Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:01, контрольная работа
Естественно, возникают вопросы: что собой представляет эта история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или же по определенным законам? Развивается ли каждая страна (народ) независимо, изолированно от других стран, народов или у них существует и нечто общее? Вопросы эти не простые, как не просты и ответы на них. Мы остановимся на трех проблемах: объективность исторического процесса, всемирной истории и смысл истории.
Общество как исторический процесс
§ 1. Объективность, всемирность, смысл человеческой истории………………………3
§ 2. Развитие человеческой индивидуальности как внутреннее устремление истории…………………………………………………………………………………………6
§ 3. Формационные ступени человеческой истории……………………………………...9
§ 4. Некоторые особенности формационных этапов развития общества…………….12
§ 5. Логика истории и исторический процесс…………………………………………….16
§ 6. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты…………………………18
Капитализм. Начальные этапы. Генезис капитализма охватывает период с XVI до первой половины XVIII столетия, домонополистическая стадия началась с середины XVIII в.
Время существования капитализма по сравнению со всеми предыдущими формациями невелико. Но в истории человечества и его общем прогрессе ему принадлежит исключительно важное место. Можно смело сказать, что в этот период во всех сферах жизни общества произошли такие изменения, которые по своим масштабам, глубине, темпам превосходят все, что достигло человечество в докапиталистические эпохи.
Как и во все времена, при капитализме важнейшей детерминантой общественного развития является материальное производство, экономическая жизнь общества. При капитализме произошло принципиальное изменение в соотношении промышленности и сельского хозяйства. Если прежде центром общественного производства было земледелие, а промышленность существовала в виде отдельных вкраплений и дополнений к сельскому хозяйству, то при капитализме именно промышленное производство занимает ведущее положение. Сельское хозяйство не только отходит на второй план, но и перестраивается под решающим воздействием промышленных преобразований.
В связи с этими преобразованиями земля при капитализме хотя и не теряет своего производственного значения, но и не играет уже ведущей роли в экономической жизни общества.
Эта жизнь характеризовалась появлением новых социальных общностей, кардинальным преобразованием традиционных общностей, появлением новых отношений между ними. Важнейшим социальным преобразованием в капиталистической формации являлось появление новых классов — буржуазии и пролетариата.
В период капитализма окончательно сформировалась такая важнейшая макросоциальная общность, как нация. Развитие общественного разделения труда привело к образованию новой социальной группы — интеллигенции. Одним словом, с капитализмом связан новый важный этап в развитии социальной сферы общества.
Капиталистическая формация ознаменовалась и резким расширением масштабов политической надстройки, политической жизни общества в целом. В это время появляются политические институты, выражающие интересы трудящихся классов, политические партии, профессиональные союзы и другие организации.
Для капитализма
характерно и скачкообразное развитие
духовной жизни общества. Резко возрастает
роль идеологических институтов, науки,
системы образования. В то же время религия
во всей духовной жизни уже не занимает
такого места, как прежде.
§ 5. Логика истории и исторический процесс
Взаимосвязь сущности всемирно-исторического процесса и его исторической конкретности. Логика всемирной истории выражена в смене общественно-экономических формаций, в общей направленности всемирно-исторического процесса. Она отражает единство, целостность исторического процесса, фиксирует определенную тождественность порядков, судеб различных стран и народов. Вместе с тем реальная история человечества не сводится к одной всеобщности, одной — пусть самой глубокой — сущности. Она представляет собой и конкретный процесс развития отдельных стран, народов, классов, которые живут и развиваются в конкретном историческом времени, в реальном социальном пространстве, которые имеют свою историю, свою собственную судьбу. Исторический процесс с точки зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного разнообразия, непохожести, уникальности исторических событий; нет народов с одинаковой судьбой, нет классов, тем более индивидов, с одинаковой биографией.
Вряд ли здесь имеет смысл вдаваться в детальные объяснения причин этого многообразия. В данном случае имеет значение буквально все: и природная среда страны, и особенности ее общественного производства, и особенности образа жизни ее народа, и черты духовной культуры, и облик лидеров, и бесконечное множество других факторов. Важен сам факт (и его нужно четко зафиксировать) — история представляет собой в своей конкретности всегда и везде совокупность бесконечно разнообразных и неповторимых исторических биографий отдельных стран, народов, культур.
Отношение между этими двумя слоями исторического процесса многозначно. Между ними имеется определенное противоречие. Так, логика всемирной истории с ее явной устремленностью к единству, целостности, тождественности как бы «отталкивает» от себя плюрализм мира исторических явлений, как такое качество, которое разрушает эту общую логику. Это — с одной стороны. С другой — своеобразная энтропия исторической конкретности как бы сопротивляется всеобщей логике истории с ее тенденцией «втиснуть» реальную историю в какие-то общие рамки и тем самым посягнуть на ее право на своеобразие и неповторимость. Мы не думаем, что это противоречие двух слоев исторического процесса является просто продуктом теоретической рефлексии. На наш взгляд, оно имеет свои объективные основания, природа которых заключена в общем противоречии сущности и явления, всеобщего и единичного. Думается, в истории отдельных стран и народов не раз возникали коллизии, когда это противоречие всеобщей логики истории и конкретной судьбы страны приобретало вполне реальный смысл.
Но противоречие всеобщей логики истории и особенности конкретных историй стран и народов ни в коей мере не означает разрыва их единства. Напротив, само это противоречие является не чем иным, как своеобразным выражением глубинного единства всемирно-исторического процесса.
Так, логика всемирной истории сопрягается с бесконечным разнообразием судеб отдельных стран и народов. И чем богаче это многообразие, тем больше возможностей для складывания действительно единой логики истории. С этой точки зрения становится понятным, что исторически специфические особенности тех или иных стран или народов не представляют собой некие случайные, безразличные моменты с позиции общей логики исторического процесса, тем более не представляют они и своеобразные помехи для нее. Напротив, поскольку, взятые в своей совокупности, они выступают как единственный реальный источник, из которого вырастает общая логика истории, постольку они существенны и необходимы.
Если общая логика истории имеет своим истоком многообразие конкретной истории, то точно так же и это многообразие базируется на общей логике истории. Другими словами, общая логика истории в своей сущности содержит не просто тенденцию к тиражированию однообразных структур, а именно основу многообразия, разнообразия, Общая логика истории — это не множество одинакового, а единство многообразного. И эта логика тем более всеобща, тем более универсальна, чем больше многообразия она в себе содержит.
Таким образом, всемирная история хотя и противоречива, но целостна и едина. Причем это противоречивое единство ее слоев сущно-стно, ибо как без многообразия конкретной истории нет ее всеобщей логики, так и без этой всеобщей логики нет ее многообразия.
Взаимосвязь однонаправленности истории и ее многовариантности. Логика истории выражает общую направленность всемирно-исторического процесса. Поскольку эта логика выступает как общий итог всемирно-исторического процесса, поскольку она фиксирует именно общую его тенденцию, постольку она тяготеет к определенной однозначности, однонаправленности исторических взаимосвязей.
Если же мы обратимся к истории отдельных стран и народов, то увидим, что здесь, в более конкретном историческом приближении картина протекания общественных процессов видится несколько иначе. Как раз в этой области меньше всего проявляется линейно-однозначных переходов, жесткой предопределенности этапов. История на этом уровне раскрывается как актуальное множество различных возможностей, альтернативных вариантов. Любая страна, любой народ в любой момент исторического времени всегда стоят перед определенным выбором. И его реальная история всегда осуществляется в процессе реализации этого выбора.
Поскольку конкретная история всегда базируется на наличии разных вариантов, реализации одного из них и отказе от других, постольку все это выступает плацдармом становления различных интересов и борьбы различных социальных и политических сил. На разных этапах общества эта борьба, естественно, носит разный характер, принимает разные формы, но присутствует она всегда.
Хотелось
бы подчеркнуть, что столкновение разных
вариантов исторического процесса отнюдь
не завершается абсолютной победой одного
варианта и столь же абсолютным поражением
других. Как нам представляется, победивший
вариант проходит самое жесткое испытание
— испытание практикой, где он нередко
модернизируется, причем весьма существенно.
Да и те варианты, которые отвергаются
обществом, не исчезают вообще. Ведь за
ними стоят интересы и надежды определенных
групп общества. Поэтому нередко бывает
так, что, хотя общество отклоняет какие-то
возможности развития, позже, под влиянием
реального хода истории, приходится к
ним возвращаться, зачастую реставрируя
их в модифицированной форме.
Одним словом, конкретная история страны, народа, класса всегда базируется на множестве возможностей, на процедурах выбора. Эта многовариантность, на наш взгляд, является перманентной чертой конкретной истории, не исчезающей никогда. Более того, эта многовариантность истории существенна, ибо отражает саму многозначность, разнообразие внешних и внутренних условий жизни каждой страны, каждого народа.
Итак, исторический
процесс и однонаправлен, если речь идет
о его общей логике, и многовариантен,
если речь идет о конкретной истории.
§ 6. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Августин Аврелий (354-430) — христианский философ.
Он выделял семь периодов развития: младенчество, когда развивается язык; детство, когда развивается память (в истории — возникновение исторических памятников); юность, когда развивается «низкий разум»; пробуждение семейного инстинкта; молодость, когда пробуждается высший разум, моральное сознание; мужество — время религиозного сознания; начало старости, когда душа постигает Бога.
В философии
истории Августина отразилось торжество
христианства. У него история включена
в общий план мироздания, отдельные народы
и культуры были объединены в единый процесс.
В истории вычленяется цель, которая понимается
как подготовка к Божьему Царству. История
обрела характер нравственной эволюции.
У Августина встречается мысль, что история
есть воспитание человечества.
Боден Жан Анри (1530—1596) — французский философ.
Писал он и о
революциях в обществе. По Ж. Бодену,
они зависят от непредсказуемых
причин, в том числе и свободы,
не поддающейся расчету. Ж. Боден
считал, что общество должно предотвращать
революции политическими и другими мерами.
Боссюэ Жак
Бепинь (1627-1704) — французский философ.
В сочинении «Рассуждение о всеобщей
истории» дал обзор истории человечества
целиком в духе христианско-библейской
традиции. Его философия истории пронизана
идеями провиденциализма, Бог непосредственно
управляет судьбами народов, а вся история
суть осуществление божественного плана
спасения человека. Ж. Боссюэ писал: «Из
истории этих народов можно видеть, что
Бог создал государства и дает их тому,
кому хочет, и что они служат Его целям
по предназначенному Им плану. Хочет ли
Он сделать завоевателей, страх предшествует
им и внушает их воинам непобедимую смелость.
Хочет Он создать законодателей, Он ниспосылает
им мудрость и предусмотрительность. Когда
Он хочет погубить какой-нибудь народ,
Он ослепляет его и предоставляет его
собственному его безрассудству. Таким
образом, Господь управляет народами:
на земле нет случая, нет счастья. То, что
мы в нашем поведении называем случаем,
вытекает из всевышнего плана, в котором
определены и причины и последствия. Но
в то же время Господь установил в человеческих
делах известный порядок, то есть люди
и народы одарены Им качествами, соответствующими
их назначению... на земле не было ни одного
важного переворота, который не имел бы
своих причин в предшествовавших веках».
Вико Джамбаттиста (1668—1744) — итальянский философ. В своем главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» Д. Вико стремился открыть всеобщие законы исторических изменений, «Вечную, Идеальную историю, соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце». Он доказывал единство мировой истории, повторяющиеся моменты в ней, цикличность и возвраты. Д. Вико отличал три типа времени: религиозное, героическое (или «поэтическое») и гражданское. Каждая из этих эпох — это особая целостная формация со своими нравами (сюда входит и экономика), правоотношениями, особым «авторитетом власти», формой правления, способом общения и мышления.
Д. Вико считал,
что гражданский мир основан на противоположных
свойствах: «плебеи» стремятся изменить
государство и меняют его, а «благородные»
— его сохранить. Эта борьба ведет к смене
аристократии демократией, демократии
— самой совершенной формой — монархией.
Пороки монархии приводят к разложению
всей социальной организации, и все начинается
сначала.