

Содержание работы

Введение
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности
2. Развитие диалектических идей в античной философии
3. Дайте общую характеристику Древней Греции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фи.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

        Киники (собаки). Школа основана учеником Сократа

Антисфеном (444-368 гг. до н.э.). Потребности человека носят животный характер. Идеал кинической жизни: безграничная духовная свобода отдельного индивида; демонстративное пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от удовольствий, богатства, власти; презрение к славе, успеху, знатности.

           Самым последовательным учеником Сократа был Платон (427-347 гг. до н.э.). Практически все произведения Платона написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых выступает Сократ. В этом заключается так называемый «Платонов вопрос» – не всегда ясно, какие идеи, высказываемые в диалогах, принадлежат самому Платону. Но в своих сочинениях Платон предстает первым мыслителем в европейской истории, стремящимся к созданию целостной философской системы. С позиции своих философских взглядов он разработал учение чуть ли не обо всех сторонах человеческой жизни: о бытии, о космосе, о познании, о душе, о боге, об обществе,  о нравственности. Учение Платона называют теорией идей. Каждому понятию, по мнению Платона, соответствует реальное бытие. Существуют не только отдельные вещи (например, круглый стол, пятнистая лошадь, Сократ и т.д.), но и особое бытие, соответствующее понятию круглого стола, пятнистой лошади, Сократа и т.д. Это бытие понятий Платон называл идеями. Идеи отражают общие свойства предметов, обозначенные Платоном существительными: «стольность», «лошадность», «человечность» и т.д. Мир идей – есть истинное бытие. Он вечен, постоянен. Идея – это общее понятие конкретных предметов. Отдельные предметы возникают и разрушаются (например, круглый стол, пятнистая лошадь, Сократ и т.д.), а общие идеи (стол вообще, лошадь вообще, человек и т.д.) остаются.

      Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выстроил целую систему доказательств ошибочности платоновского учения об идеях. Говоря: «Платон мне друг, но истина дороже», Аристотель соглашался с Платоном в одном – в самом деле каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл вещи (по Аристотелю – «суть бытия» вещи), материя – средство воплощения вещи. Идея вещи и сама вещь не существуют отдельно друг от друга. Всякая вещь представляет собой единство формы и материи. Причиной соединения формы и материи является движение, или движущая причина ради цели. Целью же возникновения всякой вещи (например стола) является сама реальная вещь (стол). Следовательно, каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

       Стоики (к. IV в.) – последователи философской школы Стои

(Афины), их  жизненный идеал – невозмутимость  и спокойствие, способность не  реагировать на внутренние и  внешние раздражающие факторы.  Школа стоиков основана философом  Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н.э. В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека (ок. 5 г. до.н.э. – 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.).

Эпикурейство  – философское направление, основанное

древнегреческим материалистом Эпикуром (341 – 270 гг. до

н.э.), а в  римской империи представленное Лукрецием Каром (ок. 99 – 55 гг. до н.э.).

Этика эпикурейцев  — гедоническая (от греч. гедоне –

удовольствие); удовольствию придавалось значение цели жизни. Но это не чувственное  удовольствие, не грубое животное наслаждение, а состояние духовной стабильности (атараксии – греч. невозмутимость, полное спокойствие духа), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти. «Когда мы существуем, смерть еще не присутствует;  когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур).

Учение Эпикура  было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античная философия оказала  огромное влияние на философскую  мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

В данной работе мы кратко рассмотрели  общую характеристику античной философии. В заключении следует сказать, что  античная философия, в которой содержались  зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся  во все последующие века, - это  не «музей античности», а живая картина  становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это  великое торжество разума. Вот  почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего  человечества. Античная философия явилась  настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического  развития философской культуры и  каждое новое поколение, получая  высшее образование, призвано окунуться  в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской  мысли. Она вызывает живой интерес  у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей  актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас  ценной информацией о результатах  размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более  утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением  углубляется в их творения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1998, с.40-42.

2. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М.: ЦЕНТР, 1996, с.12-25.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.I. - М.: "Высшая школа", 1963; "АСТ", 2000.

4. Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. - М., 1979. с.11-12, 36-37.

5. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: «Искусство», 1985, с.217, 341.

6. Платон. Сочинения. Т.3., Ч.1. - М., 1971, с.422-424.

7. Платон Сочинения. В 3 т. Т.3, Ч.2. - М, 1972, с.384-392.

8. Платон. Сочинения. Т.2. – М., 1970, с.269.

9. Платон Теэтэт. – М.: Просвещение, 1969.

10. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1969.

11. История философии. - М., 1941, с.158.

12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981.

13. Всемирная энциклопедия: Философия / Главный ред. и сост. А.А. Грицанов. – Минск, Харвест, 2001.

14. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М.: Проспект, 2001.

15. Поппер К.Р. Что такое диалектика // Вопросы философии №1, 1995, с.118-138.

16. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. V, II, IV. -М.: Просвещение, 1965, с.6-8.

17. Островский Э.В. Философия: Учебник – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. -313 с.

 




Информация о работе Общая характеристика античной философии