Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 22:24, доклад
филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.. корни философии средних веков уходят в религии единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство) средневековое мышление теоцентрично: бог является реальностью определяющей все сущное. Согласно христианскому догмату бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей силы воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг, сохраняет и поддерживает бытие мира такое мировоззрение называется креационизмом.
филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.. корни философии средних веков уходят в религии единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство) средневековое мышление теоцентрично: бог является реальностью определяющей все сущное. Согласно христианскому догмату бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей силы воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг, сохраняет и поддерживает бытие мира такое мировоззрение называется креационизмом.
1. Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.
а) Определение: средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творением,
б) Исторические рамки: теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V - XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).
в) Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220),
Август Блаженный (354 - 430),
Боэций (480 - 524),
Альберт Великий (1193 -1280),
Фома Аквинский (1225 - 1274),
Ансельм Ксeтерберийский (1033 - 1109),
Пьер Абеляр (1079 - 1142),
Уильям Оккам (1285 - 1349),
Николай из Отрекура (1299 - 1369).
г) Основные черты средневековой теологической философии:
- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью и основным предметом философских исследований признавал Бога;
уделялось мало внимания изучению космоса, природы, явлений окружающего мира, так как они считались творением Бога;
господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе - в Библии);
сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (богоощущения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
д) Средневековая теологическая философий отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
а) Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись: догмат творения и догмат откровения.
б) Согласно догмату творения: Бог сотворил окружающий мир из ничего;
творение мира есть результат акта Божественной воли;
мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
природа не может творить сама себя;
единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
подлинным бытием является только Бог;
сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
нет четкой границы между Богом и Его творением,
в) Согласно догмату откровения:
мир можно познать, только познав Бога;
Бог недоступен для познания;
несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;
единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;
Бога можно познать лишь сверхъестественным- путем, благодаря особой способности человека - вере.
3. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
а) Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.
б) Гносеологический и онтологический аспекты:
проблема добра и зла решается исходя из идеи творения;
окружающий мир всецело сотворен Богом;
Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
окружающий мир изначально наполнен добром;
зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
в) В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.
4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
а) Суть проблемы: средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью - бытием, теологическая философия разделяет на: бытие (существование) - экзистенцию; сущность - эссенцию.
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует?
б) Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность - бытие:
согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования);
чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом.
Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.
- существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;
- только в Боге сущность и существование совпадают.
5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.
а) Определение: схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.
Схоластика представляла
собой не столько науку, занимающуюся
творческим поиском, сколько застывшую
школьно-университетскую
Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида:
сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии.
Nb: Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально логическая сторона религиозного учения.
б) В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления.
Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.с подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие - универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от лат. потен - имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи).
Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелии, Пьер Абеляр, Дуне Скот.
6. Значение средневековой теологической философии.
она стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);
способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я- концепция, рационализм);
пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение
Информация о работе Общая характеристика философии средних веков