Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:13, реферат
Описание работы
Общественное сознание можно определить как совокупность взглядов, представлений, идей и теорий, отражающих общественное бытие. Сознание — функция социальной системы, ее необходимый момент. Общество воспроизводит сознание в качестве элемента, очень важного для его существования. В результате сознание одновременно и условие существования общества, и обусловлено им.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 4 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 6 МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ 8 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 10 РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ 12 ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Социальные корни религии
в самом общем виде можно определить как
потребность в иллюзорном восполнении
практического бессилия людей, их неспособности
управлять силами природы и их собственными
общественными отношениями. Другими словами,
социальные основания религии отчасти
коренятся в страхе человека перед природой,
в бессилии его перед угнетением и отчуждением
в обществе, в переключении сознания людей
с установки изменить реальную земную
жизнь на иллюзии справедливости в том,
другом мире.
Внутренний мир человека ориентирован
на диалог с самым совершенным собеседником,
с которым более уместно молчание, чем
изречение. Идеал совершенного собеседника
человек безуспешно ищет в обществе, а
находит в Боге, поднимаясь над бытием
в мире и соприкасаясь с бытием мира.
И социальные, и гносеологические,
и психологические основания религии
задают лишь возможность обращения человека
к религии. Что касается реализации этой
возможности, то она зависит от самого
человека, от условий воспитания, от образа
и качества жизни, от уровня его развития.
По своему существу религия
является одним из архетипов мировоззрения.
Если в системе субъектно-объектных отношений
мифологического мировоззрения рождаются
гипертрофированные образы реальности,
обеспечивающие чувство страха, то в аналогичной
системе религиозного мировоззрения рождаются
образы поклонения и любви.
«Святое» является ключевой
категорией религиозного сознания, ориентированного
на восприятие жизни как высшей ценности.
Эта святость определяет и особые функции
религии, среди которых следует выделить
«психотерапевтическую», или компенсаторную,
и регулятивно-коммуникативную.
Первая восполняет бессилие
людей перед лицом проблем, решение которых
выходит за пределы их возможностей. По
мнению психологов-неофрейдистов, вера
в Бога предотвращает неврозы, обеспечивает
стабильность психики, укрепляет положительные
эмоции, но не решает проблемы.
Вторая функция связана
с регуляцией поведения людей через систему
религиозных норм и правил, с установлением
устойчивых связей единоверцев. Последнее
обеспечивает интеграцию людей на уровне
религиозных общин. Правда, эта интеграция
через социальный механизм проекции, самоидентификации
и символизации чревата возникновением
демаркационной линии между «нашими»
и «чужими».
Несомненно, религиозное
сознание общества так или иначе влияет
на формирование индивидуального религиозного
сознания. Общество и человек прошли значительный
путь своей эволюции, преодолевая дикость
и варварство. И сегодня, в условиях цивилизации,
за человеком сохраняется принцип свободы
совести. Он вправе выбирать как любую
веру, так и атеизм, если сделанный выбор
не ведет к антисоциальным последствиям,
к нарушению прав человека и общественных
норм морали.
Правовое сознание
Социально-философский подход
к исследованию правосознания, принимая
во внимание результаты других направлений,
исходит из констатации факта, что правовые
общественные отношения — это прежде
всего особые субъектно-субъектные отношения.
Они возникают на основе защиты прав субъектов
при существенно разной направленности
их интересов, когда эти интересы не только
разные, но иногда даже взаимоисключающие.
Проблема противостояния
интересов решается либо подавлением
интересов одних субъектов другими, с
последующим закреплением форм подавления
через институт государства, либо согласованием
противостоящих интересов на основе компромиссного
единства интересов отдельных субъектов
и общества в целом, опять же через институт
государства.
В первом случае за субъектом
не остается права выбора. Чтобы не попасть
под репрессивные санкции со стороны государства,
субъект обязан подчиняться авторитету
власти.
Во втором случае регулирование
интересов осуществляется через внешнюю
принудительную необходимость. Люди подчиняются
не из любви к другим субъектам, не из-за
страха наказания, а из понимания того,
что без взаимных уступок, ограничения
своих потребностей общество развалится.
В этом случае оформляется особый тип
субъектно-объектных отношений, где субъекты
выступают в качестве объектов управления
со стороны авторитета власти и одновременно
в качестве субъектов, признающих права
и обязанности друг друга.
Правосознание, как особый способ
освоения и усвоения права, тесно взаимосвязано
с политическим и нравственным сознанием,
другими формами общественного сознания,
а также с сущностными силами человека,
состоянием его воли и чувств, развитием
его интеллекта.
Правовые чувства и рациональное отношение
к действующему праву — два способа ориентации
человека в системе «природа-общество-человек».
Правосознание складывается как результат
юридического воспитания. С детства индивид
приобщается к правовым заповедям, правовому
регламенту. С детства индивиду прививается
(или должно прививаться) чувство самообладания
и самоуправления, чувство взаимного уважения
и доверия. Другими словами, на уровне
обыденного сознания формируются правовые
чувства, как «правовой инстинкт».
Становление правосознания
начинается с чувственного и рационального
освоения общественной жизни и оценки
социальной обстановки, содержания права,
юридической практики, рефлексии правосознания.
Оценка правовой ситуации предполагает
два уровня: взаимоотношение индивида
и действующего права, а также взаимосвязь
и взаимодействие людей в условиях конкретной
правовой обстановки.
Основанием критерия оценки
и самооценки могут быть политические
и этические, религиозные и эстетические,
философские и научные нормы и принципы,
идеи и представления, действия и поступки.
Правосознание составляет
существенную часть правовой культуры
как особого социального образования.
Как разновидность общей культуры, правовая
культура характеризуется определенным
уровнем правосознания, законности, законодательства
и юридической практики.
Заключение
На ранних этапах развития общества
общественное сознание формировалось
под непосредственным воздействием бытия,
в дальнейшем это воздействие приобретало
все более опосредованный характер, а
обратное воздействие общественного сознания
на бытие становится, напротив, все более
непосредственным.
Общественное сознание — это
воззрение людей в их совокупности на
объективный мир, на социальную реальность,
выраженные в естественном или искусственном
языке, творениях духовной культуры, социальных
нормах и взглядах.
В структуре общественного
сознания обычно выделяются следующие
уровни — обыденное и теоретическое сознание,
общественная психология и идеология,
а также формы общественного сознания,
к которым относятся политическая идеология,
правосознание, мораль, религия, искусство.
То, что общественное сознание выступает
в различных формах, придает ему многообразие,
многокрасочность, многомерность, свидетельствует
о его богатстве. К этому следует добавить,
что уровни и формы сознания взаимно пересекаются.
Например, идеологический аспект присутствует
во всех формах сознания, а в политическом
сознании он является определяющим. То
же можно сказать и об общественной психологии,
которая так или иначе присутствует в
различных формах общественного сознания,
придавая им соответствующую эмоциональную
окраску.