Общество как развивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Социальная философия: 1) в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив; 2) в узком смысле: раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин — политической экономии, антропологии, психологии, культурологи

Содержание работы

Введение 4
1. Генезис историко-философских воззрений на общество 5
2. Субъекты и движущие силы исторического развития 7
3. В чем состоит различие “формационной” и “цивилизационной” концепций анализа общества 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Моя контра по философии(АНЯ).doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по философии

Тема: «Общество как развивающаяся система» 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель:  Дорошенко В.Ю.

  Исполнитель:  Кардош А.А.

Факультет:  Менеджмент и маркетинг

Курс: II

Группа:  № 223201

Личное  дело: 09ммд 11 808 
 
 
 
 
 

                       
 
 

                                                            
 
 
 

Москва   2011

Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Введение 

    Социальная  философия: 1) в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив; 2) в узком смысле: раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин — политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и т.д.

    Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие  и методологические принципы жизни  и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных ее аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Социальная философия опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения.

 
 
 
 

    1.Генезис  историко-философских  воззрений на общество

    Принято   считать,   что   отцом   истории   является   Геродот - древнейший из историков, стремившийся описать не просто деяния людей, но и выявить их причины, чтобы найти истину и сохранить эти деяния в памяти потомков.

    Горизонты исторической мысли значительно  расширил Фукидит (ок. 460—400 до н.э.). Он ставил своей задачей отыскать истину в истории, выдвинул идею повторяемости исторических явлений, обусловленной неизменностью “человеческой природы”, которой, по Фукидиту, свойственны стремление к преобладанию и жажда власти, но наряду с этим и жажда свободы. Это чувство более сильное и неодолимое в человеке, нежели его стремление к господству.

    Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской  жизни общества, различий в государственном устройстве, социально-философская мысль постепенно выделяет в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций). Древние философы, как уже говорилось, пытались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности. По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей — исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе. Лукреций считал, что причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.

    Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило, апеллировали к божественному провидению: история предопределена Богом; все пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.

    Важную  роль в становлении социальной философии сыграл Гегель с его идеей “хитрого Разума”. Г. Гегель говорил: “Во всемирной истории благодаря действиям людей получаются несколько иные результаты по сравнению с теми, к которым они стремятся. Люди добиваются удовлетворения своих потребностей и интересов, однако благодаря этому объективно осуществляется еще и нечто такое, что скрыто содержится в их интересах и действиях, но не осознается ими, не входит в их намерения”. В этом-то и кроется “хитрость разума истории”.

    Высоко  ценя диалектику Гегеля, Маркс отвергал его идеалистические исходные принципы. Маркс с гордостью утверждал, что он “перевернул с головы на ноги” учение Гегеля, т.е. переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Для Маркса идеальное – это отражение материального в голове человека, в сознании индивида и общества, это мысли, идеи сугубо земного происхождения, свойство высокоорганизованной материи, что не имеет ничего общего с трактовкой данного вопроса Гегелем.

    Марксистская  концепция общества, восходящая, по определению, к Марксу, доминировала среди советских социальных философов и обществоведов. В наши дни она является предметом многих философских споров. Согласно Марксу, главным фактором, образующим человеческие общества, является общественный характер производительного труда, производство людьми общественного труда. Людей объединяет их общественный труд, именно он определяет специфику общества в первую очередь. Не ценности, а общественный труд, полагают марксисты, объединяет людей в единое, как правило, противоречивое целое.

    Прогресс  производительности труда и средств производства приводит к революциям, смене одних общественно-экономических формаций другими. В марксистских вариантах философии истории весьма популярна так называемая “пятичленка”, согласно которой общество проходит в своем развитии первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Марксисты видят смысл истории в максимальном общественном развитии, вследствие которого все более свободным становится каждый член общества.  

    2.Субъекты  и движущие силы  исторического развития.

    Ход исторического процесса зависит  от объективных условий и субъективных факторов.  Каждое новое поколение  людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями (орудия и средства труда, различные предметы и т.д.), не зависящими от их сознания и воли. Таким образом, объективный фактор в истории — это прежде всего труд, производство и формы общественных отношений, в значительной мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деятельности людей. А объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

    Но  каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. А субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект.

    Содержание  субъективного фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории.

    В социальной философии марксизма  под движущими силами развития понимаются разные общественные явления: объективные  общественные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена; разделение труда; продолжительные действия больших масс людей, классов, народов; разделение  общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы.

    В научной, пропагандистской литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективными и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей, то с комплексом перечисленных факторов.

    Подчеркивание того, что общество — это деятельность людей, имеет глубокий методологический смысл. Этим определяется коренная специфика общества: деятельность людей есть сама общественная жизнь. В этом смысле все, что происходит в обществе, — действие его законов, функционирование составных частей общества, исторические события, разные общественные состояния и т. д. — прямо или опосредованно связано с деятельностью человека. Общество – в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – определенный этап человеческой истории. В связи с вычленением деятельности людей в виде отдельного и специального ракурса общественной жизни и раскрывается проблематика движущих сил общества. Движущие силы общества — это не вообще все силы, противоречия, причины и т. д., существующие в обществе. Движущие силы общества — это деятельность людей, раскрытая с точки  зрения  ее  внутреннего  механизма,  ее  факторов  и  причин.

    Как мы полагаем, именно в таком плане  раскрывает движущие силы истории Ф. Энгельс: “Когда речь заходит об исследовании движущих сил, стоящих за побуждениями исторических деятелей, — осознанно ли это или, как это бывает очень часто, не осознанно, об исследовании сил, образующих в конечном счете подлинные движущие силы истории, то надо иметь в виду не столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых выдающихся, сколько те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в свою очередь, целые классы. Да и здесь важны не кратковременные взрывы, не скоро проходящие вспышки, а продолжительные движения, вызывающие великие исторические перемены. Исследовать движущие причины, которые явно или неявно, непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме, отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующей массы и ее вождей, так называемых великих людей, — значит вступить на единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельных периодах или в отдельных странах”.

    Среди сил, которые творят историю, доминирующее положение занимают народные массы  и выдающиеся личности. Рассматривая роль народных масс в истории, исторический материализм подчеркивает, что роль народных масс является решающей, определяющей. Решающая роль народных масс особенно рельефно раскрывается при сопоставлении с ролью выдающихся личностей, отдельных социальных групп в истории. Выдающиеся личности могут очень и  очень  многое,  недаром  и  называются  они     выдающимися.   Но вся эта  их выдающаяся деятельность  возможна  лишь в  условиях,  когда  каждодневно  и  каждочасно  миллионы  представителей народа занимаются простыми, будничными делами: выращивают хлеб, строят города, дороги, и т. д. Например, Наполеон Бонапарт владел великим полководческим талантом.  Но  что бы значил  его талант, если бы не было тысяч солдат, которые своим ратным трудом воплощали в жизнь его блистательные военные замыслы. И Гегель так говорил: “Поступательное   движение   мира   происходит   только   благодаря   деятельности  огромных  масс и  становится  заметным  только  при  весьма  значительной сумме созданного” . В этом отношении роль народных масс и выступает как действительная основа всей жизни общества, поэтому она и решающая.

    Рассмотрим  диалектику социальных условий и  индивидуальных особенностей, талантов выдающейся личности. Совершенно очевидно, что историческая личность, ее роль являются своеобразным результатом двух слагаемых: социальных условий, общественных потребностей, с одной стороны, качеств конкретной личности — с другой. Первая предпосылка для объяснения и понимания роли выдающейся личности заключается в том, чтобы понять, какие общественные условия вызвали ее к жизни, чьи социальные интересы она выражает. Совокупность этих социальных условий выступает как своего рода социальный заказ общества. Общественная жизнь, потребность той или иной области, как бы требует, чтобы появился лидер, способный стать во главе движения, решить определенные задачи. Итак, выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание общественной потребности, роста определенных социальных сил и формирования, воспитания выдающихся индивидуальных качеств. В своей деятельности личность как бы соединяет действия этих двух слагаемых. С одной стороны, выдающаяся личность как бы аккумулирует в себе социальную энергию тех сил, которые она возглавляет. С другой, — соединив социальную энергию масс со своими выдающимися индивидуальными качествами, личность как бы умножает эту энергию, придает ей мощный дополнительный импульс. Сплав этих двух компонентов социальной энергии масс и выдающихся индивидуальных способностей и обусловливает выдающуюся роль исторической личности в истории. Если без масс личность отнюдь не может достигнуть определенных результатов, то зачастую и без соответствующей личности массы их достичь не могут или достигают другой, куда более дорогой, ценой.

Информация о работе Общество как развивающаяся система