Общая характеристика русской
философии
1. Общее понятие и
характерные черты русской философии.
Русская философия – феномен мировой
философской мысли. Ее феноменальность
заключается в том, что русская философия
развивалась исключительно автономно,
самостоятельно, независимо от европейской
и мировой философии, не находилась под
влиянием многочисленных философских
направлений Запада – эмпиризма, рационализма,
идеализма и др. В то же время русскую философию
отличают глубина, всесторонность, достаточно
специфический круг исследуемых проблем,
порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии
являются:
сильная подверженность религиозному
влиянию, особенно православию и язычеству;
специфическая форма выражения философских
мыслей – художественное творчество,
литературная критика, публицистика, искусство,
«эзопов язык» (что объясняется политической
несвободной и жестокой цензурой);
целостность, стремление почти всех философов
занимается не отдельной проблематикой,
а всем комплексом актуальных проблем;
большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность;
широкое распространение в массах, понятность
простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого
целостного организма);
проблемы морали и нравственности;
проблемы выбора исторического пути
развития России – между Востоком и Западом
(сугубо специфическая проблема русской
философии);
проблема власти;
проблема государства;
проблема социальной справедливости
(данной проблемой «пропитан» значительный
пласт русской философии);
проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы
русской философии:
период зарождения древнерусской философии
и раннехристианской философии Руси;
философия периода татаро-монгольского
ига, зарождения, становления и развития
централизованного русского государства
(Московской Руси и России);
философия XVIII в.;
философия XIX в.;
русская и советская философия XХ в.
2. Ранняя русская философия
(период ее зарождения и раннего
христианства).
Период зарождения древнерусской философии
и раннехристианской философии Руси относится
к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения
Древнерусского государства – Киевской
Руси до времени феодальной раздробленности
и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии
были:
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства, попытки соединить
его с язычеством;
государство;
право;
природа.
Среди наиболее ярких представителей
философии указанного периода выделяются:
Иларион (основное произведение – «Слове
о Законе и Благодати», в котором популяризируется
и анализируется христианство, его роль
в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение
– «Поучение», своеобразный философский
морально-нравственный кодекс, где даются
поучения потомкам, анализируются проблемы
добра и зла, мужества, честности, стойкости,
а также другие морально-нравственные
вопросы);
Климент Смолятич (основное произведение
– «Послание пресвитеру Фоме», главная
тема философии – проблемы разума, познания);
Филипп Пустынник (основное произведение
– «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения
души и тела, плотского (материального)
и духовного (идеального).
3. Русская философия XII – XVII вв.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского
ига, становления и развития централизованного
Русского государства (Московской Руси)
как в истории, так и философии приходится
на XIII – XVII вв.
Главными темами, характерными для данного
периода философии, являлись:
сохранение русской духовности;
христианство;
борьба за освобождение;
устройство государства;
познание.
Среди видных философов данного периода:
Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов,
основными идеалами которого были сила
и могущество, универсальность и справедливость
христианства; консолидация русского
народа, свержение монголо-татарского
ига;
Философий (XVI в.) – также занимался вопросами
христианского богословия, отстаивал
идею преемственности христианства («Москва
– Третий Рим») по линии Рим – Константинополь
– Москва;
Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал
морально-нравственные ценности, выступал
за скромность, аскетизм, был идеологом
монархии и царской власти, главными целями
которых видел заботу о народе и справедливость;
Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом
оппозиционной социально-политической
философии, выступал за ограничение деспотизма
царской власти, свободу, право, сословно-представительную
монархию, вел заочную полемику с Иваном
Грозным;
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали
за реформу Церкви, искоренение церковной
праздности, парадности, приближения Церкви
к народу, были идеологами так называемого
движения «нестяжателей» (боролись против
«иосифлян» - сторонников сохранения прежних
церковных устоев);
Аввакум и Никон – также боролись за
обновление Церкви, но в идеологическом
смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение
Церкви на уровень еще одного вида власти
наряду с государственной, Авакум – за
сохранение старых обрядов;
Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против
схоластики и ее распространения в русской
теологии; во-первых, занимался вопросами
гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул
рациональное и опытное (эмпирическое)
познание; в качестве первопричины всего
сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в.
(материализм и социально-политическая
философия).
Русская философия XVIII в. включает два
основных этапа в своем развитии:
философию эпохи петровских реформ;
материалистическую философию середины
и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских
реформ) относится творчество Феофана
Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии
была социально-политическая:
вопросы устройства монархии;
императорской власти, ее божественности
и нерушимости;
прав императора (казнить, миловать, самому
назначать наследника и других);
войны и мира.
Также философы данного направления
занимались и иными вопросами – познания,
нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического
направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был
сторонником механистического материализма.
Им была заложена материалистическая
традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая
(«корпускулярная») теория строения вещества,
согласно которой все вокруг предметы
и материя в целом состоят из мельчайших
частиц («копрускул», то есть атомов) –
материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое.
С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца,
но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной
силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется
большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических
позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо
обоснования материалистических начал
бытия большое внимание Радищев уделил
социально-политической философии. Ее
кредо – борьба самодержавия, за народовластие,
правовую и духовную свободу, торжество
права.
5. Основные направления
русской философии XIX в.
Русская философия XIX в. включала в себя
ряд направлений:
декабристское;
монархическое;
западническое и славянофильское;
революционно-демократическое;
атеистическое;
теологическое;
философию космизма.
Более подробно данные направления рассматриваются
в вопросе 29.
2)Русская философия XIX в. Славянофилы
и Западники.
Русская философия имеет богатое наследие.
Десятки крупных русских философов оказывались
в центре духовной культуры России. Многие
исследователи отмечают, что в истории
русской философии особо выделяется период,
охватывающий XIX и начало XX века. В середине
XIX века разгорелась борьба между славянофилами
и западниками по кардинальным вопросам
философии. Особенно большие расхождения
были по проблеме исторической роли и
исторических судеб России. Философские
баталии по этой проблеме начались после
публикаций "Философских писем" Чаадаева.
Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский)
обосновывали идею о мессианской роли
России в истории человеческой цивилизации.
Они считали, что политическое устройство
России должно базироваться на монархии.
Основой духовности должно быть православие.
Русскому народу присущи такие ценности,
как соборность, коллективизм, общинность.
Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский,
А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации"
России. Россия должна смотреть на Запад
как на образец. Она должна перенять западный
экономический уклад, западные республиканские
формы государственного устройства и
западные духовные ценности.
Спор, начатый славянофилами и западниками,
то затихал, то вновь возникал, вовлекая
в свою орбиту новых идеологов.
в России,
представители революционного движения,
идеологи крестьянской демократии. Революционно-демократическая
идеология зародилась в 40-х гг. 19 в. и стала
определяющей в общественном движении
60—70-х гг. По социальному положению Р.
д. — главным образом Разночинцы, хотя среди
них были и дворяне. Один из первых Р. д.
— В. Г. Белинский. В 50—60-е гг. Р. д. во главе
с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым,
А. И. Герценом, Н. П. Огаревым и др. пропагандировали
свои идеи на страницах «Современника»
и «Колокола». Р. д. сочетали идею крестьянской
революции с идеями утопического социализма.
Рассматривали крестьянство как главную
революционную силу в стране; полагали,
что Россия после уничтожения крепостного
права путём крестьянской революции, минуя
капитализм, придёт через крестьянскую
общину к социализму. Р. д. создали тайные революционные
организации — «Землю и волю» (См. Земля
и воля) 60-х гг., «Землю и волю» (См. Земля
и воля) 70-х гг., «Народную волю» (См.Народная
воля) и др. В. И. Ленин назвал Герцена, Белинского,
Чернышевского и блестящую плеяду революционеров
70-х гг. предшественниками русской социал-демократии
(см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5
изд., т. 6, с. 25). Идеи Р. д. оказали плодотворное
влияние на развитие общественных наук,
литературы и искусства народов России
(см. Народничество).
3)Основная
идея философии Соловьева – идея всеединства.
По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее.
Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны,
т.к. низшее обнаруживает свое тяготение
к высшему, а каждое высшее вбирает в себя
низшее. Онтологической основой всеединства
у Соловьева выступает божественная троица
в ее связи со всеми божественными творениями
и, главное, с человеком. Основной принцип
всеединства: «Все едино в боге». Всеединство
– это единство творца и творения. Бог
по С «космический разум», «особая организующая
сила, действующая в мире».
В.С Соловьев
(1853 - 1900) – крупнейший русский философ,
заложивший основы русской религиозной
философии. Он пытался создать целостную
мировоззренческую систему, которая связала
бы воедино запросы религиозной и социальной
жизни человека. Основой такого мировоззрения
по Соловьеву, должно стать христианство.
Особенность подхода Соловьева в том,
что он ратовал за объединение всех христианских
конфессий (православия, католицизма
и протестантизма). Другая его особенность
в том, что он пытался включить в христианское
мировоззрение новейшее достижение естествознания,
истории и философии, создать синтез религии
и науки.
Центральная
идея его философии – идея всеединства.
По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее.
Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны,
т.к. низшее обнаруживает свое тяготение
к высшему, а каждое высшее вбирает в себя
низшее. Онтологической основой всеединства
у Соловьева выступает божественная троица
в ее связи со всеми божественными творениями
и, главное, с человеком. Основной принцип
всеединства: «Все едино в боге». Всеединство
– это единство творца и творения. Бог
по С «космический разум», «особая организующая
сила, действующая в мире».
Окружающий
мир по С не может рассматриваться как
совершенное создание, непосредственно
исходящее из воли одного божественного
художника. Божественный ум, органическая
сила по Сол распадается на множество
элементарных сущностей или вечных и неизменных
причин, которые лежат в основании всякого
предмета или явления. Эти элементарные
сущности он называет атомами, которые
своими движениями и колебаниями образуют
реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует
как особые проявления Божества, живые
элементарные существа или идеи. Каждая
идея обладает определенной силой, что
делает ее деятельным существом. Соловьев
был сторонником диалектического подхода
к действительности. Общий признак всего
живущего состоит в последовательности
изменений. Для обоснования непрерывной
динамики бытия Соловьев вводит такое
активное начало как мировая душа., которая
выступает субъектом всех изменений и
представляет собой энергию которая одухотворяет
все существующее. Но действует она не
самостоятельно, она нуждается в божественном
импульсе. Импульс – бог дает мировой
душе идею всеединства как определяющую
форму ее деятельности.
Механизм
сближения Бога, мира и человечества раскрывается
через концепцию богочеловечества, реальным
и совершенным воплощением которого является
Иисус Христос. Его образ служит не только
идеалом для индивидов, но и является целью
развития всего исторического процесса.
На этой цели базируется соловьевская
историософия. Целью и смыслом всего исторического
процесса является одухотворение человечества,
соединение человека с богом, воплощение
богочеловечества. Первичным условием
на пути к богочеловечеству является христианское
обращение. Ис. Хр. открыл моральные ценности,
создал условия для его нравственного
совершенствования. Приобщаясь к учению
Христа, человек идет по пути своего одухотворения.
Этот процесс составляет весь исторический
период жизни человечества. Человечество
придет к торжеству веры и справедливости,
когда его объединяющим началом станет
воплощенный в человеке бог.
4)Русский
космизм
Это философское
направление сложилось в конце XIX века
и сегодня о космизме говорят как об одной
из ведущих традиций самобытной философской
мысли России. Основы «русского космизма»
заложены в творчестве Н. Ф. Федорова, К.
Э. Циолковского (1857–1935) и В. И. Вернадского
(1863–1945).