Общая характеристика материалистического учения о душе в античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:27, реферат

Описание работы

Философия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Философия и наука…………………………………………………………..4
2. Определение философии…………………………………………………….7
3. Функции философии…………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………….10

Файлы: 1 файл

9441 Собственность -готовая работа.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

№ 05163 философия  к 1.06.06

« Философия  как наука, ее предмет, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая  и прогностическая функции» 6-8- стр 
 
 
 

План: 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Философия  и наука…………………………………………………………..4

2. Определение философии…………………………………………………….7

3. Функции философии…………………………………………………………7

Заключение………………………………………………………………………9

Список используемой литературы…………………………………………….10

     

  Введение

  Философия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

  Философия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата. Т.о. структура философии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий (философия всеобщего уровня) создаются всеобщие философские теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом философии и всех остальных наук. 2) философия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натурфилософия — философия природы, социальная философия — всеобщая философия общества. 3) прикладная философия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (философия экономики).

  Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных часто научных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания.

  Функции философии: миpовоззpенчесая, методологическая. Мироощущение (оптимист, пессимист), мировосприятие (альтруист, эгоист), отношение к миру (догматик, диалектик). Мировоззрение - человек сознательно занимает определенную позицию своего отношения к вещи. Миpовоззpенческая функция характеризуется тем, что философия должна объяснять, систематизировать, рационализировать. Критическая роль минимизирует риск ошибок (выбор одного из многих путей).

  Термин "философия" греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos, что означает любовь, или philia - дружба, привязанность, симпатия; и sophos, что переводится как ученый муж, мудрец, или sophia - мудрость, знание, искусство, талант. Краткая этимологическая расшифровка звучит как "любовь к мудрости". Первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрец, в его понимании, - это только Бог, мудрость только у Бога. Отсюда и один из первых символов философии-мудрости - Ирида, радуга как мостик между землей людей и небом богов. По мере духовного возмужания человека росло в нем и убеждение, что "не Боги горшки обжигают" (жаль, заметим, - пошли не те горшки); участились, а потом и традицией стали постоянные покушения на самою эту божественную мудрость. Все больше и больше мыслителей перестает удовлетворять роль простых друзей мудрости - они хотят быть ее непосредственным воплощением.

1. Философия и наука

  Решение проблемы "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют  с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики - символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными. Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука - это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

  Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям  научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т. е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, - это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда - доказать. Можно согласиться в данной связи с У. Джемсом, видевшего в философии "коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил". Ядро научного знания, несомненно, составляет знание истинное, т. е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний может быть названа наукой лишь "из чувства вежливости".

  Не  стоит, впрочем, огорчаться: не все то, что не наука, - плохо. Вот искусство - не наука, но в этом-то и заключена его прелесть. Философия, разумеется, не беспочвенна - она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная - предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.

  Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как  только что-то созревает для действительно  научного, доказательного освещения, оно  тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную  науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.

  Исторически данная тенденция просматривается достаточно четко. Когда-то, скажем, психология была частью философии, философской дисциплиной. Но как только у не появились свои конкретно-эмпирические методы исследования, она стала вполне самостоятельной наукой, притом не только содержательно, но и организационно. Аналогичная ситуация и с логикой. Традиционная, аристотелевская, логика - область традиционного философского исследования. Современная же, или символическая, логика - это уже раздел математики, математическая дисциплина (с философскими вопросами логики).

  Странной  рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и  направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, "измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа". Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.

  Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью  обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что "философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной". Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, "гносеологические уроки") она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия - это особая, или весьма специфическая, наука.

2. Определение философии

  С учетом или в свете сказанного, искомое нами определение может  быть таким: философия есть учение о  конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях  бытия человека в мире. В данном определении мы имеем триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Конечные причины человеческого бытия выводят нас на природу и единство мира; предельные основания обеспечивают единство или целостность мира познания; трансцендентные возвышения завершают и тем самым тоже приводят к единству нормы, ценности и идеалы человеческого бытия.

3. Функции философии

  В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.

  Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

  Методологическая  функция философии состоит в  определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования  научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

  Гуманистическая функция философии также проявляется  очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

  Практическая  функция философии состоит, как  уже отмечалось, прежде всего в  ее моральности, заботе о благе людей.

 

    Заключение

  1. Философия - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
  2. Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.
  3. Философия научна, эстетична, моральна.
  4. Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.

 

    Список  используемой литературы

  1.Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд-во "Феникс", 1997.

  2. Чанышев А.Н. Начало философии. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

  3. Введение в философию. Ч.1. (Отв.  ред. И.Т. Фролов). - М., 1989.

  4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология.  Культура. - М., 1991.

  5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое  философия? - М., 1991.

  6. Хайдеггер М. Основные понятия  метафизики // Вопросы философии, 1989. № 9.

  7. Хайдеггер М. Разговор на проселочной  дороге. - М., 1991.

Информация о работе Общая характеристика материалистического учения о душе в античности