Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 19:22, реферат
К немецкой классической философии конца ХVIII-ХIХ вв. относятся И. Кант, И. Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.
Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.
И. В. Киреевский писал:
Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений.
Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы представляли идеи русского возрождения и славянского единства.
Славянофильство представляло собой общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка («Собрание народных песен» П. В. Киреевского, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Славянофилы создавали славянские комитеты в России в 1858—1878 годах.
Западничество
Западничество – течение русской общественной мысли, сложившееся в 40-х годах 19 века. Его объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития России. З. представляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, В.А.Милютин, И.И.Панаев, А.Д.Галахов, В.Н.Майков, Е.Ф.Корш, Н.Х.Кетчер, Д.Л.Крюков, П.Г.Редкин, а также петрашевцы (в современной исторической науке существует мнение, согласно которому петрашевцы исключаются из западничества как особое идеологическое явление). Термин «З.» в известной степени ограничен, так как фиксирует лишь одну сторону антикрепостнического течения, которое не было однородным; среди западников были свои противоречия. Это отчетливо показали теоретические споры Герцена (поддержанного Белинским и Огаревым) с Грановским, Коршем и другими в 1845-1846 годах по вопросам атеизма, об отношении к социалистическим идеям. В противовес либеральной тенденции в З. Белинский и Герцен выражали формирующуюся демократическую и революционную тенденцию в русском освободительном движении. Тем не менее, наименование З. по отношению к 40-м годам правомерно, так как в условиях недостаточной дифференциации общественных и идеологических сил того времени обе тенденции еще выступали слитно во многих случаях.
Представители З. выступали за «европеизацию» страны – отмену крепостного права, установление буржуазных свобод, прежде свободы печати, за широкое и всестороннее развитие промышленности. В этой связи они высоко оценивали реформы Петра I, подготовившие дальнейшее прогрессивное развитие России. В области литературы западники выступали в поддержку реалистического направления и прежде всего творчества Н.В.Гоголя. Главной трибуной З. были журналы «Отечественные записки» и "Современник".
Анархи́зм (от ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком [1]
Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы[2].
Стоит отметить, что ещё в 1927 году, отвечая на «Платформу», предложенную Петром Аршиновым и поддержанную Нестором Махно «группа русских анархистов в изгнании» писала (при этом отмечалось, что данные положения были сформулированы в ходе гражданской войны в России в 1918—1919 годах, в ходе попытки объединения российских анархистов для совместной революционной борьбы:
« «(...) были признаны: либертарный коммунизм как основная материальная и организационная основа нового общества, синдикализм (в широком понимании) как основной метод действия и организации этой основы, индивидуализм как цель и смысл всего этого процесса.
Было констатировано, что все три подхода - коммунизм (либертарный), синдикализм, индивидуализм - по сути, есть лишь три существенных элемента одного и того же целостного процесса: достижение методами классовой организации и классового действия трудящихся масс ("синдикалистский" метод) анархического коммунистического общества, которое призвано служить необходимой социальной базой для полного расцвета свободной индивидуальности»[5].
»
При этом часть современных анархистов даже выступают в поддержку капиталистических отношений (например, рыночные анархисты, агористы и др.), часть являются сторонниками рыночных отношений, но отрицают при этом капитализм (мутуалисты)[6]. При этом всё-таки представители «правого» анархизма и составляют меньшинство относительно анархистского движения в целом, в то время как большая часть анархистов по всему миру придерживается идей левого толка. По словам анархиста XXI века Синди Милштейн, анархизм — «политическая традиция, постоянно находившаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного»[7].
Среди анархистов нет однозначного отношения к организованности движения: часть выступает за создание анархистских организаций (в том числе анархистских профсоюзов — анархо-синдикалисты), другие же выступают резко против, отстаивая в частности принцип действия через аффинити группы, когда активисты группируются по принципу личного знакомства.
Направления анархистской философской мысли включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например — толстовцы, представители христианского анархизма), выступают с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот поддерживает насилие, как необходимую составляющую повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственной возможности достижения анархистского идеала вольного общества[8].
Революционная демократия в России — представители революционного движения, идеологи крестьянской демократии. Зародилась в 40-х годах XIX в., стала определяющей в общественном движении 60—70-х годов XIX в. Главные идеологи — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, названные В. И. Лениным предшественниками русской социал-демократии (см. Полн. собр. соч., т. 6, с. 25). С русской социал-демократией их объединяли революционная борьба против крепостничества и феодальной монархии, понимание преходящего характера капитализма, убежденность в необходимости коренных изменений всех общественно-экономических условий в стране, вера в грядущий социализм.
Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма. Идеологом демократического лагеря 40-х годов был В. Г. Белинский (1811 — 1848). Преодолевая цензурные запреты, он выступал против крепостничества, за изменение существовавших в стране социально-экономических отношений. В отличие от других революционных демократов, он был глубоко уверен в неизбежности для России стадии капиталистического развития, осознавал прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным и отводил определенную роль буржуазии в ликвидации крепостного рабства. Вместе с тем Белинский утверждал, что Россия не остановится на капиталистической стадии, поскольку капитализм страдает многочисленными пороками, и неминуемо перейдет к социализму. Он не знал правильных путей установления социализма, поэтому его социализм был утопическим. Но его социалистические идеи отвечали насущным интересам России, задачам революционной классовой борьбы против феодально-крепостнической системы хозяйства и перехода к новым, прогрессивным производственным отношениям.
В 50— 60-х годах XIX в. революционно-демократические идеи выдвигали и пропагандировали А. И. Герцен (1812— 1870) и Н. П. Огарев (1813—1877), создатели вольной русской прессы за границей (в Лондоне). В. И. Ленин видел в этом великую заслугу Герцена (см. Полн. собр. соч., т. 21, с. 258). Журнал «Колокол» стал центром борьбы против крепостничества в России. Герцен и Огарев подвергли резкой критике русское крепостничество, показав, что оно является главной причиной экономической отсталости России. Герцен требовал безвозмездного перехода всей земли к крестьянам и понимал, что осуществить это возможно только революционным путем. Таким образом, он выступил как идеолог крестьянской революции. В. И. Ленин отмечал, что Герцен сыграл «великую роль в подготовке русской революции» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 255).
Герцен критиковал капиталистический строй Запада, его противоречия и делал вывод о его неизбежной гибели, о замене его социализмом. Однако, не поняв исторической роли капитализма, он делал неверный вывод о том, что Россия может избежать капиталистического пути развития, и, исходя из этого, строил свою ошибочную теорию «русского социализма». Зародышем социализма он ошибочно считал русскую крестьянскую общину без каких-либо ее изменений, полагая, что человеком будущего в России будет мужик. В конце жизни Герцен признал большое значение I Интернационала, руководимого К. Марксом, и классовой борьбы рабочих Запада. Крупнейшим экономистом домарксова периода был П. Г. Чернышевский (1828—1889) — идейный вдохновитель, выразитель интересов крестьянства, поднимавшегося па борьбу против крепостного права. Руководимый им журнал «Современник» (1853—1862) стал центром общественно-политической борьбы того времени.
Чернышевский подверг всесторонней глубокой критике феодально-крепостническую систему хозяйства России, указав на единственно возможный путь освобождения кресты ян — демократическую революцию. Разработанная им экономическая программа требовала конфискации помещичьей земли, ее национализации и передачи в пользование общин. По его мнению, крестьянская община, получив новое содержание, станет оплотом социализма. Таким образом, Чернышевский выступал как идеолог крестьянского социализма. По характеристике В. И. Ленина, Чернышевский был глубоким критиком капитализма, обличавшим его многочисленные пороки: анархию производства, конкуренцию, кризисы перепроизводства, эксплуатацию трудящихся и пр. Чернышевский считал, что Россия может избежать капиталистической стадии развития или хотя бы сократить ее продолжительность, поскольку в конце концов капитализм, по его мнению, представляет собой общественную форму, «убыточную для общества», что должно послужить причиной его гибели.
Он делал правильный вывод о преходящем характере капитализма и считал переход к социализму исторически обусловленным. Но поскольку он не знал объективных путей такого перехода, его социализм был утопическим. Чернышевский сделал значительный шаг вперед по сравнению с западными социалистами-утопистами. В отличие от них, он видел путь к социализму в классовой борьбе и революции. Чернышевский, по оценке К. Маркса, был замечательным критиком буржуазной политической экономии, мастерски показавшим ее банкротство
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.
СЦИЕНТИЗМ - (от лат. scientia — знание, наука) — термин (употребляемый обычно как негативный), обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре и обществе в целом. Обвинения в С. часто основываются на узкой, ограниченной концепции науки, якобы недоступной пониманию непосвященных, и противопоставлении ее искусству и др. формам общественного сознания. Критика С. с т.зр. философии науки может быть сведена к следующим тезисам. 1. Сторонники С. считают, что для понимания мира, в котором мы живем, наука имеет несравненно большее значение, чем искусство и др. формы общественного сознания. В современную эпоху научно-технической революции, когда достижения науки находят быстрое применение в технике и становятся непосредственной производительной силой, С. тесно смыкается с технократической т.зр. на развитие общества. Несомненно, наука играет всевозрастающую роль как в развитии технологии материального производства, так и в формировании рационального мировоззрения людей. Однако рациональное мышление нерасторжимо связано с эмоциональной и чувственной деятельностью, которые служат основой искусства, а тем самым художественного отображения мира. Недооценка, а тем более игнорирование этой стороны деятельности людей приводят к явно искаженному представлению о трудящихся как своего рода Homofaber или Homo euconomicus, все устремления которого направлены исключительно на производство материальных благ. 2. Сциентисты утверждают, что только научная методология является интеллектуально обоснованной, поэтому искусство, мораль и др. формы общественного сознания, чтобы стать подлинной частью человеческого сознания, должны адаптироваться к этой методологии. При этом сциентисты позитивистского толка считают методологию естествознания, в частности теоретической физики как наиболее развитой его отрасли, научной методологией. Однако такая программа унификации всего научного знания не могла не потерпеть неудачу, т.к. она не учитывала различия наук, изучающих природу и общество. В природе действуют слепые, стихийные силы, в обществе выступают люди, одаренные сознанием и волей, ставящие себе определенные цели. Законы общества не могут осуществляться помимо деятельности людей, и поэтому науки об обществе и их законы не могут не отличаться от естествознания и законов природы. Тем не менее все они изучают единый объективный мир, и методы его исследования в целом не должны противоречить друг другу. Критический подход к гипотезам и теориям, проверка их следствий на опыте, использование единых принципов образования понятий и гипотез, широкое применение методов анализа и синтеза, системного подхода и др. методологических средств — все это свидетельствует о принципиально едином подходе естествознания и общественных наук к исследованию хотя и различных, но взаимосвязанных частей единого объективно реального мира. В философии науки наиболее типичными представителями С. были логические позитивисты, многие из которых после 1960 стали сторонниками аналитической философии. Придерживаясь верификационного принципа, позитивисты считали научными только такие утверждения, истинность или ложность которых можно верифицировать или проверить на опыте. Все др. утверждения, в т.ч. филос., они объявляли лишенными смысла псевдоутверждениями. О Царский И.С. Современный позитивизм. М., 1961; Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М., 1981;А //Г. Scientism. London, 1991. Г. И. Рузавин
Информация о работе Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение