Общая характеристика философии средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 22:24, доклад

Описание работы

филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.. корни философии средних веков уходят в религии единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство) средневековое мышление теоцентрично: бог является реальностью определяющей все сущное. Согласно христианскому догмату бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей силы воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг, сохраняет и поддерживает бытие мира такое мировоззрение называется креационизмом.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика философии средних веков.docx

— 25.37 Кб (Скачать файл)

филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.. корни философии средних веков уходят в религии единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство) средневековое мышление теоцентрично: бог является реальностью определяющей все сущное. Согласно христианскому догмату бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей силы воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг, сохраняет и поддерживает бытие мира такое мировоззрение называется креационизмом.

1. Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

а) Определение: средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творением,

б) Исторические рамки: теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V - XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

в) Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220),

Август Блаженный (354 - 430),

Боэций (480 - 524),

Альберт Великий (1193 -1280),

Фома Аквинский  (1225 - 1274),

Ансельм Ксeтерберийский (1033 - 1109),

Пьер Абеляр (1079 - 1142),

Уильям Оккам (1285 - 1349),

Николай из Отрекура (1299 - 1369).

г) Основные черты средневековой теологической философии:

- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью и основным предметом философских исследований признавал Бога;

уделялось мало внимания изучению космоса, природы, явлений окружающего мира, так как они считались творением Бога;

господствовали  догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе - в Библии);

сглаживается  противоречие между материализмом и идеализмом;

человек выделялся  из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

провозглашался  принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

выдвигался  догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (богоощущения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

д) Средневековая теологическая философий отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

а) Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись: догмат творения и догмат откровения.

б) Согласно догмату творения: Бог сотворил окружающий мир из ничего;

творение  мира есть результат акта Божественной воли;

мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

природа не может творить сама себя;

единственным  творческим началом во Вселенной является Бог;

Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

подлинным бытием является только Бог;

сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

поскольку мир  не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

нет четкой границы  между Богом и Его творением,

в) Согласно догмату откровения:

мир можно познать, только познав Бога;

Бог недоступен для познания;

несмотря  на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;

единственный  способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;

Бога можно  познать лишь сверхъестественным- путем, благодаря особой способности человека - вере.

3. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.

а) Особое место  в средневековой теологической  философии занимает проблема добра и зла.

б) Гносеологический и онтологический аспекты:

проблема  добра и зла решается исходя из идеи творения;

окружающий мир всецело сотворен Богом;

Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;

окружающий  мир изначально наполнен добром;

зло в мир  приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;

поскольку зла  первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

в) В отношении  проблемы добра и зла (как в  отношении многих иных вопросов) теологическая  философия средневековья имеет  оптимистический характер.

4. Разделение  сущности и существования в  средневековой теологической философии.

а) Суть проблемы: средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью - бытием, теологическая философия разделяет на: бытие (существование) - экзистенцию; сущность - эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует?

б) Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность - бытие:

согласно  теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования);

чтобы стать  существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом.

Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря  присущей только ему способности  творить становится материальным бытием.

- существование  (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;

- только в Боге сущность и существование совпадают.

5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.

а) Определение: схоластика - господствующий тип средневековой  теологической философии, отличительными чертами которого являлись: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным  идеям, схематичность, назидательность, учительство.

NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.

Схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую  школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы  Церкви (за что получила прозвище «Философия - служанка богословия»).

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида:

сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии.

Nb: Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально логическая сторона религиозного учения.

б) В средневековой теологической  философии (схоластике) выделяются два противоположных направления.

Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.с подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие - универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. потен - имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи).

Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелии, Пьер Абеляр, Дуне Скот.

6. Значение средневековой теологической философии.

она стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);

способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я- концепция, рационализм);

пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение


Информация о работе Общая характеристика философии средних веков