Общество и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.

Содержание работы

1. Философские представления о природе и ее взаимодействии с обществом.
2. Исторические типы взаимодействия общества и при¬роды.
3. Современные экологические проблемы, их особенности в России и пути решения. Идея «ноосферы» и ее актуальность. Проблема коэволюции общества и природы.
4. Народонаселение как фактор истории. Основные демографические проблемы современности и пути их решения.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 23.87 Кб (Скачать файл)

 

 

               План:

  1. Философские представления о природе и ее взаимодействии с обществом.
  2. Исторические типы взаимодействия общества и природы.
  3. Современные экологические проблемы, их особенности в России и пути решения. Идея «ноосферы» и ее актуальность. Проблема коэволюции общества и природы.
  4. Народонаселение как фактор истории. Основные демографические проблемы современности и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философские представления о природе и ее взаимодействии с обществом.

 

Природа в  философии понимается как все  сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как  форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения  между системой человеческого общежития  и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под  природой понимается все сущее, в  узком смысле она рассматривается  как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.

В философском  плане природа, прежде всего, соотносится  с обществом, поскольку она является естественным условием существования  людей. Общество предстает как обособившаяся  часть природы, условие и продукт  человеческой деятельности. Взаимоотношение  природы и общества – вечная и  всегда актуальная проблема философии  и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности  считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей  планеты. Общество и природа пребывают  в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт  природы, в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, общество не может  существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она - его часть. С нею человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение  в общей связи процессов и  предметов. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития.1

С появлением человеческого общества природа  стала испытывать на себе антропологическое  влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось  воздействие человека на природу. Уже  в конце XIX века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения  природы. Природа стала рассматриваться  человеком не как самостоятельная  реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В  результате произошедшей в XX веке научно-технической  революции антропогенное влияние  приблизилось к катастрофическому  порогу. Главная проблема антропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой  природы.2

Стремление  господствовать над природой вопреки  ее законам и таким образом  одержать над ней легкую победу оканчивается для человека всегда печально. Имея в виду достижения в области химии, физики, энергетики и в связи с  этим предостерегая от легкой победы над природой, Ф. Энгельс писал: «Не  будем, однако, слишком обольщаться  нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит  и мстит порой жестоко».3 Мстит, конечно, не в силу своего злого нрава, а потому, что человек необдуманным вмешательством нарушает сложившуюся миллионами и миллиардами лет взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и получает отрицательный результат, ибо в природе ничего не совершается обособленно, каждое явление связано с другими.

Любое вторжение  в природу даже в самых скромных масштабах должно быть всесторонне  просчитано и обосновано. В свою очередь необходима также постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и обществом. Поэтому нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.).

 

  1. Исторические типы взаимодействия общества и природы.

 

Можно выделить три революционных переворота в  производительных силах. Так называемая неолитическая революция, связанная  с переходом от "присваивающей" экономики к производящей, с возникновением земледелия и скотоводства. Промышленная революция - переход от ручного ремесленного труда к машинному производству. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективе исключить рутинный "нечеловеческий " труд из жизни общества.

Ещё не очень  отдавая себе отчёт, движимый в основном голодом, жаждой и инстинктами, человек  расселился практически повсеместно  и начал переделывать биосферу планеты, вступив в бесконечную борьбу с природой. Первоначально эта  борьба не могла быть слишком заметной и шумной. Она представляла своего рода пассивную защиту. Человек вел  себя по отношению к природе подобно  другому любому животному, т. е. был  вынужден приспосабливаться к ней  больше, чем приспосабливал ее к  себе. Природа диктовала ему образ  существования, размеры “владений”, время охоты. Древнейшие прочеловеческие стада жили только “подачками” природы, занимаясь главным образом собирательством, что не допускало большой концентрации индивидов – из-за нехватки пищи. Сезонные изменения как бы перегоняли их с севера на юг и с юга на север. Значит, люди вынуждены были существовать малыми группами, постоянно передвигаясь по бескрайним просторам, “осваивая” планету. В этот период и сформировались такие качества гомо сапиенс, как всеядность, способность жить в самых разных климатических условиях, “охота к перемене мест”.4

Открытие, с  которым трудно что либо сравнивать - “приручение” огня- дало возможность человеку подчинить себе силу самой природы. Он сумел универсально применять это качество – и как оружие защиты, и как оружие нападения. До недавнего времени некоторые племена использовали огонь для охоты, выжигая огромные площади. Больше всего от пожаров страдали крупные животные, которые никого не боялись и не спешили спасаться бегством, не зная, что против них выступает не двуногое существо, а сила самой природы.5

Следующим этапом взаимодействия человека с окружающей средой стало приручение животных. Перейдя этот рубеж, человек уже становится не столько охотником, сколько пастухом, главной заботой которого стала охрана своих стад. С этого рубежа человек и животное снова “вместе”, но уже на иной основе: не конкуренты и враги, а защитник - хозяин и прирученные - подопечные. Опустошительная деятельность первобытного охотника не могла проявиться быстро и широко из-за несовершенства его оружия, из-за неумения хранить мясо. Скотовод же с помощью и во имя своих животных сумел изрядно потеснить леса и глубоко изменить открытое пространство, выжигая под пастбища огромные участки лесов. Однако дни такого скотоводства были сочтены. Выжигание лесов и степей неминуемо вело к замене многолетних трав однолетними. Человек осознал значение брошенного в землю семени. Был собран первый урожай. Человек понял, что природа открывает ему ещё один источник пропитания. С этого момента у человека остаётся только одна опасность, один враг - сам человек.

Несомненно, переход к земледелию - акт всемирно - исторического значения. Человек, посути, приступил к производству, первому в своей истории, включив в свой труд природные процессы в качестве их важнейшего компонента. Земледелие подстегнуло технический прогресс, заставив человека изобрести упряжь и соху, обучить животных ходить в ярме, хомуте, поставить себе на службу “органическую силу природы”. Тем самым был окончательно нарушен “договор” человека с природой, обусловлено потрясение самих основ ее системы и созданы первопричины ее “мести” людям.

Ни одно изменение, производимое человеком в окружающей среде, не могло так или иначе  не повлиять на его пусть еще слабую мысль. Он искал связь природных  явлений со своими действиями, пытался  от неосознанной, но уже не раз дававшей о себе знать “мести природы”, когда  вслед за истреблением леса исчезали животные, ради которых этот лес  истреблялся. Повторение одного и того же действия в тех же условиях сегодня  давало один результат, а завтра - совершенно противоположный. Осмысливая свои действия, человек пытался осмыслить природу. Но поначалу мал был опыт общения, ничтожны знания, не развито умение анализировать, видеть взаимосвязь  природных явлений. И тогда человеческое сознание нашло выход: будучи сам  существом мыслящим, человек приписал и природе умение мыслить, “наделил”  её человеческими качествами. Это  позволило ему рассматривать  природу по аналогии с собой, естественные явления по аналогии со своими действиями. Природа предстала “очеловеченной”, что привело к возникновению  одного из первоначальных видов мировоззрения - антропоморфизма, а затем и пантеистического миропонимания. “Природа есть не что  иное, как Бог в вещах”, - утверждал  великий Джордано Бруно.6

 

 

 

 

 

1 Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 2004. С. 276-277

2 Философия: Учебник / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2005. С. 243

3 Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. С. 140

4 Корнеева А. И. Общество и окружающая среда. – М., 1985. С. 21

5 Лаптев И. Д. Испытание разума. – М., 1988. С.26-27

6 Дубинин Н. П. Что такое человек. – К., 1983. С.141


Информация о работе Общество и природа