Общее и особенное русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути – «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…». В XlX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли». Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя не чужда натурфилософским исканиям), а, прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: история развития,
отличительные черты……………………………………………..4
2. Н. А. БЕРДЯЕВ.................................................................................6
2.1. БИОГРАФИЯ…………………………………………………..8
2.2. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ. РАБОТЫ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

К наиболее типичным признакам  объективации Бердяев относит отчужденность  субъекта от объекта; поглощение неповторимо  индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; господство необходимости, детерминации извне; подавление свободы; приспособление к массивности мира и истории; социализацию человека и его мнений, стирание его оригинальности; усеченную реализацию человеком своих творческих возможностей.

Личность в своем творческом движении стеснена объективацией, считает Бердяев. Этим обусловлена его активная защита личности, возвышение ее духовного мира, утверждение, что личность вообще первее бытия, что она имеет большую ценность, чем общество, которое стремится подчинить себе человека, превратить его в орудие, средство для достижения своих целей.

Но человек является союзником  Бога в преображении мира. Мир не перестал твориться, подчеркивает Бердяев. Он не завершен: творение продолжается деяниями человека. Духовное возрождение  человека, его творчество должны опираться на "русскую идею", призывающую осуществить царство Божие на земле, братство людей и народов.

Значимость философского творчества Бердяева определяется, прежде всего, тем, что он, продолжая традиции гуманизма, провозгласил и обосновал  абсолютную ценность личности и ее неотъемлемые права на духовную свободу, и творчество, на совершенствование себя и своего бытия. Он не остался в стороне от решения и других актуальных и острых проблем духовной жизни России и мировой цивилизации.

 

 

 

 

                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
По своему содержанию русская  философия универсальна, она исследует  различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия  занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XlX – начале ХХ вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В.Соловьевым «русской идеи» (1886). 
Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е.Трубецким, В.Ивановым и др. Суть выдвинутой ими«русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного. По мнению Н.Бердяева, русская философская мысль XlX – ХХ в. выработала самобытную национальную концепцию культуры, которая отражает в полной мере характер и призвание русского народа. По Бердяеву, русская философия убедительно показала, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. Поэтому большевизм и стал судьбой России, ее частью. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения. И хотя эти мысли Бердяева оказали огромное воздействие на целые поколения исследователей истории, судеб России, ими, конечно, не исчерпана эта вечная тема. Поэтому дискуссии вокруг этой проблемы не прекращаются и сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

     1. Балашов Л.Е. Философия. Учебник 3-е изд. с исп. и доп.-Москва,2008

 

     2. Бердяев Н.А. О  русской философии.-Свердловск.1991

 

     3. Бердяев Н.А. Философская  истина и интелегентская правда  // Вехи.-Москва.                                       

         Молодая гвардия,1991

 

     4. Зеньковский В.В.  История русской философии Т.1 Ч.1-Л.: ЭГО,1991

 

     5. Бердяев Н.А. Русская  идея. Основные проблемы русской мысли XlX и

         н. ХХ вв.//О России и русской философской культуре.-Москва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общее и особенное русской философии