Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:14, реферат
В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного восприятия социальной реальности. Кажется, что общество, социальная реальность – что-то непосредственно данное, непосредственно доступное для понимания и толкования, поэтому можно обойтись без специальной и сложной работы многих философско-социальных дисциплин. На этом основано убеждение в том, что преобразования в обществе могут быть произведены с опорой на «здравый смысл». В теории это приводит к тому, что мы не знаем наше общество: как оно устроено, какие группы в нем взаимодействуют и т.д. На практике – «хотели как лучше, получилось как всегда».
1. Социальная философия и ее задачи
2. Основные философские подходы к пониманию общества
3. Структура общества
3.1. Социальная сфера
3.2. Политическая сфера
3.3. Духовная сфера жизни общества
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пермский финансово-
Реферат
По дисциплине «Основы философии»
На тему «Общество как предмет философского анализа»
Выполнила: Шилова Е. 209 гр.
Проверил: Демьяненко С.П.
Пермь 2013г.
Содержание
1. Социальная философия и ее задачи
2. Основные философские подходы к пониманию общества
3. Структура общества
3.1. Социальная сфера
3.2. Политическая сфера
3.3. Духовная сфера жизни общества
1. Социальная философия и ее задачи
В обыденном сознании существует
иллюзия непосредственного
Предметом социальной философии является общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и существования. Русский философ С.Л. Франк так определял задачи социальной философии:
Это не так легко сделать, т.к. на пути исследования общества встречается много трудностей.
Человеческое общество - самая сложная по своей сущности и структуре система. Это не только нынешние поколения, но все человечество в его истории и перспективе. Не случайно материализм в области понимания общества возник значительно позже материалистического учения о природе.
В обществе наблюдается соотношение объективного и субъективного. Объективными факторами выступают материальное производство и формы общественных отношений, в которых закреплена предшествующая деятельность людей. Субъективным фактором является разнообразная деятельность людей, их живой труд. Субъективный фактор может как тормозить, так и ускорять общественное развитие.
В природе и обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное. В общественной жизни – наибольшая полнота проявления индивидуального. В природе действуют динамические и статистические законы, а в обществе – законы-тенденции, где общее выступает каждый раз в новом, неповторимом облике. Поэтому за случайностью бывает трудно увидеть необходимость.
Нужно упомянуть и о соотношении стихийного и сознательного. Каждый действует сознательно, а общий результат часто получается такой, о котором никто и не помышлял.
Социальная философия - это абстрактная, универсальная теория, которая должна быть опосредована целым рядом теорий среднего уровня: социология, политология, культурология, социальная психология и т.д. А уже через них она имеет выход на прикладные исследования.
2. Основные философские подходы к пониманию общества
Выбор того или иного способа объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки.
Например, теория этногенеза русского историка Л.Н. Гумилева связывала развитие общества с ритмами космического излучения. Социобиология связывает развитие общества со спецификой человека как природного существа, с его генетическими, расовыми и половыми особенностями. К.Э. Циолковский и другие космисты рассматривали развитие человечества как ступень в эволюции космоса.
а) Объективно-идеалистические учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия).
б) Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями.
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.) считала общество суммой индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Органистическая модель позитивистов (Г. Спенсер) рассматривала общество как систему, не сводимую к частям. Материалистическое понимание истории (К. Маркс) закономерности развития общества связывало со сменой способов производства.
3. Структура общества
Общество – это сверхсложная самовоспроизводящаяся система. Она включает в себя ряд уровней, подсистем, каждая из которых обладает определенной автономностью (т.е. самостоятельностью и, в свою очередь, может рассматриваться как система). Между ними существует иерархия, но не абсолютная.
Взаимодействие этих подсистем
порождает новые, интегративные
качества, присущие только всей системе
в целом, т.е. социальному как таковому.
Человек – универсальный
Принято выделят следующие сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Краткая характеристика материальной сферы и ее роли в жизни общества была дана в восьмой главе данного пособия, поэтому в данной главе останавливаться на этом не будем.
3.1. Социальная сфера
Социальная структура
общества есть целостная совокупность
всех функционирующих в нем
Этнические общности исторически изменялись. Первоначально люди жили родами и племенами, основанными на кровно-родственной связи. Рабовладельческому и феодальному обществу соответствуют народности, общности, основанные на территориальных, соседских связях. С возникновением капитализма формируются нации. Нации присуще единство территории, языка, экономической жизни и психического склада, а также национальное самосознание.
Демография связана с
описанием непрерывно воспроизводящей
себя совокупности людей – народонаселения.
Ей присущи следующие
Одной из глобальных проблем современности является демографическая. В чем она заключается?
Сформулируйте демографические проблемы современной России.
Поселенческая структура характеризует пространственную форму организации общества. Она также исторически меняется: если для феодализма было характерно преобладание деревни над городом, то при капитализме происходит процесс урбанизации – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.
Классы существовали не всегда, они сформировались в процессе общественного разделения труда и обмена деятельностью. Объективными критериями для выделения классов являются: место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда и способы и размеры получаемого общественного богатства. При анализе общества необходимо учитывать и деление на более мелкие слои, выделяемые по разным основаниям: уровню доходов, образования, статусу и престижу и т.д. Для современных высокоразвитых обществ характерна тенденция к росту численности т.н. «среднего класса» – социальной группы, занимающей промежуточное положение между элитой и классом наемных работников.
Увеличивается значимость для
общества профессионально-
3.2. Политическая сфера
Политика – сфера отношений между классами, нациями и другими большими общностями людей по поводу власти в обществе. Экономика и политика тесно связаны между собой. Иногда возникают такие ситуации, когда политика починяет себе экономику. Например, в Советском Союзе существовал примат политических решений над экономическими, что приводило к нарушению экономических законов и стало причиной застоя. Советская экономика в результате стала неконкурентоспособна. Это одна из важнейших причин последовавших коренных преобразований в нашей стране.
На данном этапе развития
важным является вопрос о взаимосвязи
частной собственности и
В рамках демократического общества происходит взаимодействие гражданского общества и государства. Государство – это внешняя сила, стоящая над членами общества и решающая общие проблемы, а также осуществляющая господство одного класса над другим. Гражданское общество – это сфера самодеятельности, самоорганизации людей, сфера осуществления особенных частных интересов отдельных индивидов. Между ними существуют отношения взаимодополнения и конфликта. Государство не интересуют отдельные индивиды. Там, где оно перевешивает, подавляет гражданское общество, возникает тоталитаризм. Демократия предполагает контроль гражданского общества над государством.
Что входит в гражданское общество? В экономической сфере это мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, созданные гражданами по собственной инициативе. В социальной сфере это органы самоуправления, политические и общественные организации, негосударственные институты, выражающие общественное мнение и т.п. В духовной сфере это церковь, средства массовой информации, добровольные научные и творческие объединения.
В развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института. Гражданское общество объединяет индивидов, укрепляет общество в целом.
Что вы можете сказать
о степени развития гражданского
общества в современной России? Какими
причинами обусловлено это
Демократическая политика тесно связана с правом. В правовом государстве не только граждане, но и само государство подчиняется законам, ограничено ими, поэтому права и свободы граждан защищены. Государство призвано примирять и защищать конфликтующие интересы различных социальных сил, слоев, групп. Право – не только средство разрешения возникающих в обществе противоречий, но и воплощение подвижного равновесия разнородных сил и интересов.
Если гражданское общество
представляет собой арену столкновения
и взаимодействия частных, противоречащих
друг другу и конфликтующих
3.3. Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества представляет собой сложное пересечение и взаимодействие различных уровней и форм общественного сознания, а также проявления коллективного бессознательного.
По характеру отражения действительности выделяют обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание представляет собой непосредственное отражение стихийного практического опыта людей, их повседневной деятельности. Им обладают все члены общества и передается оно стихийно в процессе непосредственного общения. Оно ограничено, противоречиво, поверхностно. Теоретическое сознание – это сложная опосредованная форма отражения действительности. Она выявляет существенные связи, законы. Передается в процессе целенаправленного и систематизированного обучения.
Отношение людей к миру
и самим себе выражается через
другие уровни – общественную психологию
и идеологию. Общественную психологию
можно определить как совокупность
чувств, настроений, обычаев и традиций,
норм поведения, свойственных классу,
социальной группе, нации или другой
исторической общности людей и складывающихся
под непосредственным воздействием
условий жизни. Идеология – это
более или менее стройная система
взглядов, идей и теоретических принципов,
отражающих общественные отношения
через призму идеалов и целей
класса, нации, религиозной конфессии
или иной большой социальной общности.
Идеология вырабатывается узким
кругом людей, мыслящими представителями
социальной группы, способными теоретически
обобщать жизнь общества и обосновывать
цели и задачи своей группы. Идеологи
в своих построениях стремятся
опираться на данные науки, но между
наукой и идеологией существуют существенные
различия. Наука стремится дать объективные
истинные знания, идеология обосновывает
и защищает интересы. Наука стремится
придать своим законам, категориям
и принципам непреходящую форму.
Всякая идеология исторически
Информация о работе Общество как предмет философского анализа