Общество как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного восприятия социальной реальности. Кажется, что общество, социальная реальность – что-то непосредственно данное, непосредственно доступное для понимания и толкования, поэтому можно обойтись без специальной и сложной работы многих философско-социальных дисциплин. На этом основано убеждение в том, что преобразования в обществе могут быть произведены с опорой на «здравый смысл». В теории это приводит к тому, что мы не знаем наше общество: как оно устроено, какие группы в нем взаимодействуют и т.д. На практике – «хотели как лучше, получилось как всегда».

Содержание работы

1. Социальная философия и ее задачи
2. Основные философские подходы к пониманию общества
3. Структура общества
3.1. Социальная сфера
3.2. Политическая сфера
3.3. Духовная сфера жизни общества

Файлы: 1 файл

Министерство ообразования и науки Российской Федерации.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Пермский финансово-экономический  колледж-филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый  университет при правительстве  РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Основы философии»

На тему «Общество как предмет философского анализа»

 

 

 

 

 

Выполнила: Шилова Е. 209 гр.

Проверил: Демьяненко С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013г.

Содержание

1. Социальная философия и ее задачи

2. Основные философские подходы  к пониманию общества

3. Структура общества

    3.1. Социальная сфера

    3.2. Политическая сфера

    3.3. Духовная сфера жизни общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная философия  и ее задачи

В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного восприятия социальной реальности. Кажется, что  общество, социальная реальность –  что-то непосредственно данное, непосредственно  доступное для понимания и  толкования, поэтому можно обойтись без специальной и сложной  работы многих философско-социальных дисциплин. На этом основано убеждение  в том, что преобразования в обществе могут быть произведены с опорой на «здравый смысл». В теории это  приводит к тому, что мы не знаем  наше общество: как оно устроено, какие группы в нем взаимодействуют  и т.д. На практике – «хотели как  лучше, получилось как всегда».

Предметом социальной философии  является общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и  существования. Русский философ  С.Л. Франк так определял задачи социальной философии: 

  1. установить место общественной жизни в «мировом космическом бытии», ее отношения к «всеобщим началам мира». 
  2. обнаружить природу и суть общественной жизни, присущие любым социальным системам.

Это не так легко сделать, т.к. на пути исследования общества встречается  много трудностей.

Человеческое общество -  самая сложная по своей сущности и структуре система. Это не только нынешние поколения, но все человечество в его истории и перспективе. Не случайно материализм в области понимания общества возник значительно позже материалистического учения о природе.

В обществе наблюдается соотношение  объективного и субъективного. Объективными факторами выступают материальное производство и формы общественных отношений, в которых закреплена предшествующая деятельность людей. Субъективным фактором является разнообразная деятельность людей, их живой труд. Субъективный фактор может как тормозить, так и ускорять общественное развитие.

В природе и обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное. В общественной жизни – наибольшая полнота проявления индивидуального. В природе действуют динамические и статистические законы, а в обществе – законы-тенденции, где общее выступает каждый раз в новом, неповторимом облике. Поэтому за случайностью бывает трудно увидеть необходимость.

Нужно упомянуть и о  соотношении стихийного и сознательного. Каждый действует сознательно, а общий результат часто получается такой, о котором никто и не помышлял.

Социальная философия - это  абстрактная, универсальная теория, которая должна быть опосредована целым  рядом теорий среднего уровня: социология, политология, культурология, социальная психология и т.д. А уже через  них она имеет выход на прикладные исследования.

2. Основные философские  подходы к пониманию общества

Выбор того или иного способа  объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки. 

  1. Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы.

Например, теория этногенеза  русского историка Л.Н. Гумилева связывала развитие общества с ритмами космического излучения. Социобиология связывает развитие общества со спецификой человека как природного существа, с его генетическими, расовыми и половыми особенностями. К.Э. Циолковский и другие космисты рассматривали развитие человечества как ступень в эволюции космоса.  

  1. Идеалистический.

а) Объективно-идеалистические  учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия).

б)  Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями. 

  1. Теории, основанные на анализе межчеловеческих связей и отношений.

Теория общественного  договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.) считала общество суммой индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Органистическая модель позитивистов (Г. Спенсер) рассматривала общество как систему, не сводимую к частям. Материалистическое понимание истории (К. Маркс) закономерности развития общества связывало со сменой способов производства.

3. Структура общества

Общество – это сверхсложная самовоспроизводящаяся система. Она  включает в себя ряд уровней, подсистем, каждая из которых обладает определенной автономностью (т.е. самостоятельностью и, в свою очередь, может рассматриваться  как система). Между ними существует иерархия, но не абсолютная.

Взаимодействие этих подсистем  порождает новые, интегративные  качества, присущие только всей системе  в целом, т.е. социальному как таковому. Человек – универсальный компонент, он включен во все подсистемы.  Общество – это самоуправляемая система.

Принято выделят следующие  сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Краткая характеристика материальной сферы и ее роли в жизни общества была дана в восьмой главе данного  пособия, поэтому в данной главе  останавливаться на этом не будем.

3.1. Социальная  сфера

Социальная структура  общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Она  включает в себя общности, связанные  с биологической природой человека (этническая, демографическая), а также  общности цивилизационного характера (поселенческая, классовая, профессионально-образовательная).

Этнические общности исторически  изменялись. Первоначально люди жили родами и племенами, основанными  на кровно-родственной связи. Рабовладельческому и феодальному обществу соответствуют народности, общности, основанные на территориальных, соседских связях. С возникновением капитализма формируются нации. Нации присуще единство территории, языка, экономической жизни и психического склада, а также национальное самосознание.

Демография связана с  описанием непрерывно воспроизводящей  себя совокупности людей – народонаселения. Ей присущи следующие характеристики: плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность  и состояние психофизиологического  здоровья.

Одной из глобальных проблем современности является демографическая. В чем она заключается?

Сформулируйте демографические  проблемы современной России.

Поселенческая структура  характеризует пространственную форму  организации общества. Она также  исторически меняется: если для феодализма было характерно преобладание деревни   над городом, то при капитализме происходит процесс урбанизации – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.

Классы существовали не всегда, они сформировались в процессе общественного  разделения труда и обмена деятельностью. Объективными критериями для выделения  классов являются: место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда и способы и размеры получаемого общественного богатства. При анализе общества необходимо учитывать и деление на более мелкие слои, выделяемые по разным основаниям: уровню доходов, образования, статусу и престижу и т.д. Для современных высокоразвитых обществ характерна тенденция к росту численности  т.н. «среднего класса» – социальной группы, занимающей промежуточное положение между элитой и классом наемных работников.

Увеличивается значимость для  общества профессионально-образовательной  структуры. Современное  информационноемкое производство предъявляет повышенные требования к уровню образования и культуры работника. Возрастает роль интеллигенции – многослойной общности людей, профессионально занимающихся  умственным, преимущественно сложным творческим трудом.

3.2. Политическая  сфера

Политика – сфера отношений  между классами, нациями и другими  большими общностями людей по поводу власти в обществе. Экономика и  политика тесно связаны между собой. Иногда возникают такие ситуации, когда политика починяет себе экономику. Например, в Советском Союзе существовал примат политических решений над экономическими, что приводило к нарушению экономических законов и стало причиной застоя. Советская экономика в результате стала неконкурентоспособна. Это одна из важнейших причин последовавших коренных преобразований в нашей стране.

На данном этапе развития важным является вопрос о взаимосвязи  частной собственности и демократии. На базе частной собственности могут  существовать и существуют различные  формы политического правления  и политические режимы. Но капитализм имел своей предпосылкой правовое освобождение личности. Труд лично свободного, ответственного и заинтересованного в результатах  работника оказался самым эффективным.

В рамках демократического общества происходит взаимодействие гражданского общества и государства. Государство – это внешняя сила, стоящая над членами общества и решающая общие проблемы, а также осуществляющая господство одного класса над другим. Гражданское общество – это сфера самодеятельности, самоорганизации людей, сфера осуществления особенных частных интересов отдельных индивидов. Между ними существуют отношения взаимодополнения и конфликта. Государство не интересуют отдельные индивиды. Там, где оно перевешивает, подавляет гражданское общество, возникает тоталитаризм. Демократия предполагает контроль гражданского общества над государством.

Что входит в гражданское  общество? В экономической сфере  это мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, созданные гражданами по собственной  инициативе. В социальной сфере это  органы самоуправления, политические и общественные организации, негосударственные  институты, выражающие общественное мнение и т.п. В духовной сфере это  церковь, средства массовой информации, добровольные научные и творческие объединения.

В развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев  встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института. Гражданское  общество объединяет индивидов, укрепляет  общество в целом.

Что вы можете сказать  о степени развития гражданского общества в современной России? Какими причинами обусловлено это состояние?

Демократическая политика тесно связана с правом. В правовом государстве не только граждане, но и само государство подчиняется законам, ограничено ими, поэтому права и свободы граждан защищены. Государство призвано примирять и защищать конфликтующие интересы различных социальных сил, слоев, групп. Право – не только средство разрешения возникающих в обществе противоречий, но и воплощение подвижного равновесия разнородных сил и интересов.

Если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия частных, противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то правовое государство заключает  в себе объединяющее всех членов общества начало.

3.3. Духовная сфера  жизни общества

Духовная сфера жизни  общества представляет собой сложное  пересечение и взаимодействие различных  уровней и форм общественного  сознания, а также проявления коллективного  бессознательного.

По характеру отражения  действительности выделяют обыденное  и теоретическое сознание. Обыденное  сознание представляет собой непосредственное отражение стихийного практического  опыта людей, их повседневной деятельности. Им  обладают все члены общества и передается оно стихийно в процессе непосредственного общения. Оно ограничено, противоречиво, поверхностно. Теоретическое сознание – это сложная опосредованная форма отражения действительности. Она выявляет существенные связи, законы. Передается в процессе целенаправленного и систематизированного обучения.

Отношение людей к миру и самим себе выражается через  другие уровни – общественную психологию и идеологию. Общественную психологию можно определить как совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, норм поведения, свойственных классу, социальной группе, нации или другой исторической общности людей и складывающихся под непосредственным воздействием условий жизни. Идеология – это  более или менее стройная система  взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения  через призму идеалов и целей  класса, нации, религиозной конфессии  или иной большой социальной общности. Идеология вырабатывается узким  кругом людей, мыслящими представителями  социальной группы, способными теоретически обобщать жизнь общества и обосновывать цели и задачи своей группы. Идеологи в своих построениях стремятся  опираться на данные науки, но между  наукой и идеологией существуют существенные различия. Наука стремится дать объективные  истинные знания, идеология обосновывает и защищает интересы. Наука стремится  придать своим законам, категориям и принципам непреходящую форму. Всякая идеология исторически  ограничена, преходяща. 

Информация о работе Общество как предмет философского анализа