Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:29, доклад
Методы познания, используемые только в научном познании, делятся на экспериментальные и теоретические. Методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования. Эти методы, используемые всеми науками, получили название общенаучных.
Общенаучные методы познания.
 
Методы познания, используемые только в научном познании, 
делятся на экспериментальные и теоретические. 
Методы используются в теоретических 
и эмпирических исследованиях. Они включают 
в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, 
аналогию и моделирование, абстрагирование 
и конкретизацию, системный анализ и формализацию, 
гипотетический и аксиоматический методы, 
создание теории, наблюдение и эксперимент, 
лабораторные и полевые исследования. Эти методы, используемые всеми науками, 
получили название общенаучных.  
Обобщенные знания о методах и структуре 
данной науки, основных закономерностях 
ее функционирования и развития не являются 
какими-то внешними, привнесенными в основы 
наук, дополнительными к предметным в 
традиционном смысле слова знаниям; наоборот, 
они внутренне присущи современному естественнонаучному 
курсу. Как известно, уровень систематизации 
современных естественнонаучных знаний 
особенно высок и характеризуется логическим 
совершенством основных теорий, глубоким 
проникновением математики, разнообразием 
связей и отношений между отдельными элементами 
знаний.  
В содержание такого комплекса включаются 
следующие знания о методах, экспериментального 
познания: роль эксперимента в научном 
познании и практике; виды научного эксперимента 
— наблюдение и опыт; методологический 
принцип наблюдаемости; сущность процедуры 
измерения; требования к современному 
научному эксперименту; специфика измерений 
в микромире (на уровнях клетки в биологии, 
молекул и атомов в химии, элементарных 
частиц в физике) и др. 
Методы научных исследований – это те 
приемы и средства, с помощью которых ученые 
получают достоверные сведения, используемые 
далее для построения научных теорий и 
выработки практических рекомендаций.
Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.
Синтез – метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (например производительность труда по производственному объединению в целом).
Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов этого множества.
Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных элементов.
Аналогия – метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений.
Сравнение – метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности.
Измерение – метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения.
Исторический подход – метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение истории изучаемого объекта, явления во всей ее многогранности с учетом всех случайностей.
Логический подход – метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов.
Моделирование – метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий существенные черты характеристики оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с помощью ЭВМ (например транспортные маршруты при автомобильных перевозках грузов).
Абстрагирование – (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития.
Конкретизация – метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.
Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.
Единой 
методики системного анализа в научных 
исследованиях, к сожалению, пока не 
имеется. В практике исследований он 
применяется путем 
– процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования;
– анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности;
– системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности АСУ, технологических процессов и др.).
Комплексный анализ – метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод исследования объекта (явления, изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Важнейшими его принципами являются следующие:
– функциональный подход при исследовании 
функций объекта и его 
– народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта;
– соответствие полезности функций затратам на их осуществление;
– коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений.
Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительской стоимостью объекта и совокупными затратами на его разработку, снижение себестоимости выпускаемой товарной продукции и повышение ее качества, роста производительности труда.
Формализация – метод 
Гипотетический метод (от греч. – основанный на гипотезе) – основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверно научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, телекоммуникационных и мобильных средств связи, себестоимости новых видов товарной продукции и т.п.).
Аксиматический метод предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории.
Прежде всего, это относится к использованию экономических законов, трудов классиков, научных исследований, являющихся аксиоматическими знаниями научной теории, используемой для дальнейшего развития науки.
Создание теории – это метод обобщения результатов исследования, нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространения результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надежности проведенного экспериментального исследования.
В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также специфические методы формирования эмпирического знания прикладного характера. Это преимущественно чувственные методы человека – ощущения, восприятия и представления.
Однако эмпирические знания не всегда часто чувствительные. Оно становится научным тогда, когда определена их причинная связь наблюдением и экспериментом, т.е. выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение издержек, и намечены мероприятия по устранению недостатков.
Наблюдение – метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется при изучении трудоемкости изделий путем хронометражных наблюдений, при контрольном раскрое сырья, расхода материалов, выполнения технологических операций и т.п.
Эксперимент – научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований. Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например проведение эксперимента в ряде отраслей народного хозяйства по применению новых систем планирования, управления и стимулирования.
Экспериментальные 
исследования могут проводиться 
в научной лаборатории с 
Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук, например экономических.
Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук.
Следовательно, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.