Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

В истории русской философии мы пытаемся найти ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости. Русская философия занималась вопросами о смысле и целях истории, где главный объект изучения - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика…………..4
2. Славянофилы и западники………………………………………………………………...8
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и Западников и прокомментируйте их………………………………………………………………………..10
4. Заключение………………………………………………………………………………...10
5.Список литературы…………………………………………………………………….......11

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Основные направления  русской философии ХХ в.

Говоря о современной русской  философии, отмечают две ее основные черты: сильное влияние советской  традиции; обновление, объединение  ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии

· Русская  религиозная философия конца XIX и  ХХ вв.

«Золотым веком» духовной жизни  России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в. На это время  пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Яркими представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие. С.Н. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экономическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе - это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии - разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

Крупным представителем религиозного направления также был философ  и священник П.А. Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб  на Соловках в заключении). Флоренский также рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т.д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.

· Философия  космизма

Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский (1863 - 1945) -русский и  советский ученый и философ космист. Обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле переместится в космос.

А.Л. Чижевский (1897 - 1964) создал уникальную философскую систему космической  биологии. Развитие жизни на Земле находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияет на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции.

· Естественнонаучная философия

Основными направлениями были: материалистическое; социально-политическое. Представители  материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали  бытие с точки зрения естественных наук - химии, биологии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направление  было представлено творчеством Мечникова  и Ковалевского. Рассматривалось  общество как единое целое, имеющее  многократную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества, происходит по объективным законам.

· Советская  философия

Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская  философия развивалась, как советская философия. Имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние оказало философское творчество В.И. Ленина, пытавшегося развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Выделяют три этапа развития советской философии: 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий  при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии; определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина; 50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельной советской философии.

Представители советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем - «текстология»); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);М.Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).

· Философия  «русского зарубежья»

П.С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. В своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к экстенциализму, и ее главной  темой был человек, его жизнь, поступки, его права. Человек и  человеческая жизнь уникальны, жизнь  независима от внешних обстоятельств, человек активно добивается реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский  философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии  проблемы человека и общества.

 

 

 

2. Западники  и славянофилы

 

В 40-х гг. XIX в. родились два важнейших  идейных течения: западничество  и славянофильство. Представителями  славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков, А.С.Хомяков  и другие. Представителями западников были П.Я. Чадаев, А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.В. Станкевич и другие. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский. И те, и другие твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко выступали против крепостного права, но резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

Славянофилы считали, что русский  народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы - общинники, у нас своя жизнь, вы - власть, у  вас своя жизнь. К.Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

Славянофилов часто относят  к политической реакции в силу того, что их учение содержит три  принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Но славянофилы  старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали  как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время, реформы Петра сопряжены  со многими издержками. Истоки большинства  самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в  том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы  имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Их споры имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия - страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.

 

 

 

3. Приведите  характерные высказывания из  любых работ славянофилов и западников и прокомментируйте их.

 «Человек родился не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумное законное наслаждение благами бытия, его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе», - Виссарион Григорьевич Белинский.

Мне кажется что, Белинский имел в виду то, что человек изначально рождается добрым, но окружающее его  общество постепенно делает его злым.

«Христианство при всей его чистоте, при его возвышенности  над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, у романца или тевтона», - А.С. Хомяков.

Я думаю, Алексей Степанович Хомяков, хотел сказать о том, что каждый народ создает свою веру, которая  соответствует его взглядам на мир.

"Запад потому и  развил законность, что чувствовал в себе недостаток правды. На Западе душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством; совесть заменяется законом, внутренние побуждения - регламентом..." Константин Аксаков

Я думаю, здесь говориться о том, что в России, в отличие от Запада, есть понимание мира, которое исходит из души, а не только из законов, которые устанавливаются в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Русская философия - органическая часть  мировой философии и культуры. Она рассматривала те же проблемы, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В.В.Зеньковский отмечал, что философия нашла свои пути в России - «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…» Зеньковский В.В. история русской философии. В 2т.Т.1.Ч.1. - Л.:Эго, 1991. - С. 13.

Русская философская мысль представлена различными направлениями, ориентациями и школами, но в ней преобладает  творческий подход к решению проблем, яркая выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России.

 

Список литературы

1. Философия: учебник для вузов/под  ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.  Ратникова, 1-4 изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,1998-2007.

2. Философия: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮРИСТЪ, 2006

3. Алексеев П.В.Философы России XIX-XXстолетий. - М,, 1994

4. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: ЭКСМО, 2007

5. Герцен А.И. Избранные философские  произведения. В 2т. - М.,1946

6. Зеньковский  В.В. История русской философии. В 2т. - Л., 1991

7. История  философии: Запад-Россия-Восток (книга  вторая и третья). - М.,1996,1998

8. Философия:  энциклопедический словарь. - М.:Гардрарики, 2004




Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники