Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:43, реферат
Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.
. Общество и
культура как предмет
Человек живет не
только в мире вещей, но и
в мире понятий. Одни из них
отражают наш повседневный быт
и доступны для каждого, другие
- лишь узкому кругу посвященных.
Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков и т.д. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.
К сожалению,
в XX в. возникли предпосылки,
ведущие к истощению «
Все эти трагические коллизии есть результат не природных стихий или злого провидения, а человеческой деятельности. Именно таким образом было разрушено одно из великих заблуждений эпохи Просвещения - вера в то, что прогресс неодолим. Развенчание иллюзии прогресса поставило под сомнение реальное влияние фундаментальных ценностей культуры на смысл и предназначение человечества. Эрозия надежд на осмысленное будущее подвела человечество к своеобразному футурологическому «шоку»: страх перед неопределенностью в жизни, утрата смысла своего существования, снижение уровня самооценки и, как следствие этого, потеря уважения к окружающим людям.
Возможен ли выход из этой ситуации? Существуют два варианта: первый - жить исходя из принципа - после нас хоть потоп; второй - выработка стратегии сохранения культуры.
Первый принцип безнравствен и преступен, так как он снимает историческую и этическую ответственность человека за сохранение не только культуры, но и человечества в целом.
Второй вариант
требует прежде всего
Однако, прежде
чем раскрыть научное
Прежде чем
осуществить этот экскурс,
К явлениям
культуры можно отнести
Как видим,
культура многогранна, и
Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и социологический). Уже в 1964 г. американские ученые А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 дефиниций культуры, и, по мнению Л.Кертмана, их количество в 1987 г. удвоилось.( Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987 . С. 14. )
Такая поразительная
многозначность
Вряд ли
можно дать законченное
Итак,
обратимся к историческому
Общество как предмет философского анализа.
Задача социальной философии
заключается в том, чтобы осмыслить,
что такое общество, какое значение
оно имеет в жизни человека.
В узком смысле: под обществом понимают
определенный этап исторического развития
человечества или конкретную страну. Например,
феодальное общество или французское
общество. В широком смысле слова обществом
называют обособившуюся от природы часть
материального мира, которая включает
в себя способы взаимодействия людей и
формы их объединения. Существенный поворот в осмыслении
общественной жизни произошел в учении
К. Маркса и Ф. Энгельса( создали материалистическое
понимание истории; открыть в обществе,
в котором вообще трудно найти явления,
независящие от человеческого сознания,
такую область, которая существовала бы
вне сознания.) Реальный процесс жизни
людей Маркс определил как общественное
бытие.( включает в себя всю совокупность
общественных материальных отношений,
возникающих между людьми в процессе производства
и распределения, материальных благ, в
семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное
бытие обусловливает содержание общественных
идей, воззрений, чувств. Решающее значение
в осмыслении общественной жизни в рамках
концепции материалистического понимания
истории придается, прежде всего, материальному
производству и производственно-экономическим
общественным отношениям. Общественное
сознание определяется экономическими
условиями жизни людей. )
Социальные философы постоянно размышляют
над проблемой связи человека и общества.
Существует два подхода к этой проблеме
- объективистский и субъективистский.
Объективизм отличается детерминизмом:
общество производит тех людей, которые
ему нужны(например Учение Эмиля Дюркгейма
) Общество Дюркгейм понимал как совокупность
социальных фактов. Социальными фактами
он называл образы мыслей и действий, которые
имеют коллективную природу и обладают
таким признаком, как оказывать принуждение
на индивида. Именно коллективное сознание,
общественное мнение направляют поведение
индивида, который не может произвольно
выбрать путь жизни, не продиктованный
обществом. Он не волен выбрать свой язык
или отказаться от существующей денежной
системы. Индивид вынужден подчиняться
коллективному сознанию. Дюркгейм обращал
внимание на то, что изучать общественное
сознание следует по его объективным проявлениям
в различных памятниках культуры: по кодексам
права, по пословицам, обычаям, нравам
и т.п. Субъективистский подход к проблеме
"человек - общество" основывается
на понимании общества как суммы автономных
индивидов, способных к осмысленным поступкам
и сознательному выбору. Субъективизм
(идеи Макса Вебера- концепция социального
действия. Социальное действие - это действие,
мотив которого осознается индивидом;
это действие, которое имеет общественную
реакцию, т.е. направлено на других людей
и вызывает реакцию других. Общество, согласно
Веберу, есть совокупный результат осмысленного
поведения людей, продукт их сознания
и воли. Возникновение капиталистического
общества, например он объяснял формированием
у человека способности к рациональному
поведению в хозяйственной области и повседневной
жизни.
Информация о работе Общество и культура как предмет философского анализа