Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:16, контрольная работа
В философской литературе существует значительное число классификаций школ и направлений современной западной философии. Среди них подчеркивается наличие двух тенденций философствования: сциентистской и антисциентистской.
Сциентистская тенденция - основывается на представлении о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. К сциентизму относятся: позитивизм, структурализм, прагматизм, неокантианство, неогегелъянство, марксизм.
5 семинар
1)Общая характеристика и основные направления Западной философии ХХ века
В философской литературе существует значительное число классификаций школ и направлений современной западной философии. Среди них подчеркивается наличие двух тенденций философствования: сциентистской и антисциентистской.
Сциентистская тенденция - основывается на представлении о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. К сциентизму относятся: позитивизм, структурализм, прагматизм, неокантианство, неогегелъянство, марксизм.
Антисциентистская тенденция, напротив, была связана с теми негативными сторонами развития научного знания и общественной жизни, которые особенно резко проявили себя после I мировой войны и абсолютизировали интиреалистические идеи раннего периода неклассической философии. К этому направлению относятся: философия жизни, все виды религиозной философии, герменевтику.
В наиболее
завершенной форме
В неопозитивизме теоретико-познавательные и методологические проблемы тесно смыкаются с особым комплексом вопросов логики, теоретической лингвистики, семантики и их исследования.
В конце
60-70 неопозитивизм
Продолжением этого направления стал структурализм(Барт, Фуко). Представители попытались придать гуманитарной сферезнания строгость точных наук. Они акцентировали внимание на проблемах коммуникации, знаковых системах, ментальных структурах.
В отличии от позитивизма неокантианство, неогегельянство, марксизм продолжают традиции немецкой классической философии.
Основные принципы неокантианства исходили из трактвки философии как критики познания, отрицания онтологии как научной дисциплины.
Для неогегельянства
характерно стремление к созданию целостного
монистического мировоззрения на основе
обновленной интерпретации
Марксистская философия логически продолжила методологическую линию немецкой классики, совместив в себе диалектический метод Гегеля и материализм Фейербаха. Последовательно применяя диалектико-материалистический подход к анализу природных процессов, социальной истории и самого человека, К.Маркс и Ф.Энгелъс акцентировали внимание на роли практики в процессе изменения мира и преодолении того отчуждения человека, которое приобрело с развитием капитализма угрожающие масштабы.
Антисииентистский тип философствования, напротив, подвергает сомнению притязания разума на окончательное постижение истины, акцентируя внимание на сложной природе человека и общества, включающей не только рациональные, но и иррациональные моменты бытия. Впервые данную проблему поставил А.Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление». Сущность личности, по Шопенгауэру, составляет независимая от разума воля - абсолютно свободное желание.
И философия А.Шопенгауэра стала одним из основных источников «философии жизни, а также предшествовала некоторым современным психологическим концепциям.
Наиболее полно антисциентистский тип философствования раскрылся в экзистенциализме - философском течении, выдвигающем на первый план смысложизненные вопросы, которые не поддаются рациональному объяснению.
Рационализм и иррационализм (от лат. rationalis – разумный и irrationalis – неразумный, бессознательный) – философские направления, онтологический смысл которых состоит в разной трактовке мира относительно средств его идеального освоения. С точки зрения Р. мир таков, что он в принципе полностью поддается рациональному (логическому, дискурсивному, отчетливо выраженному в языке) познанию. И. допускает в мире нечто неподдающееся логическому познанию, «алогическое» и требующее для освоения других средств: интуиции, непосредственного переживанияи т.п. Р. полагает, что иррациональное есть просто плохо осознанное или иллюзорное. И, напротив, часто акцентирует на ограниченности и поверхностности рационального познания. Задача заключается в том, чтобы дать категориальную характеристику онтологии, которой адекватно рациональное или, соответственно, иррациоyальное (лучше бы сказать «внерациональное», дабы устранить отрицательные ассоциации) идеальное освоение. Рациональное адекватно определенности, системности, повторяемости. Внерациональное адекватно неопределенности, событийности (становлению как аспекту изменения и развития),неповторимости. Например, в субъективной реальности рациональному поддается её информационный уровень, а по мере вхождения в неинформационные глубины нарастает роль внерацинального, становясь единственным инструментом освоения внеинформационного в чистом виде, лежащего в основании субъективности ( и тогда прав Ф.Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь»).
Биологизм
(Biologismus) — мировоззрение, которое причину всей действительности, точно так же и духовного бытия, переносит в органическую жизнь и выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. Как на последовательного защитника биологизма можно указать, например, на Г. Г. Голле («Allgemeine Biologie als Grundlage fur Weltanschauung, Lebensfuhrung und Politik», 1925). Следует обратить внимание на то, что даже и естественно-научная картина мира с этой точки зрения определяется уже не только физикой и химией, а во все большей мере биологией
Психологи́зм — тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания. Наиболее известны психологистические системы в логике и математике.
Логический психологизм представляет собой точку зрения в логике (или философии логики), согласно которой логические и математические законы укоренены в психологических фактах или законах, происходят из них или объясняются ими. Психологизм в философии математики — это точка зрения, согласно которой понятия и/или истины укоренены в психологических фактах или законах, происходят из них или объясняются ими.
Род логического психологизма поддерживался Дж. С. Миллем, также как и рядом немецких логиков XIX века, включая Христофа Зигварта и К. О. Эрдмана.
Психологизм (в логике и математике) критиковался Г. Фреге и Э. Гуссерлем, в эпистемологии — К. Поппером. В отечественной традиции радикальных антипсихологических взглядов придерживались Г. П. Щедровицкий и другие участники Московских логического и методологического кружков[1], а также Э. В. Ильенков[2] и его ученики.
2)Позитивизм и неопозитивизм.
Позитивизм – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (положительного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука, не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.
Позитивизм сформировался в 30-40 годы 19 века. Основателем его был французский социолог О. Конт (1798-1857).
Именно основные принципы философии позитивизма, сформулированные Контом в курсе «Позитивной философии», являются той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в 19-20 вв.
Вторая
историческая форма позитивизма
возникает в конце 19 начале 20 веков.
Яркой фигурой этого
Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы 20 ст. под общим названием неопозитивизм. В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм.
Наиболее известные представители: Шлик, Карнап, Айер, Рассел, Франк, Витгенштейн.
Основные идеи позитивизма: а) Философия должна заниматься аналитической деятельностью, т.е. выяснением логического смысла языка конкретных наук; б) главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками.
Вместе с тем, позитивизм поставил важные проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Он и сегодня привлекает к себе ученых для которых поиск истины главное.
В 60-70 годы
20 века появляется философия структурализма,
которая развивается в русле
позитивизма и является его моднейшей
модификацией. Она привлекла внимание
не только естествоиспытателей, но и
различных слоев научной
К 9 семинару
7)Проблема свободы в философии.
Существует несколько подходов в понимании свободы.
1) Связывают
понимание свободы воли
2) $ и противоположная
трактовка: свобода – это
3) Некоторые
утверждают о наличии
4) Одной из
более разработанных концепций
свободы является концепция
5) В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям, интересам
" волевое
решение, связанное с выбором
целей и мотивов деятельности,
определяется в основном его
внутренним миром, миром
Реальное
свободное действие человека выступает,
прежде всего, как выбор альтернативных
линий поведения (пр.: целей деятельности,
средств, поступков). Объективным основание
ситуации выбора является объективное
$ целого спектра возможностей, определяемых
действием объективных законов
и многообразием условий, в которых
эти законы реализуют свое действие,
в результате чего возможность переходит
в действительность. Реализацию в
действительности получает только та,
для осуществления которой
Информация о работе Общая характеристика и основные направления Западной философии ХХ века