Общая характеристика и основные направления Западной философии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

В философской литературе существует значительное число классификаций школ и направлений современной западной философии. Среди них подчеркивается наличие двух тенденций философствования: сциентистской и антисциентистской.

Сциентистская тенденция - основывается на представлении о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. К сциентизму относятся: позитивизм, структурализм, прагматизм, неокантианство, неогегелъянство, марксизм.

Файлы: 1 файл

5 семинар.docx

— 24.32 Кб (Скачать файл)

5 семинар 

1)Общая характеристика и основные направления Западной философии ХХ века

 

В философской  литературе существует значительное число  классификаций школ и направлений  современной западной философии. Среди  них подчеркивается наличие двух тенденций философствования: сциентистской и антисциентистской.

 

Сциентистская тенденция - основывается на представлении  о научном знании как наивысшей  культурной ценности и достаточном  условии ориентации человека в мире. К сциентизму относятся: позитивизм, структурализм, прагматизм, неокантианство, неогегелъянство, марксизм.

 

Антисциентистская тенденция, напротив, была связана с теми негативными сторонами развития научного знания и общественной жизни, которые особенно резко проявили себя после I мировой войны и абсолютизировали интиреалистические идеи раннего периода неклассической философии. К этому направлению относятся: философия жизни, все виды религиозной философии, герменевтику.

 

В наиболее завершенной форме сциентистский  тип философствования реализуется  в позитивизме. Данное направление  возникло в 30-40 годы XIX века. В 20 годы XX века начался новый этап развития позитивизма(неопозитивизм)(Карнап, Шлик). Предметом неопозитивизма были анализ форм языка и знания через возможности выражения этого знания в языке. Причины развития: - Развитие науки; - обретение гносиологической проблематикой после лингвистического поворота семантической окраски.

 

В неопозитивизме теоретико-познавательные и методологические проблемы тесно смыкаются с особым комплексом вопросов логики, теоретической  лингвистики, семантики и их исследования.

 

В конце 60-70 неопозитивизм трансформировался  в постпозитивизм(Кун, Поппер), который окончательно раскрыл внутренние противоречия неопозитивистской методологии.

 

Продолжением  этого направления стал структурализм(Барт, Фуко). Представители попытались придать гуманитарной сферезнания строгость точных наук. Они акцентировали внимание на проблемах коммуникации, знаковых системах, ментальных структурах.

 

В отличии от позитивизма неокантианство, неогегельянство, марксизм продолжают традиции немецкой классической философии.

 

Основные  принципы неокантианства исходили из трактвки философии как критики познания, отрицания онтологии как научной дисциплины.

 

Для неогегельянства  характерно стремление к созданию целостного монистического мировоззрения на основе обновленной интерпретации учения Гегеля.

 

Марксистская  философия логически продолжила методологическую линию немецкой классики, совместив в себе диалектический метод Гегеля и материализм Фейербаха. Последовательно применяя диалектико-материалистический подход к анализу природных процессов, социальной истории и самого человека, К.Маркс и Ф.Энгелъс акцентировали внимание на роли практики в процессе изменения мира и преодолении того отчуждения человека, которое приобрело с развитием капитализма угрожающие масштабы.

 

Антисииентистский тип философствования, напротив, подвергает сомнению притязания разума на окончательное постижение истины, акцентируя внимание на сложной природе человека и общества, включающей не только рациональные, но и иррациональные моменты бытия. Впервые данную проблему поставил А.Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление». Сущность личности, по Шопенгауэру, составляет независимая от разума воля - абсолютно свободное желание.

 

И философия  А.Шопенгауэра стала одним из основных источников «философии жизни, а также предшествовала некоторым современным психологическим концепциям.

 

Наиболее  полно антисциентистский тип философствования раскрылся в экзистенциализме - философском течении, выдвигающем на первый план смысложизненные вопросы, которые не поддаются рациональному объяснению.

 

Рационализм и иррационализм (от лат. rationalis – разумный и irrationalis – неразумный, бессознательный) – философские направления, онтологический смысл которых состоит в разной трактовке мира относительно средств его идеального освоения. С точки зрения Р. мир таков, что он в принципе полностью поддается рациональному (логическому, дискурсивному, отчетливо выраженному в языке) познанию. И. допускает в мире нечто неподдающееся логическому познанию, «алогическое» и требующее для освоения других средств: интуиции, непосредственного переживанияи т.п. Р. полагает, что иррациональное есть просто плохо осознанное или иллюзорное. И, напротив, часто акцентирует на ограниченности и поверхностности рационального познания. Задача заключается в том, чтобы дать категориальную характеристику онтологии, которой адекватно рациональное или, соответственно, иррациоyальное (лучше бы сказать «внерациональное», дабы устранить отрицательные ассоциации) идеальное освоение. Рациональное адекватно определенности, системности, повторяемости. Внерациональное адекватно неопределенности, событийности (становлению как аспекту изменения и развития),неповторимости. Например,  в субъективной реальности рациональному поддается её информационный уровень, а по мере вхождения в неинформационные глубины нарастает роль внерацинального, становясь единственным инструментом освоения внеинформационного в чистом виде, лежащего в основании субъективности ( и тогда прав Ф.Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь»).

 

Биологизм

(Biologismus) — мировоззрение, которое причину всей действительности, точно так же и духовного бытия, переносит в органическую жизнь и выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. Как на последовательного защитника биологизма можно указать, например, на Г. Г. Голле («Allgemeine Biologie als Grundlage fur Weltanschauung, Lebensfuhrung und Politik», 1925). Следует обратить внимание на то, что даже и естественно-научная картина мира с этой точки зрения определяется уже не только физикой и химией, а во все большей мере биологией

 

Психологи́зм — тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания. Наиболее известны психологистические системы в логике и математике.

Логический  психологизм представляет собой  точку зрения в логике (или философии  логики), согласно которой логические и математические законы укоренены  в психологических фактах или  законах, происходят из них или объясняются  ими. Психологизм в философии  математики — это точка зрения, согласно которой понятия и/или  истины укоренены в психологических  фактах или законах, происходят из них  или объясняются ими.

Род логического  психологизма поддерживался Дж. С. Миллем, также как и рядом немецких логиков XIX века, включая Христофа Зигварта и К. О. Эрдмана.

Психологизм (в логике и математике) критиковался Г. Фреге и Э. Гуссерлем, в эпистемологии — К. Поппером. В отечественной традиции радикальных антипсихологических взглядов придерживались Г. П. Щедровицкий и другие участники Московских логического и методологического кружков[1], а также Э. В. Ильенков[2] и его ученики.

 

2)Позитивизм и неопозитивизм.

 

Позитивизм  – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (положительного) знания могут  быть только отдельные конкретные науки  и их синтетические объединения, а философия как особая наука, не может претендовать на самостоятельное  исследование действительности.

Позитивизм  сформировался в 30-40 годы 19 века. Основателем  его был французский социолог О. Конт (1798-1857).

Именно  основные принципы философии позитивизма, сформулированные Контом  в курсе  «Позитивной философии», являются той  философской моделью мышления, которая  легла в основу многочисленных философских  позитивистских теорий и концепций  в 19-20 вв.

Вторая  историческая форма позитивизма  возникает в конце 19 начале 20 веков. Яркой фигурой этого позитивизма  был Э. Мах  (1838-1916). Представители  этого позитивизма претендовали на «третью линию» философии, заявляя, что эта философия не материализма или идеализма, а философия рационализма и любое положительное (научное) знание есть само по себе знание философское  и философия не может иметь  своего отдельного от наук предмета. Эту  форму позитивизма часто называют махизмом  в котором доминируют субъективно-идеалистические идеи.

Третья  форма позитивизма возникает  в 20-е годы 20 ст. под общим названием  неопозитивизм. В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический  рационализм.

Наиболее  известные представители: Шлик, Карнап, Айер, Рассел, Франк, Витгенштейн.

Основные  идеи позитивизма: а) Философия должна заниматься аналитической деятельностью, т.е. выяснением логического смысла языка конкретных наук; б) главное  в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками.

Вместе  с тем, позитивизм поставил важные проблемы методологии науки, связанные с  получением истинного знания. Он и  сегодня привлекает к себе ученых для которых поиск истины главное.

В 60-70 годы 20 века появляется философия структурализма, которая развивается в русле  позитивизма и является его моднейшей  модификацией. Она привлекла внимание не только естествоиспытателей, но и  различных слоев научной интеллигенции. Структурализм поставил целый ряд  интересных проблем: возникновение  и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; проблемы взаимосвязей психического и социального, социального действия, структуры личности и его самосознания и другие.

 

 

 

 

 

 

 

К 9 семинару

7)Проблема свободы в философии.

 

 

Существует  несколько подходов в понимании  свободы.

 

1) Связывают  понимание свободы воли человека  только с необходимостью, и следовательно  (Гольбах): “во всех своих поступках  человек подчиняется необходимости...его свобода воли есть химера”. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей и возможностей, если человек действует как автомат, то о какой свободе можно говорить.

 

2) $ и противоположная  трактовка: свобода – это возможность  поступать, как хочется. Екатерина  Великая – свобода – это  когда никто не может заставить  меня делать так, как я не  хочу. Здесь уже имеется элемент  противоположности свободы не  столько необходимости, сколько  принуждению.

 

3) Некоторые  утверждают о наличии абсолютной  свободы. Легенда о расквашенном  носе => свобода может и не  знать граней, отделяющих ее от  ошибочных действий. => нет абсолютной  свободы, свобода всегда относительна (не только в пределах имеющихся  тех или иных рамок, но и  различные оценки в разл.системах отсчета. Абс. свобода – абстракция от реального процесса формир-ия волевого акта ч-ка.

 

4) Одной из  более разработанных концепций  свободы является концепция Бердяева. Связь свободы с природной  или социальной необходимостью  лишает подлинную свободу всякого  смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода  безосновна. Свобода есть не только  выбор возможности, свобода есть  творчество, созидание ранее не  бывшего. “Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя”. Достоинство – обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество человека (в " моменте свободы – или выбор возможности в материальном мире, или создание новой ситуации). Недостаток – устранение детерминизма.

 

5) В детерминистской  философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям, интересам

 

" волевое  решение, связанное с выбором  целей и мотивов деятельности, определяется в основном его  внутренним миром, миром сознания, который не противостоит внешнему  миру (объективному), а является его  отражением, и диалектическая взаимообусловленность  событий в этом внутреннем  мире является отражением диалектической  взаимообусловленности явлений  во внешнем мире. Объективная  детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость  отражаются в мире сознания  в виде логической и психологической  необходимости, связывающей человеческие  идеи, познавательные образы, понятия  и представления. Более того, сами  цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного  выбора линии поведения человеком,  определяются его интересами, возникающими  в ходе его практической деятельности, в которой субъективная диалектика  его сознания формируется и  развивается под влиянием объективной  диалектики.

 

Реальное  свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных линий поведения (пр.: целей деятельности, средств, поступков). Объективным основание  ситуации выбора является объективное $ целого спектра возможностей, определяемых действием объективных законов  и многообразием условий, в которых  эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит  в действительность. Реализацию в  действительности получает только та, для осуществления которой частично необходимо, а частично случайно складываются необходимые условия. В природе  в реальной ситуации выбора практ. не возникает. Ч-к, наделенный сознанием, познавая законы природы и общества, может выделять различные возможности, сознательно влиять на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Основанием для ситуации выбора является $ объективного спектра возможностей, а объективным основание возможностей являетя закономерность и совокупность различных условий, необходимых для ее реализации. Мера возможности события прямо пропорциональна мере его необходимости. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализации в действительности. Выбор, прежде всего, определяется целевыми установками человека, а они – характером практической деятельности и той совокупности знаний, которыми человек обладает (прежде всего знание необходимости).

Информация о работе Общая характеристика и основные направления Западной философии ХХ века