Общая характеристика западной философии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Философия – это сложная теоретическая дисциплина, специфическая форма интеллектуальной деятельности людей. Философия в ее реальном жизненном проявлении – это какое - то «фундаментальное проявление», связанное с существенной перестройкой всего внутреннего мира человека.
Мировоззрение, как и их носителей удивительно много. Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Структура философского знания.……………………………………………4
2. Общая характеристика западной философии ХХ века…….………………..6
Проблема бытия в античной философии……………………………………8
Теоретический уровень познания..…………………………………………..9
Проблема существования надындивидуального сознания: многообразие подходов……………………………………………………………………...11
Свобода и ответственность: правовой, нравственный и экзистенциальный аспект…………………………………………………………………………13
Факторы, определяющие развитие общества.……………………………..16
Техногенное воздействие на окружающую среду……..……………….....18
Метафизика – это……………………………...…………………………....19
Гностицизм – это……………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы………...…….………

Файлы: 1 файл

контрольная по Фмлософии 2012.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Из отличительных черт философии ХХ века наиболее важными являются следующие: идеальный мир, создаваемый  философией ХХ века, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ.

 

3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

БЫТИЕ́, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений  и предметов (самих по себе или  как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конкретные огонь или воду. После милетцев (философская школа) проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь измен­чивость и множественность. Парменид сформулировал основной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.

Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основываясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокидывания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие.

Использовав идеи Парменида  о неизменности бытия, с одной  стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологическую систему. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

По его мнению, истинно  сущим бытием являются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия —  материи. Между миром бытия и  небытия балансирует мир чувственных  вещей. Бытие чувственных вещей  — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к  которым относятся прежде всего  софисты и киники. Философы-релятивисты  настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к соразмерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.

 

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ

 

Человечество всегда стремилось к приобретению новых  знаний. В наше время развитие цивилизации  требует компетентности и доброй воли людей.

Развитие человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).

 Познание и знание  различаются как процесс и  результат. Познание - это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс  получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Термин же «знание» употребляют  в трех смыслах:

1. способности, умения, навыки, которые базируются на  осведомленности о том, как  что-либо сделать;

2. любая познавательно  значимая информация;

3. особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. (Второй и третий пункты являются предметом рассмотрения гносеологии.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Задача: достижение объективной  истины во всей ее конкретности и полноте  содержания.

Характерные признаки:

· преобладание рационального момента - понятия, теории, законы и др. формы мышления

· чувственное познание является подчиненным аспектом

· направленность на себя (исследование самого процесса познания, его форм, приемов, понятийного аппарата).

Методы: позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения.

1. Формализация - метод  теоретического познания, заключающийся  в использовании специальной  символики, позволяющей отвлечься  от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Например, широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений.

Для построения любой  формальной системы необходимо:

- задать алфавит, то есть определенный набор знаков;

- задать правила, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены "слова", "формулы";

- задать правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.

В результате создается  формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка.

Достоинства этой системы:

- возможность проведения в ее рамках исследования объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту;

- обеспечение краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

2. Аксиоматизация - в основе  лежат аксиомы (аксиомы Эвклида), утверждение, в определенных рамках (теории, концепции, дисциплины) принимаемое истинным без доказательств, которое в последующем служит "фундаментом" для построения доказательств.

3. Гипотетико-дедуктивный  - выведение (дедукция) заключений  из гипотез, истинные значения  которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами. Дедукция - метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

В науке Нового времени  основным пропагандистом дедуктивного метода был крупнейший французский математик и философ Р. Декарт (1596-1650). Декарт односторонне преувеличивал значение интеллектуальной стороны за счет опытной в процессе познания истины.

Теоретическое познание наиболее адекватно отражается в мышлении (активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности), и проходит здесь путь от мышления в установленных рамках, по образцу, ко все большему обособлению, творческому пониманию исследуемого явления.

 

Основными способами отражения в мышлении окружающей действительности являются понятие (отражает общие, сущностные стороны объекта), суждение (отражает отдельные характеристики объекта); умозаключение (логическая цепочка, рождающая новое знание).

Квинтэссенция теории - закон. Он выражает сущностные, глубинные связи объекта. Формулирование законов - одна из основных задач науки.

Получается, что теория вырастает  не из эмпирии, но как бы рядом с  ней, а точнее, над ней и в  связи с ней". Теоретический  уровень - более высокая ступень в научном познании. "Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда". Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

 

5. ПРОБЛЕМА  СУЩЕСТВОВАНИЯ НАДЫНДИВИДУАЛЬНОГО  СОЗНАНИЯ:

МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

 

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под  ним имеют в виду психическое  отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчёркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном  значении под сознанием подразумевают  не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо  определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений  с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Надындивидуальное сознание

С вопросом биологического и социального  тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской  антропологии, отражающая психическую  и биологическую стороны существования человека.

На протяжении длительного времени  в философии доминировал принцип  антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие  рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел  свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Рассмотрим теорию Сократа, касаемую индивидуального и надындивидуального в сознании.

Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. (Это изречение было написано на стене храма Аполлона в Дельфах, и, вероятно, не случайно до нас дошло предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто является мудрейшим из эллинов, назвал Сократа.)

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие  с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Но с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Такие авторы, как Лейбниц, Кант. Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше, с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой - «Оно» (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - «Сверх-Я» (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». Таким образом, оказывается, что собственное «Я» - сознание человека не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек - это, прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Информация о работе Общая характеристика западной философии ХХ века