Общественное сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:35, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия «общественное сознание», его сущности, структуры, определение некоторых закономерностей, происходящих в обществе.
Тема «Общественное сознание» является актуальной, так как рассматривается сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей.

Содержание работы

Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их единство и различие.
Закономерности развития общественного сознания.
Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы.
Роль общественного сознания в историческом процессе.

Файлы: 1 файл

Тема 37.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие  и через посредство его в той  или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью  индивидуальных сознании. Наряду с  особенностями сознании отдельных  индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе  индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими  в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может  быть определяющим только по отношению  к сознанию данного индивида. Это  не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы  наличного общественного сознания. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие. Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.  
Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:  
1.     Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.  
2.     Вторичный – «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление – ядро и системообразующий элемент.  
Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения. 

Каково же соотношение  между индивидуальным и общественным сознанием? Некоторые полагают, что  реальной сферой общественного сознания, его единственным носителем является конкретный Индивид. Другие, напротив, считают, что общественное сознание есть нечто надличностное и потому в его трактовке нет необходимости обращаться к отдельному индивиду. Для того чтобы разобраться в этом, вернемся немного назад и повторим: общественное сознание — это атрибут общества. Как особый вид реальности, общественное сознание сопоставимо с бытием общества, находясь с ним в одном и том же «поле пространства». Говоря об общественном сознании, мы имеем в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь вообще, всеобщее духовное достояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Но жизнь надличностного духа вышла из ума и души индивидов; всякий индивид участвует в нем, правда лишь опосредованно. Большие и менее заметные усилия человеческой мысли способствуют образованию великой реки общественного сознания, хотя в названии этой реки нет уже и помину о маленьких ручейках. Что было бы с Волгой, если бы маленькие речки и ручьи лишили ее своих вод? Точно так же и с соотношением индивидуального и общественного сознания.

Разумеется, не каждое индивидуальное сознание в  своей объективированной форме  входит в общий массив общественного  сознания. Это зависит от глубины  и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве. Одно дело — сознание, мысли великой исторической личности (гениальных государственных  деятелей, мыслителей, писателей и  т.д.), участвующей в созидании  духовной жизни эпохи, а другое —  мысли жалкого эпигона. Они никого или мало кого трогают, а поэтому  и не остаются в запасниках социальной памяти. А к трудам гения нередко  обращаются всю жизнь, постоянно  питаясь живительными соками его  творчества. Труды значимых умов входят в сферу сверхличного сознания и  живут долго, в веках. Как сказал И.В. Гете: 

Места, где жил великий человек,

Священны: через сотни лет звучат

Его слова, его деянья — внукам[6]. 

 

Если теперь вновь поставить  вопрос о том, где же пребывает  общественное сознание, то ответ должен быть таким: общественное сознание пребывает в системе «человек — деятельность — общение — общество — история — язык — культура». И все это функционирует и развивается, находится в процессе постоянного приобщения вновь и вновь появляющихся на свет индивидов к сокровищам истории. Когда люди в условиях уже общественной жизни научаются осознавать мир, они научаются вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в языке, выводящем индивидуальное сознание на арену социального бытия. Индивид конечен и ограничен. Его сознание «живет и умирает» вместе с ним. В системе общества оно обретает своего рода бессмертие (в рамках жизни человечества). Общественное сознание оказывает свое могучее влияние на индивида, причем в течение всей его жизни. Общие условия социальной среды, в которой живут люди, определяют возможность объективного единения их взглядов, ценностных ориентации, интересов. В то же время каждый человек обладает неповторимыми чертами своего личного сознания, которое обусловлено природными задатками каждого отдельного человека, его наследственностью, личными вкусами, характером и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закономерности развития общественного сознания.

 

Основными закономерностями общественного  сознания являются:

1. Общественное сознание зависит от общественного бытия и определяется материальными условиями жизни общества. Эта зависимость прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. Гносеологический аспект означает, что общественное сознание – духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, взглядах, теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

2. Относительная самостоятельность  от общественного бытия. Относительная  самостоятельность общественного  сознания – это способность  отрываться от бытия общества  и развиваться по собственным  ему специфическим законам в  пределах конечной и общей  зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Относительная самостоятельность  общественного сознания проявляется  в преемственности духовного  развития человечества, которые разрабатываются  на основе достижения предшествующих эпох; общественного сознания, способного опережать общественное бытие (особо  присущи науке и идеологии); общественное сознание может отставать от общественного  бытия (пережитки прошлого, которые  особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии); в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воле; во взаимодействии различных форм общественного сознания. Все виды общественного сознания взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, указанные закономерности позволяют рассматривать общественное сознание как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.

 

 

Структура общественного сознания.

В структуре общественного  сознания обычно выделяют три взаимосвязанных  уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание  возникает в процессе повседневной  практики стихийно, как непосредственное  отражение внешней («бытовой»)  стороны жизнедеятельности людей  и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология  — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология — концептуально-теоретическоеотражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем  проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения.

Как таковая, общественная идеология всегда необходима,обязательна для любого общества — классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностейразвития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые  теоретики (и на Западе, и у нас)выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Этосвязывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

Формы общественного  сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса, 
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и  формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а)  преемственности, сохранении рационального, позитивного 
содержания старого в новом;

б)  взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или  опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания иего форм на общественное бытие (яркий пример тому — активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа  развития психики. Сознательное отражение  в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение  предметной действительности в ее отдельности  от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные  устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает  как “предстоящее” субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения  с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние  общественного сознания, хотя и относится  к этому влиянию не пассивно, а  избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют  его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

  Несмотря на огромные  усилия, затраченные философией  и другими науками, проблема  человеческого сознания (индивидуального  и общественного) далека от  своего решения. Много неясного  таят в себе механизмы, функции,  состояния, структура и свойства  сознания, его взаимоотношения с  деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть,  что вопрос о взаимоотношении  сознания и бытия не сводится  к вопросу о первичности и  вторичности, хотя и исходит  из этого. Изучение отношения  сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» не в смысле невозможности доказательного его решения, а в том смысле, что развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью

 

 
                                               

 

 

Список использованной литературы:

 
1. Спиркин А. П. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999.

2. Философия: учебник для вузов  / Под. ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-е изд. перераб.  и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2006. -

3. Философия: Учебник для вузов  / Под общ. ред. В. В. Миронова. -- М.: Норма, 2005.

4. Губин В.Д. Основы философии:  Учеб. пособие. -- 2-е изд; -- М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004

6. Гете И.В. Собрание сочинений. М.; Л., 1932-1937. Т. 4. С. 160.

 

 

 

 


Информация о работе Общественное сознание